Формирование эстрадно-вокальных навыков в младшей группе эстрадного коллектива
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Методическая разработка
Формирование вокально-эстрадных навыков в младшей группе эстрадного коллектива
для детей 7-8 лет
Автор-составитель:
Логвинова Светлана Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
Калуга, 2020
Аннотация
Занятия направлены на вовлечение обучающихся в вокально-эстрадное творчество и приобретение навыков грамотного эстрадного пения, чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания. Методическая разработка может быть интересна и полезна педагогам дополнительного образования, реализующим программы художественной направленности, учителям музыки, родителям, заинтересованным в формировании музыкальной культуры своих детей.
Пояснительная записка
Представленное занятие «Развитие вокально-эстрадных навыков в младшей группе эстрадного коллектива» по типу относится к подаче нового материала; основное содержание выстраивается в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Чистый голос» (для детей 6-18 лет, 4 года обучения), начальной ступени обучения. Данное занятие погружает в мир осознания эмоциональных впечатлений, вызываемых музыкой, а также ее доступных выразительных средств. У обучающихся формируются навыки управления своим голосом, эстрадного выступления.. Материал рассчитан на изучение и практическое закрепление темы.
Актуальность методической разработки основывается на реализации задачи поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, поставленной в национальном проекте «Успех каждого ребенка».
Новизна выражается в практической ориентированности занятия: дети научатся не только готовить свой голосовой аппарат к вокальному исполнению, интонировать звуки, самовыражаться и импровизировать, но и снимать напряжение органов дыхания простыми, но доступными упражнениями.
Информационная карта
1. Фамилия, имя, отчество педагога дополнительного образования:
Логвинова Светлана Геннадьевна
2. Название объединения: вокальная студия «ВЕК».
3. Тип занятия: изучение нового материала.
4. Время занятия: два академических часа, перерыв – 10 минут.
5. Количество и возраст обучающихся: 12-15 человек 7-8 лет.
6. Тема урока: Развитие вокально-эстрадных навыков в младшей группе эстрадного коллектива.
Цель: Раскрыть и обосновать различные методы работы над вокальной техникой в эстрадном вокале.
Задачи:
ознакомить детей в игровой форме с понятием «звуки»: высокие, средние, низкие;
сформировать первоначальные навыки подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению;
создать атмосферу радости общения и успешности, формировать позитивное отношение к вокальному искусству;
формировать музыкальную культуру и эстетический вкус обучающихся;
развить познавательную активность детей;
развить способности к самовыражению и импровизации.
Методы обучения:
словесные (объяснение, диалог);
наглядный (разбор нотного материала);
практическая работа (показ, голосовые упражнения, разбор песни);
интерактивный (рефлексия).
Организационно-педагогическое обеспечение занятия:
Технические средства и оборудование:
учебный кабинет;
нотная литература;
музыкальный инструмент: фортепиано;
мультимедиа аппаратура;
ноутбук;
аудиозаписи.
Ход урока
1. Работа над постановкой дыхания.
2. Работа над вокальными навыками.
3. Тематическая физкультминутка.
4. Работа над музыкальными произведениями.
Методические рекомендации на период подготовки
Необходимо подготовить кабинет к занятию: проследить, чтобы он был убран, вымыт. Обязательно необходимо проветрить рабочее помещение, чтобы ничего не мешало вокальным занятиям, не вызывало затруднения дыхания. Возможно, подготовить наглядные пособия по дыхательным упражнениям (слайды или плакаты).
Также, для работы с младшими школьниками применяется метод развивающего обучения. Это активно деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение − это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Данная технология рассматривается в рамках педагогики сотрудничества и предполагает следующие акценты целей:
- развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
- максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный (субъектный опыт ребенка);
- помочь ребенку познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него заранее заданные свойства.
Технология развивающего обучения подразумевает постоянное педагогическое наблюдение за учащимися, диагностику его интересов и достижений, формирование индивидуального познавательного профиля каждого ребенка.
В начале урока ведется краткая беседа с учащимися об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, тактильного контакта, ободряющей голосовой интонации.
1) Работа над постановкой дыхания
Для работы над постановкой дыхания существуют различные упражнения, которые мы используем.
Встать прямо, подбородок параллельно полу. Поставить руки на нижние ребра и вдохнуть так, чтобы они расширились одновременно, надувая живот.
(шарик надулся) Дышать нужно в нижние ребра, живот, уголки легких (спина). Чтобы это почувствовать, можно наклониться, упираясь руками в стол. При этом, вдох следует делать комбинированным: приоткрытым ртом и носом, сразу формируя « зевок».
