Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Поможем Весне своими знаниями»

2
0
Материал опубликован 5 February 2023 в группе



Конспект

интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста


«Поможем Весне своими знаниями»


Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция познавательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: совершенствование математических знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Интегрированные задачи:

Образовательные:

упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 10; 

закреплять знания о составе числа в пределах 10 из двух меньших чисел;

закреплять представления о количественном и порядковом значении числа; умение отвечать на вопросы  «Который по порядку?», «Сколько?»;

продолжать учить решать и составлять задачи на сложение и вычитание;

закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос;

расширять представление о геометрических фигурах;

закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;

закреплять представления о временах года, месяцах, днях недели;

закреплять названия перелетных птиц;

закреплять практические навыки работы в технике оригами.

Развивающие:

развивать внимание, мышление, память;

развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, посредством включения разнообразных развивающих игровых заданий;

развивать навыки учебной деятельности: умение слушать, слышать, самоконтроль;

развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

воспитывать интерес к процессу обучения, самостоятельность, аккуратность;

воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей;

воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами;

воспитывать умение действовать в играх, игровых заданиях индивидуально.


Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная.


Материалы и оборудование: телевизор, ноутбук, мультимедийная презентация, столы, стулья, магнитная доска.


Демонстрационный материал: части солнца, круги с цифрами, лепестки с примерами, «проталины» с цифрами и буквами, таз с водой.


Раздаточный материал: листы бумаги, простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками.


Содержание организованной образовательной деятельности


1. Организационный момент

Так хочется, чтобы в этом зале было светло и весело от наших улыбок.

Воспитатель: И я дарю вам улыбку.

Дети: Мы тоже!

Воспитатель: Я вам рада

Дети: Мы тоже!

Воспитатель: Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

Дети: Мы тоже!

Воспитатель: Будем друг с другом дружить мы всегда?

Ваше настроение хорошее?

Дети: (Да)

2. Основная часть

Методические приемы

  Воспитатель: Ребята, сегодня я обнаружила в группе конверт. Давайте прочтем, что на нем написано. (Дети читают «Детям группы «Знайки»).

Воспитатель: Вам интересно, что же в конверте? (Да)

Воспитатель: Здесь книга, посмотрите. Хотите узнать, что за книга? (Да) Давайте посмотрим, что в ней написано.

Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром.

Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне.

Загрустили под снежным одеялом растения. Перестали петь песни птицы. Люди устали от холода. Забеспокоились Лето и Осень, а Весна сказала: Не печальтесь! У меня есть чудо, которое может победить холод. Но мне одной не справиться».

Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван, но здесь что-то еще лежит. (Воспитатель достает желтый круг, разрезанный на части).


Воспитатель: Здесь в конверте еще лежат какие-то части фигуры, а на них вопросы. Может быть, это подсказка для нас? Давайте попробуем ответить на вопросы.


На деталях желтого цвета вопросы:

Сколько времен года? (Четыре)

Сколько месяцев в году? (Двенадцать)

Сколько месяцев в каждом времени года? (Три)

Как называются весенние месяцы? (Март, апрель, май)

Какой сейчас месяц? (Март)

Какой сегодня день недели? (Четверг)

Сколько в неделе дней? (Семь)

Назови первый день недели? (Понедельник)

Воспитатель: Сложите все детали и скажите, какая фигура получилась? (Круг.) Какого цвета? (Желтого.) На что же похож желтый круг? (На солнце).

Воспитатель: А почему все-таки наступает весна, в чем ее сила? (Солнце согревает нас своими лучами. Весной солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю. Поэтому наступает весна).

Воспитатель: А какие еще изменения происходят в природе с наступлением весны? (Весна - это время пробуждения природы от зимнего сна. Тает снег. День становится длиннее. На деревьях набухают почки. Появляются первые ручейки. Возвращаются из теплых стран птицы. Появляются первые весенние цветы.)

