12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Джиоева Лейла1078
Учитель русского языка и литературы ГБОУ РФМЛИ, стаж работы- 24 года, финалист Всероссийского конкурса "Учитель года России-2015"
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
5

Современный урок в свете стандартов второго поколения(Выступление на педагогическом совете учителей)



Современный урок в свете стандартов второго поколения

 (Выступление на педагогическом совете учителей)

Здравствуйте, коллеги! Очень приятно вас всех видеть. Разрешите поздравить вас с Новым годом и предложить вам тему для общения: «Новости для всех»

Коллеги, а что значит в вашем понимании слово «новость»?

(варианты ответов: события, оповещения, информация)

Для кого  создают новости? (варианты ответов)

Всегда ли новости сопряжены с новыми сведениями, новым качеством информации, которую получает человек? (варианты ответов)

Какие новости  последнее время распространены в сфере образования? Мы все работаем с вами в школе. О чем в последнее время говорят, что для нас является новостью? (изменения в ЕГЭ, ФГОС и т.д)

Какое новое качество предполагает для уроков тот ФГОС, о котором мы так часто говорим, о котором постоянно  слышим?

 (возможны варианты ответов: деятельностный  подход, осознанный, практико-ориентированный  и т.д.)

А кто впервые и когда предложил понятие «урок»?

(Ян Амос Каменский в 17 веке)

 Совсем недавно я тоже знакомилась с новостями и прочла  достаточно интересную новость:

Отменили звонки, сняли расписание,
Назвали классы клубами или парками,
Повесили интерактивную доску –
А всё равно: послушали, повторили  и
К доске пойдет…

- Урок умер. Да здравствует…

 Рустам Курбатов(учитель французского языка из Татарстана написал в своем блоге такую новость)

А как вы считаете, прав ли автор этих строк?

 Умер ли урок?   (варианты ответов)   Да..(Почему).. Нет (почему)

А разве знания можно приобретать только на уроке?

Может, разговор идет не конкретно о какой-то классно-урочной системе? Может, разговор о том, что урок становится не жестким и регламентированным? Может, он должен обрести какое-то новое качество? Возможно,  это связано как-то с ФГОС и с тем, о чем мы говорили ранее.

Предлагаю обратиться к одному очень известному видеофрагменту и попытаться  сформулировать одну самую главную предпосылку (необходимость, причину), которая привела нас к ФГОС, к его изменениям и внедрению. Просмотр.

https://youtu.be/V2szAyNbsTI

Варианты ответов

 (Не готов учиться, не готов прийти  и сесть за парту(стукнул кулаком по парте)изменился ребенок, потому что изменилось общество вокруг.

А цель системы образования – подготовить ребенка к жизни в том обществе, в котором он будет жить. А общество  накладывает определенные обязательства и требования, и ответом на вызовы этой современности стал ФГОС.  На мой взгляд, самая главная предпосылка кроется в одной фразе героя  видеофрагмента - НЕ ХОЧУ…..

А что же делать нам, педагогам, для того, чтобы был позитивный настрой у учащихся, была мотивация?

Детское любопытство - бенгальский огонь, фейерверк, оно быстро и ярко вспыхивает, но так же внезапно и гаснет.

Построить полноценное обучение на нем нельзя. Что нужно для возбуждения любопытства? Урок должен быть современным. Что же такое современный урок?

Современный урок – это урок, на котором учитель использует различные методы, формы, приемы для развития и роста личности ребенка, для развития его духовных  и нравственных основ. Развитие личности ребёнка включает в себя личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

   Требования к технике проведения урока

      - урок должен быть эмоциональным;

-          вызывать интерес к учению;

-          воспитывать потребность в знаниях;

-          темп и ритм урока должны быть
оптимальными;

-          действия учителя и учащихся завершёнными;

-          необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
- педагогический такт.

Таким образом,  современный урок – это:

·         урок с использованием техники  (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

·         урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

·         урок, содержащий разные виды деятельности.

·         урок, на котором ученику должно быть комфортно.

·         урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

·         современный урок развивает у детей креативное мышление.