(приподнятое мягкое нёбо) Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние зубы. (Эта позиция как раз отличается от академической)
Чтобы почувствовать, где именно находится опора звука, можно «покашлять», или медленно выдувать букву «с». Детям младшего возраста это может быть не очень понятно, поэтому можно просто попросить ребенка «потужиться».
Для укрепления и развития дыхательной системы мы применяем различные техники дыхательных упражнений как способ выработки определенного дыхательного навыка и «подстройки» учащихся под нужное педагогу эмоциональное состояние.
Методические рекомендации на период проведения занятия
На данном уроке этот метод применяется для достижения положительного результата при работе на данном этапе разучивания.
Все гласные поем так, как будто формируем букву «а». Получается приблизительно в одной позиции. Непременно обратить внимание на четкость произношения согласных в начале слога. От того как активно будет сформирована согласная зависит и качество последующей гласной.
Очень важно, чтобы в момент распевания, дети не стояли в стойке. Двигаемся, во время пения, наклоняемся и размахиваем руками.
Эстрадное пение подразумевает пение в микрофон. Поэтому нужно уделить должное внимание этому навыку. Микрофон нужно держать так, чтобы звук попадал в него напрямую, а не под углом. Иначе будут срезаться частоты и звук будет искажен. Нельзя уводить микрофон в сторону. Необходимо держать его все время в единой позиции, чтобы громкость и сила звука не менялись.
Для развития и закрепления этого навыка делаем такое упражнение: Как бы рисуем в воздухе микрофоном геометрические фигуры. Сначала отдельно, затем вместе с пением распевок.
2) Работа над вокальными навыками.
1) Сначала распеваемся на одной нотке, закрытым ртом (от малого к большему).
Ммммм – закрытым ртом. Небо приподнято, зубы разомкнуты, губы сомкнуты.
2) Далее закрытым ртом подряд по гамме терцию вверх и вниз.
3) Теперь на одной нотке, открыв рот:
Ма, мэ, ми, мо, му − стремимся петь в одной позиции;
бра, брэ, бри, бро, бру.
4) Далее 2 нотки. Берем часто произносимые слова: да, ага, ага, ага.
Найдем ее рабочую середину:
(Это примерно ми 1 октавы)
Яа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-а
5) Для достижения более светлого звука:
Рээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-э
Мии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-и
6) Подряд 3 нотки на гласных: (поет, например, Оля):
- яааааааааа
- миииииииии
Далее по мажорному трезвучию:
7) Яа-аа-аа-аа-а
Мии-ии-ии-ии-и
Все гласные: е, ё, и у. поем в позиции «а»
8) Обязательно должно быть упражнение для разогревания кончика языка и губ. Сначала можно поговорить скороговорки.
Лё-лёли лель-лели лель-лёлилё-лилёли- лель
9)На стаккато-легато.
10) Также для достижения свободы звука, дикции, и соединения различных регистров:
- Ррррррррррррр.
До ре ми фа соль фа ми ре до ре ми фа соль фа ми ре до
До соль ми до соль ми до соль ми до соль ми до…
До ми соль до ми соль фа ре си соль фа ре до…
11) Для достижения баланса, удобства поётся довольно гнусаво, но не в нос:
Нэй нэй нэй нэй нэй….
12) Та же мелодия:
ма ма ма ма ма мааааааааа ма ма ма
13) Для расширения диапазона:
- Яа а яаа яаа аа аа, затем: мии ии ии ии и.
Примерно от ре 2-й октавы переходим на ми, затем широко открываем рот и с силой посылаем звук в голову.
14) Для распевания низких нот «страдаем». Сначала на одной ноте вниз от до 1 октавы:
- ой ой ай ай ой ой
15) Соединяем на скачке низкую ноту и высокую.
Сначала квинту, затем октаву.
16)Упражнения на длинное дыхание
17) Чтение на одном дыхании длинной фразы. Читаем на приподнятом нёбе. Певуче.
Методические рекомендации на период проведения занятия
При работе над вокальными данными следует обратить внимание на индивидуальность подхода к каждой личности и неповторимость звучания каждого голоса, его тембра, силы, выносливости.
Звук посылать надо в зубы, но часто у детей младшего возраста звук попадает в нос. Это значит, что не перекрыт носовой ход. Путем упражнения тянем верхнее небо вверх, опуская максимально нижнюю челюсть.
Чтобы добиться «зевка», можно потренироваться на упражнении «змея». Делаем вдох и имитируем укус огромного яблока.
Чтобы почувствовать естественное расширение гортани, можно сделать такое упражнение: неплотно закрыть нос двумя пальцами и делать вдох через рот, а выдыхать через нос. 5-7 раз. Если упражнение выполнено правильно дети ощутят легкость дыхания и готовность образования зевка.