Воспитатель: Посмотрите, как вы думаете, чего не хватает у нашего солнца? (Лучей).

Воспитатель: Для того чтобы появились лучи у солнца надо выполнить задания.

1 задание (на полу)

Воспитатель: Засветило солнышко ярче, растопило снежные сугробы, и появились проталины.

Воспитатель: Что такое проталины? (Проталина - это место, где растаял снег).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, все проталины разные. Чем они отличаются друг от друга? (Проталины разной формы, на каждой проталине разные цифры).

Воспитатель: Давайте посчитаем проталины. Как будем считать? (слева направо). Сколько всего проталин?

Воспитатель: Положите проталины в порядке возрастания от 1 до 10.

Воспитатель: Теперь посчитайте в обратном порядке. Как будем считать? (От десяти до одного)

Какой формы третья проталина?

Какая по счету круглая проталина?

Какой формы десятая проталина?

Воспитатель: Переверните проталины. Что мы видим? (Буквы)

Прочитав, это слово мы узнаем об одной из примет весны. Дети читают. (Подснежник).

Воспитатель: Почему это растение называют подснежником? (Подснежник первым появляется из-под снега).

Воспитатель: А можно эти цветы срывать, собирать в букеты? (Нет, мы должны беречь природу, это растение занесено в Красную книгу). А вот луч за выполненное задание.

2 задание.

Воспитатель: Весна приготовила следующее задание и это задачи. Присаживайтесь за столы. 

Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ)

1. На проталине росло 4 подснежника, затем выросло еще 2 цветка. Сколько подснежников стало на проталине?

Какое условие в задаче?

Какой вопрос?

Когда подснежники выросли, их стало больше или меньше?

С помощью какого арифметического действия будем решать задачу? (Сложения). Выкладываем решение задачи на столе.

Какой ответ в задаче? (Всего стало 6 цветков).

Посмотрите на экран. Правильно вы решили задачу.

2. Посмотрите на картинку на экране. Составьте задачу. На крыше висели 5 сосулек. 2 сосульки растаяли. Сколько сосулек осталось на крыше?

Какое условие в задаче?

Какой вопрос?

Когда 2 сосульки растаяли, их стало больше или меньше? (Сосулек стало меньше)

С помощью какого арифметического действия будем решать задачу? (Вычитания)

Ребенок выкладывает на столе решение задачи.

Какой ответ в задаче? (Осталось 3 сосульки).

Посмотрите на экран. Правильно вы решили задачу. Получайте лучик.

Задание 3

Воспитатель: Что за звуки слышны? (Аудиозапись «Весенние песни птиц»). Это птички поют. Они, наверно, возвращаются с теплых краев.

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?

Воспитатель: А вы знаете, какая птица возвращается из теплых краев первой?

Воспитатель: Ответ на этот вопрос мы узнаем, если выполним задание. Подойдите к экрану. Если решив примеры, ответ получится 8 (дети читают на экране «грач»), 7 (дети читают на экране «скворец»), 6(дети читают на экране «трясогузка»).

t1675616027aa.gif

Решение примеров. 6-трясогузка, 7-скворец, 8-грач.

Воспитатель: Какая птица возвращается из теплых краев первой?

Воспитатель: Молодцы вы справились с этим заданием и получаете еще один лучик.

4 задание. (На столах стоя)

Воспитатель: Ребята, а еще какие весенние цветы вы знаете? (Тюльпан, фиалка, ландыш, нарцисс, мать-и-мачеха, подснежники).

Воспитатель: А чтобы наши весенние цветы зацвели, надо правильно подобрать лепестки к середине цветка, решив примеры.  

Воспитатель: Проверяем. Вот мы и с этим заданием справились! Вот вам еще один лучик.

