12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Буньков Андрей Владимирович3578
Россия, Свердловская обл., Алапаевск
11

Статья «Формирование коммуникативных УУД школьников на уроках биологии»

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий школьников на уроках биологии.

 

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой сегодня в школе замены нет.

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.

 

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития . Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и  С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре

блока УУД.


 

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или

деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Задания для диагностики и формирования УУД.


 

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда;
– «отгадай, о ком говорим» (Это настоящие наземные позвоночные животные, они передвигаются , опираясь на твердый субстрат, дышат атмосферным воздухом, используя легкие, размножаются вне воды, а суше, оплодотворение у них внутреннее. )
– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д

(Подготовь рассказ о строении цветка

Опиши устно строение пера птицы

Объясни сущность процесса фотосинтеза)

-коллективное решение анаграмм;

(тон + кит = ( хвостатое земноводное)

сом + кит = ( мелкое тропическое насекомое)

кожа + ворон = (звонкоголосая птица)

объясните высказывание или пословицу;

(Нем как рыба

Всякая птица своим клювом сыта

 Если человек сам не подпишет смертного приговора тайге, она- никогда не исчезнет. Э.Кельер )

Оцените верность высказывания;

(Растения нужно изучать, чтобы пользоваться их дарами.

Общий внешний вид растения называют жизненной формой.

Лекарственные растения - те, которые человек выращивает для приготовления лекарств)


 

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Они:

обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Опубликовано


Комментарии (4)

Елена, 18.07.17 в 17:18 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересно! Понравились задания школьникам: отзыв на работу товарища, составь задание для товарища,- действительно, такие задания развивают коммуникативные навыки.
Буньков Андрей Владимирович, 18.07.17 в 17:21 1Ответить Пожаловаться
Вам спасибо за такой замечательный отзыв!
Горбачёва Марина Юрьевна, 05.02.19 в 17:47 0Ответить Пожаловаться
Как важно,когда их формируют на всех уроках!!
Буньков Андрей Владимирович, 05.02.19 в 17:54 0Ответить Пожаловаться
Конечно, речь сейчас увы проблема!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.