Статья «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

3
0
Материал опубликован 23 October 2019

Особое значение в последнее время приобретает проблема подготовки детей к школе. Учителя начальных классов открыто сетуют на то, что у детей, идущих в первый класс, недостаточно сформированы элементарные математические представления. Конечно, в наши дни требование к знаниям будущего первоклассника намного выше, ему необходимо

- знать цифры в пределах 10;

- соотносить цифру и число предметов;

- использовать в речи количественные и порядковые числительные;

- называть числа в прямом и обратном порядке;

- описывать словами местоположение предмета по отношению к себе, к другим предметам;

- ориентироваться на листе бумаги;

- уметь оперировать понятиями «налево»«направо»«вверх»«вниз»«раньше»«позже»«перед»«за»«между».

- знать геометрические фигуры – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб;

- уметь составлять и решать элементарные задачи на сложение и вычитание;

- уметь сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, размеру, форме, цвету;

- уметь сравнивать две группы предметов;

- уметь делить предмет на 2-3-4 равные части;

- знать знаки +, –, =, <, >;

- уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе проходит всего лишь один раз в неделю, этого времени не достаточно, чтобы отработать вышеперечисленные параметры со всеми детьми. Но сейчас реализация ФГОС в дошкольном образовательном учреждении требует нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями, мы решаем программные образовательные задачи не только в конкретно отведённое для образовательной деятельности время, но и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, в самостоятельной деятельности. Одна из основных задач – повысить результативность и качество образовательного процесса.

Изучив многолетний опыт работы Колесниковой Е.В., автора программы «Математические ступеньки», комментарии педагогов, работающих по ней, выделила, что данная программа

соответствует принципу развивающего обучения;

сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих, целей и задач;

строится с учётом интеграции образовательных областей;

основывается на комплексно-тематическом принципе;

предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.

Поэтому, опираясь на программу «Математические ступеньки», я решила создать свою рабочую программу по организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Я считаю до десяти», где через систему увлекательных игр и упражнений можно будет дополнительно получать и закреплять весь тот математический «багаж», который так необходим будущему первокласснику

Цель программы – способствовать формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возрастачерез систему учебно-игровых упражнений в прописи Е. В. Колесниковой «Я считаю до десяти».

Задачи:

1. Развивать математические способности детей старшего дошкольного возраста.

2. Учить понимать учебную задачу, решать её самостоятельно.

3. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

4. Формировать навыки учебной деятельности (умение не мешать товарищам; заниматься сообща; готовить материалы, необходимые для занимательной деятельности; желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми; интерес к занятиям математикой).

5. Способствовать развитию мышления, памяти, внимания, речи.

Предполагаемые результаты

К концу курса занимательной деятельности дети должны

1. Считать в пределах 10.

2. Различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.

3. Записывать решение математической загадки с помощью математических знаков и цифр.

4. Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

5. Составлять числа от 3 до 10 из двух меньших.

6. Понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа.

7. Знать геометрические фигуры, уметь рисовать их в тетради в клетку.

8. Выкладывать геометрические фигуры из счётных палочек.

9. Располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке.

10. Называть последовательно дни недели и месяцы.

11. Понимать задание и выполнять его самостоятельно.

12. Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Мониторинг

Критерии

Ф. И. ребёнка

В начале курса занимательной деятельности. В конце курса занимательной деятельности.

Считает в пределах 10.

Различает количественный и порядковый счёт в пределах 10.

Записывает решение математической загадки с помощью знаков и цифр.

Соотносит количество предметов с соответствующей цифрой.

Составляет числа от 3 до 10 из двух меньших.

Понимает смысл пословиц, в которых присутствуют числа.

Знает геометрические фигуры – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция.

Выкладывает геометрические фигуры из счётных палочек.

Располагает предметы в убывающем и возрастающем порядке.

Называет последовательно дни недели, месяцы.

Понимает задание и может выполнить его самостоятельно.

Может сам оценить и проконтролировать выполненную работу.

Используемая литература

1. Колесникова Е. В. Математика для детей 5 – 6 лет: Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». – М.: ТЦ Сфера, 2012.

2. Михайлова Л. С. Как подготовить ребёнка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. - Волгоград, Учитель, 2006.

3. Пашкевич Т. Д. Образовательная программа ДОУ. – Барнаул, 2010.

4. Пашкевич Т. Д. Формирование интереса к математике у детей дошкольного возраста. – Барнаул, 2010.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации