Статья «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Особое значение в последнее время приобретает проблема подготовки детей к школе. Учителя начальных классов открыто сетуют на то, что у детей, идущих в первый класс, недостаточно сформированы элементарные математические представления. Конечно, в наши дни требование к знаниям будущего первоклассника намного выше, ему необходимо
- знать цифры в пределах 10;
- соотносить цифру и число предметов;
- использовать в речи количественные и порядковые числительные;
- называть числа в прямом и обратном порядке;
- описывать словами местоположение предмета по отношению к себе, к другим предметам;
- ориентироваться на листе бумаги;
- уметь оперировать понятиями «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между».
- знать геометрические фигуры – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб;
- уметь составлять и решать элементарные задачи на сложение и вычитание;
- уметь сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, размеру, форме, цвету;
- уметь сравнивать две группы предметов;
- уметь делить предмет на 2-3-4 равные части;
- знать знаки +, –, =, <, >;
- уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе проходит всего лишь один раз в неделю, этого времени не достаточно, чтобы отработать вышеперечисленные параметры со всеми детьми. Но сейчас реализация ФГОС в дошкольном образовательном учреждении требует нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями, мы решаем программные образовательные задачи не только в конкретно отведённое для образовательной деятельности время, но и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, в самостоятельной деятельности. Одна из основных задач – повысить результативность и качество образовательного процесса.
Изучив многолетний опыт работы Колесниковой Е.В., автора программы «Математические ступеньки», комментарии педагогов, работающих по ней, выделила, что данная программа
соответствует принципу развивающего обучения;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих, целей и задач;
строится с учётом интеграции образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.
Поэтому, опираясь на программу «Математические ступеньки», я решила создать свою рабочую программу по организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Я считаю до десяти», где через систему увлекательных игр и упражнений можно будет дополнительно получать и закреплять весь тот математический «багаж», который так необходим будущему первокласснику
Цель программы – способствовать формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возрастачерез систему учебно-игровых упражнений в прописи Е. В. Колесниковой «Я считаю до десяти».
Задачи:
1. Развивать математические способности детей старшего дошкольного возраста.
2. Учить понимать учебную задачу, решать её самостоятельно.
3. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
4. Формировать навыки учебной деятельности (умение не мешать товарищам; заниматься сообща; готовить материалы, необходимые для занимательной деятельности; желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми; интерес к занятиям математикой).
5. Способствовать развитию мышления, памяти, внимания, речи.
Предполагаемые результаты
К концу курса занимательной деятельности дети должны
1. Считать в пределах 10.
2. Различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.
3. Записывать решение математической загадки с помощью математических знаков и цифр.
4. Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.
5. Составлять числа от 3 до 10 из двух меньших.
6. Понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа.
7. Знать геометрические фигуры, уметь рисовать их в тетради в клетку.
8. Выкладывать геометрические фигуры из счётных палочек.
9. Располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке.
10. Называть последовательно дни недели и месяцы.
11. Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
12. Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Мониторинг
Критерии
Ф. И. ребёнка
В начале курса занимательной деятельности. В конце курса занимательной деятельности.
Считает в пределах 10.
Различает количественный и порядковый счёт в пределах 10.
Записывает решение математической загадки с помощью знаков и цифр.
Соотносит количество предметов с соответствующей цифрой.
Составляет числа от 3 до 10 из двух меньших.
Понимает смысл пословиц, в которых присутствуют числа.
Знает геометрические фигуры – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция.
Выкладывает геометрические фигуры из счётных палочек.
Располагает предметы в убывающем и возрастающем порядке.
Называет последовательно дни недели, месяцы.
Понимает задание и может выполнить его самостоятельно.
Может сам оценить и проконтролировать выполненную работу.
Используемая литература
1. Колесникова Е. В. Математика для детей 5 – 6 лет: Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». – М.: ТЦ Сфера, 2012.
2. Михайлова Л. С. Как подготовить ребёнка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. - Волгоград, Учитель, 2006.
3. Пашкевич Т. Д. Образовательная программа ДОУ. – Барнаул, 2010.
4. Пашкевич Т. Д. Формирование интереса к математике у детей дошкольного возраста. – Барнаул, 2010.