·         современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

·         урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

На самом  деле форм, методов, приемов очень много, о многих вы уже слышали, многие успешно применяете на практике.

Я расскажу немного о работе с интерактивной доской и мультимедийными ресурсами и приложениями, которые мы используем на уроках.

 С появлением интерактивной доски в корне поменялось построение моих уроков, ведь интерактивные доски позволяют объединить современные источники информации, компьютер и видеопроектор, с маркерными досками, что сильно повышает интерес к предмету и привлекает не только сильных учащихся, но и слабых. На этапе изучения нового материала практически каждый учитель использует тематические презентации. Я тоже создаю свои презентации для уроков по разным темам. 

Язык информационных технологий доступен и понятен каждому ребенку, и все больше педагогов привлекают мультимедийные интернет-ресурсы на своих уроках. И я не исключение, ведь  их так любят мои ребята.

  На уроках я использую интерактивные и мультимедийные средства при объяснении нового материала (подбор текстового и графического материала, создание учебной презентации); при повторении материала, при закреплении и контроле знаний; при организации внеклассной работы. Работу с доской я использую и тогда, когда необходимо просто просмотреть видеофрагмент, не включённый в презентацию. Так же эту функцию я использую для просмотра работ учеников, их выступлений, с использованием презентаций, не требующих дополнительной работы в них в интерактивном режиме.  На своих уроках я использую следующие мультимедийные продукты (отмечу лишь часть из них, поскольку обо всем сразу и не расскажешь):

1.     ЛЁрнингАппс.орг

LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения  не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценнность, а именно - интерактивность.

2.     Castle Quiz (Кастл Куиз) Игра Castle Quiz заняла первое место в рейтинге образовательных приложений App Store В Castle Quiz играют парами. Для начала нужно зарегистрироваться на сайте, затем выбрать тему (русский и английский языки, литература, обществознание, история России, всеобщая история, физика, география, биология), после чего система сама подберет вам соперника. В базу загружены сотни вопросов, многие из которых непосредственно связаны с программой ЕГЭ. Во время битвы можно решать вопросы разной сложности, вызвать соперника на дуэль или начать прицельную бомбардировку замка (за это дают больше всего очков).

Отзывы: https://otzovik.com/review_6355086.html

3.     Работа с картами пликерс на уроках. (Пликерс - мгновенный опрос). С Plickers учителя смогут сэкономить своё время

Plickers использует планшет или телефон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учеников. Карточка у каждого ученика своя, её можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа. В приложении создается список класса, и с его помощью можно узнать, как именно каждый ученик отвечал на вопросы.

Plickers строит диаграммы ответов и позволяет сразу узнать, какая часть класса поняла изучаемый материал, а кому нужна дополнительная помощь. Для контрольных тестов такая система, пожалуй, не годится, потому что ученики будут пытаться высмотреть ответы друг друга, но это отличное решения для получения мгновенного отклика от класса.

Во-первых, приложение можно использовать для получения мгновенной реакции. Спросите учеников «Вам всё понятно?», и они поднимут в ответ карточки, говорящие «да» или «нет». Приложение мгновенно отобразит статистику класса, и, исходя из этого, вы мы сможете или двинуться дальше или остановиться на непонятой теме. Согласитесь, лучше обнаружить, что ученики ничего не понимают, сразу, а не на экзамене.

Во-вторых, с помощью Plickers можно проводить небольшие обзорные тесты в конце темы. Для этого нужно занести в приложение список класса и список вопросов. Ученики поднимают свои карточки одновременно, а ваш планшет выдает вам информацию о том, как справился каждый из них. Это даёт возможность узнать о прогрессе всего класса, а не нескольких его представителей, как бывает, когда обзорный опрос ведётся устно.

В-третьих, Plickers можно использовать для скучной, но обязательной задачи – чтобы узнать, кто сегодня пришёл на урок. Что быстрее – опросить весь класс по списку или сфотографировать тот же класс, держащий поднятые таблички? Приложение сэкономит вам пару минут от урока – немного, но их можно потратить на что-нибудь полезное.