Физкультминутка

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет. (Дети встают, разводят руки в стороны).
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет. (Кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (поднимают руки ладонями вверх)
Птичка радостно запела. (Руками изображают взмах крыльев).
Зажурчали ручейки. (Ладони складывают вместе, волнообразными движениями изображают ручеек).
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (Приседают и снова встают, руки поднимают вверх).

5 задание.

Воспитатель: Вы сказали, что весной тает снег, бегут ручьи. А что вы любите делать в это время года. (Ответы детей) Давайте присядем за столы.

Воспитатель: Нам нужно сложить из листа бумаги кораблики. Для работы нам понадобится прямоугольный лист бумаги, а чтобы кораблики получились красивыми мы возьмём разноцветную бумагу.

Воспитатель: Сначала складываем лист пополам. Теперь намечаем середину листа, согнув и разогнув лист. Складываем верхние углы прямоугольника к середине, поднимаем нижнюю полосу вверх, переворачиваем фигурку. Сгибаем углы к намеченной линии, поднимаем нижнюю полосу вверх, раскрываем фигурку, растянув ее в разные стороны. Поднимаем вверх угол, переворачиваем фигурку, поднимаем другой угол вверх, раскрываем ее, потянув за боковые углы. Кораблик готов. (Дети складывают в технике оригами кораблики из бумаги для печати разных цветов, воспитатель из салфетки белого цвета).

Воспитатель: Я предлагаю вам запустить кораблики в воду. (Все кораблики из бумаги для печати, один кораблик из салфетки).

Воспитатель: Какой кораблик быстрее намокнет и распадется. Посмотрим, что произойдет. Как вы думаете, почему кораблик из салфетки утонул так быстро? Может быть, потому что он белого цвета?

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? (Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, плотная бумага тоже намокает, но ей потребуется больше времени).  (Бумага боится воды, она впитывает воду, намокает, теряет форму и тонет, бумага материал непрочный).

Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. Вот вам солнечный луч. Посмотрите, сколько лучиков появилось у солнышка. Теперь оно согреет всех своим теплом.

6 задание.

Воспитатель: А теперь давайте выполним еще одно задание.

И узнаем, какую оценку нам поставит Весна за солнышко?

Но для начала разомнем пальцы.

Пальчиковая гимнастика

Солнце стало пригревать.

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва.

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки.

Их попробуй, догони.

Воспитатель: Приступаем к выполнению задания.

Воспитатель: Начинаем от точки. Линия проводится один раз. Будьте очень внимательны, потому что задание я буду говорить только один раз. (Воспитатель смотрит за посадкой детей за столом (спина прямая, локти на столе, ноги вместе) напоминает о расположении тетради перед ребенком и том, как держать ручку (ручка смотрит в плечо)).

Графический диктант.

1. Одна клетка вниз

2. Две клетки вправо

3. Три клетки вниз

4. Три клетки влево

5. Одна клетка вверх

6. Две клетки вправо

7. Одна клетка вверх

8. Две клетки влево

9. Три клетки вверх

10. Три клетки вправо

11. Одна клетка вниз

12. Две клетки влево.

Воспитатель: Ребята, какую оценку поставила нам весна? (Пять)

Воспитатель: Молодцы. Мы помогли весне своими знаниями. ​​​​​​​


Презентация к занятию "Поможем Весне своими знаниями".PPT / 3.02 Мб

3. Заключительная часть.

Подведение итогов. Обобщающие вопросы.

Надеюсь, вы, ребята, не устали? (Ответы детей)

Какие разные задания выполняли? (Ответы детей)

Что нового сегодня вы узнали? (Ответы детей)

Мы помогли весне своими знаниями? (Ответы детей)

Какая птица самой первой возвращается из теплых краев? (Ответы детей)

Почему кораблик из салфетки быстрее утонул? (Ответы детей)

Какую оценку нам поставила весна? (Ответы детей)

Рефлексия

Что вызвало у вас затруднение?

Что вам понравилось?

Что не понравилось?




Презентация к занятию "Поможем Весне своими знаниями"PPT / 3.02 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации