Статья «Формирование коммуникативных УУД школьников на уроках биологии»

11
4
Материал опубликован 18 July 2017

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий школьников на уроках биологии.

 

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой сегодня в школе замены нет.

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.

 

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития . Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и  С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре

блока УУД.


 

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или

деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Задания для диагностики и формирования УУД.


 

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда;
– «отгадай, о ком говорим» (Это настоящие наземные позвоночные животные, они передвигаются , опираясь на твердый субстрат, дышат атмосферным воздухом, используя легкие, размножаются вне воды, а суше, оплодотворение у них внутреннее. )
– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д

(Подготовь рассказ о строении цветка

Опиши устно строение пера птицы

Объясни сущность процесса фотосинтеза)

-коллективное решение анаграмм;

(тон + кит = ( хвостатое земноводное)

сом + кит = ( мелкое тропическое насекомое)

кожа + ворон = (звонкоголосая птица)

объясните высказывание или пословицу;

(Нем как рыба

Всякая птица своим клювом сыта

 Если человек сам не подпишет смертного приговора тайге, она- никогда не исчезнет. Э.Кельер )

Оцените верность высказывания;

(Растения нужно изучать, чтобы пользоваться их дарами.

Общий внешний вид растения называют жизненной формой.

Лекарственные растения - те, которые человек выращивает для приготовления лекарств)


 

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Они:

обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Интересно! Понравились задания школьникам: отзыв на работу товарища, составь задание для товарища,- действительно, такие задания развивают коммуникативные навыки.

18 July 2017

Вам спасибо за такой замечательный отзыв!

18 July 2017

Как важно,когда их формируют на всех уроках!!

5 February 2019

Конечно, речь сейчас увы проблема!

5 February 2019