Многие учителя, особенно старшего поколения, с трудом привыкают к новым технологиям в образовании. В этом и плюс Plickers – оно не меняет учебный процесс. Для его использования не нужен компьютерный класс или любая другая техника для учеников – только учительский планшет. И в то же время самим ученикам становится интереснее учиться, потому что появляется элемент игры.

4.ClassDojo(КлассДоджо) : самый дружелюбный в мире классный журнал. СlassDojo – это приятный и простой инструмент для оценки работы класса в режиме реального времени.   https://teach.classdojo.com/#/launchpad

В ЧЁМ ИДЕЯ?

Идея сервиса состоит в создании удобной, наглядной, легко управляемой системы поощрения с различными ролями и уровнями доступа. В ClassDojo можно зарегистрироваться в качестве учителя (который и будет создавать бейджи, ставить цели, собирать статистику и делать групповые рассылки); в качестве ученика (которому высылается персональный код для доступа к своему профилю, где он может изменить свой аватар и настроить профиль под себя); и в качестве родителя (который имеет доступ к профилю своего ребёнка). Отображать прогресс класса можно с помощью проектора прямо во время урока, если учитель сочтёт это достаточно эффективным и мотивирующим.

После простой процедуры регистрации, где нужно указать лишь своё имя, адрес электронной почты и пароль для входа, учитель может сразу приступить к работе с сервисом. Настройка класса проходит в четыре этапа: создание классной комнаты с названием, добавление учеников, настройка поощрительных и «наказательных» бейджей, отправка кодов ученикам. Аватары каждому ученику присваиваются случайным образом, после каждый ученик может выбрать себе аватар по душе. В окно добавления учеников можно смело копировать уже готовый список класса — система их воспримет. Классов можно создавать сколько угодно, и на их создание уйдёт не больше пяти минут. Цель сервиса — предоставить быстрый отклик ученикам об их работе в классе и мотивировать их на эффективную учебную деятельность. Эта цель достигается с помощью выдаваемых сервисом бейджей двух категорий: положительных и отрицательных (которые не называются «отрицательными», а тактично и педагогично именуются «нужно ещё поработать»).  Среди стандартных положительных бейджей — «Отличная работа!», «Спасибо за участие», «Славно потрудился»; среди отрицательных — «Перебивал», «Не подготовился», «Не выполнил домашнее задание». Бейджи полностью кастомизируемы: можно выбрать иконку, редактировать название бейджа. Так скучный журнал учителя превращается в интерактивный сервис.

Создатели сервиса рекомендуют начать с использования нескольких бейджей, а дополнительные добавлять по мере необходимости; причём в настройках по умолчанию бейджей с позитивным откликом больше, чем с негативным. Это опять же необходимо для создания дружелюбной атмосферы в классе.

Помимо поведенческих бейджей, журнал также имеет функцию быстрой отметки о посещении урока. Интересная опция — возможность вызвать кдля ответа случайного ученика, для чего достаточно нажать на кнопку Random.

Журнал Class Dojo автоматически генерирует статистику прогресса каждого учащегося и всего класса для выбранного периода времени — день, неделя, месяц, всё время, либо можно задать свой период времени. Во вкладке статистики можно отслеживать и посещаемость. Все собранные сервисом данные визуализируются в виде симпатичного графика либо выгружаются в таблицу.

Во вкладке Messages можно мгновенно отправить сообщения целой группе адресатов: например, напомнить ученикам о домашнем задании или известить родителей о родительском собрании. Полученные каждым учеником оценки обновляются и в аккаунте их родителей, поэтому учителю не нужно совершать дополнительных действий для уведомления родителей об успеваемости их чада; зато можно написать и отправить родителям дополнительные рекомендации или комментарии, возникшие в ходе урока.