С малышами распеваемся на простом упражнении, с показом руки: «Я шагаю вверх, я шагаю вниз»
Пока ребенок маленький, нет возможности работать над всеми вокальными навыками, как со взрослыми детьми, поэтому мы берем в работу простые несложные песенки с небольшим диапазоном, постепенно расширяя его. Одновременно работать над чистотой интонации, постановкой дыхания и выразительностью исполнения.
Работаем над правильным вдохом, стараемся правильно открывать рот и дотягивать все длинные нотки до конца.
В самом начале работы с ребенком нужно определить его рабочую середину. (Бывает низкий голос, но тембр светлый) Для этого нужно попросить ребенка спеть на дыхании любую удобную для него нотку. Как правило, это и будет рабочая середина. Дети не ошибаются.
Задача любого педагога – воспитать гармоничную личность. Каждый преподаватель должен помочь ребенку найти свою личную мелодию, почувствовать музыку в себе и вокруг себя. А это возможно сделать только в состоянии эмоционального комфорта. Поэтому на занятиях с маленькими детьми слово «нельзя» заменяется словом «можно». Можно то, что зачастую нельзя современным воспитанным деткам практически нигде: рычать, кричать, гудеть, шуметь, визжать – «кривляться». Это не стирание нравственных или воспитательных границ – это снятие зажимов и стереотипов, мешающих маленькому человеку познавать себя и мир, развиваться и самовыражаться. Такое «кривляние» под мудрым руководством и контролем педагога способствует реализации творческого потенциала воспитанника любого возраста.
Следует обратить внимание на такую форму взаимодействия учащихся и учителя, в результате которой, учащиеся здесь не пассивно исполняют указание преподавателя, а активно участвуют в ходе урока. Более того, нами поощряется и взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом, т. к. в основе интерактивного метода обучения лежит принцип доминирования активности учащихся в процессе обучения. Овладение техникой вокального искусства требует многолетней работы, поэтому на данном занятии проводится планомерная работа над формированием вокальных навыков, не предполагающая мгновенного результата.
3) Физкультминутка
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку! (все под музыку выстраиваются в два ряда, в шахматном порядке)
Вот мы руки развели, (разводят руки на уровне плеч)
Словно удивились. (разводят руки, округляют рот)
И друг другу до земли
В пояс поклонились! («концертный» поклон, правая рука над головой, наклон до колен)
Наклонились, выпрямились, (повтор наклона)
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись, (наклон до пола)
Поклонись и улыбнись. (выпрямляются, улыбаются соседу справа и слева поочередно)
4) Работа над музыкальными произведениями
1. При разборе песни следует сделать разбор теоретической и практической составляющей. Далее следует пение нотного материала на гласные и сочетание гласных.
2. Работа над фразой в стихотворном тексте.
3. Работа над динамикой произведения (нюансировка).
4. Вычленение фраз с большими интервалами из музыкального текста и пение их в сочетании согласных и гласных звуков.
Методические рекомендации на период подведения итогов занятия
Формой проверки достижения поставленных целей является исполнение музыкальных произведений, что является методом стимуляции учащихся к дальнейшей работе. Также следует мотивировать детей на самостоятельную познавательную активность, формировать желание учащихся к достижению поставленной цели (задавать домашнюю работу).
По итогам занятия необходимо оценить занятие детьми, провести рефлексию их самочувствия и настроения, готовности к дальнейшему постижению вокального мастерства. Для этого можно провести игру «Шумомер». Для этого детям предлагается не отвечать на вопросы, а выражать одобрение или неодобрение звуками (по типу игры «Шумовой оркестр»). Каждый ребенок придумывает фразу, которой он будет выражать свое мнение (можно ноты). После того, как педагог задает вопрос, каждый ребенок по очереди пропевает свою фразу, тихо или громко, в зависимости от своего мнения, отношения.
Вопросы для рефлексии:
1. Какое настроение у тебя было на занятии? С желанием ли ты занимался?
2. Легко ли тебе обучаться вокалу?
3. Хочется ли тебе выступать на концертах?
4. Готов ли ты ради этого заниматься?
5. Хочешь ли узнавать новое, научиться петь как настоящий артист?
Литература
1. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой / Т.Е. Вендрова. − М.: Просвещение, 1991.
2. Вербов, А.М. Техника постановки голоса. Учебное пособие / А.М. Вербов. – М.: Планета музыки, 2019.
3. Евсеев, Ф.Е. Школа пения. Теория и практика для всех голосов: Учебное пособие / Ф.Е. Евсеев. - СПб.: Лань, 2015.
4. Михайлова, М.А.. Развитие музыкальных способностей детей / М. А. Михайлова. – М.: Академия развития, 1997.
5. Стулова, Г.П. Теория и методика обучения пению. Учебное пособие / Г. П. Стулова. – СПб.: Лань, 2020.