Журнал ClassDojo уже стал если не незаменимым, то по крайней мере весьма часто используемым инструментом на современных уроках: простота в использовании и продуманный интерфейс позволяет быстро «раздать отметки» и не беспокоиться об отчётности — в сервисе хранится вся необходимая информация о каждом уроке для каждого класса. Самостоятельная настройка «кнутов» и «пряников» стирает ограничения для использования приложения российскими учителями. Здесь нет многочисленных окон, вкладок и кнопок, все действия происходят в один клик, а значит, и англоязычный интерфейс никого не смутит.

5 .Kahoot- сервис для создания викторин с выбором правильного ответа на мобильных устройствах. Это сервис для создания онлайн-викторин, тестов и опросов. Ученики могут отвечать на созданные учителем тесты с планшетников, ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к Интернету. Основные возможности сервиса

Созданные в Kahoot задания позволяют включить в них фотографии и даже видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путём введения временного предела для каждого вопроса.

При желании учитель может ввести баллы за ответы на поставленные вопросы: за правильные ответы и за скорость. Табло отображается на мониторе учительского компьютера. Для участия в тестировании учащиеся просто должны открыть сервис и ввести PIN-код, который  представляет учитель со своего компьютера.

Ученики оцениваются по двум параметрам сразу: нашел правильный ответ и как скоро в сравнении с одноклассниками.

Ученику удобно на своем устройстве выбирать правильный ответ. Варианты представлены геометрическими фигурами. Использование данного сервиса  может быть хорошим способом оригинального получения обратной связи от учащихся. Возможность организации групповой работы в сервисе

Викторина, созданная с помощью сервиса, рассчитана на участие в ней до 30 человек.

6. В своей деятельности использую  Ресурс SMART Exchange

(Уроки со SMART)

7. Работа с  образовательной платформой LECTA, на которой созданы продукты и сервисы для учителей, направленные на сокращение затрат времени на поиск учебных материалов, подготовку к уроку, проверку домашних заданий, проведение проверочных и контрольных работ.

8.  Пособие,  в которое  влюбились сразу же и я, и мои дети - комплекс учебных интерактивных наглядных пособий «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА», выпущенных ООО «Экзамен-медиа». Именно с этим пособием я решила участвовать в конкурсе «Цифровой урок» в  октябре-ноябре 2018 года.

Результат не заставил себя ждать. Ребята настолько оперативно и уверенно работали с приложениями, что были замечены членами жюри и  оценены по достоинству. Ведь согласитесь, не каждый ребенок сможет делать это так уверенно, как мои ребята.

И чтобы не быть голословной, буквально небольшой фрагмент урока, отправленный на конкурс. Видеофрагмент


https://youtu.be/keNG-wDF-mY

К сожалению, 15 минут не могут показать всей работы учителя с интерактивными приложениями и мультимедийными ресурсами.

Но я старалась запечатлеть в видеофайле  разноуровневые задания на примере  не   одного какого-то класса, а на примере разных классов.

Современная система образования сложна и проблематична. Внедрение новых цифровых технологий призвано оптимизировать образовательный процесс. Думаю, цифровые  уроки всегда будут интересны учащимся, а подобные конкурсы помогают педагогам делиться своим опытом. 


Современный урок в свете стандартов второго поколения
PPTX / 8.24 Мб

/data/files/w1566587615.pptx (Современный урок в свете стандартов второго поколения)

Меняются цели  и  содержание  образования, появляются новые средства  и  технологии обучения, но  урок  остается главной формой обучения. Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами: учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч уроков.  Все самое важное для ученика совершается на уроке.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок .

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Спасибо за внимание

Опубликовано в группе «Учителя высшей квалификационной категории - нас объединяют общие трудности и достижения! »


Комментарии (7)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 24.08.19 в 04:06 1Ответить Пожаловаться
Прочла с интересом! Спасибо за работу!
Джиоева Лейла, 24.08.19 в 05:57 1Ответить Пожаловаться
И Вам спасибо за оценку
Лихина Елена Викторовна, 24.08.19 в 04:14 1Ответить Пожаловаться
Очень интересная и полезная статья! Спасибо, Лейла!
Садварий Жанна Владиславовна, 24.08.19 в 10:54 1Ответить Пожаловаться
Технологично! Актуально! Современно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.