Самоанализ педагогической деятельности «Творческая мастерская вокалиста «Нюанс» - продолжатель русской эстрадной вокальной школы»
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ВОКАЛИСТА «НЮАНС» - ПРОДОЛЖАТЕЛЬ РУССКОЙ ЭСТРАДНОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(из опыта работы педагога по сценическому движению творческой мастерской вокалиста «Нюанс» г. Оренбург)
Сегодня на Российской эстраде очень остро стоит проблема осознания молодыми вокалистами национальных эстрадных традиций. Начинающие певцы увлекаются подражанием западным артистам, копируют зарубежные эстрадные образцы. Несомненно, изучение культуры разных народов необходимо на пути становления сценического мастерства вокалиста, но при всём при этом важно не забывать о русской вокальной школе эстрадного искусства, главным компонентом которой является СЛОВО.
Можно с полной уверенностью говорить, что ни в одной другой культуре нет такого внимательного отношения к слову, как в нашей.
В своей работе на занятиях по сценической постановке песни в ТМВ «Нюанс» я обращаюсь, в качестве эталона, к творчеству выдающейся русской певицы Клавдии Ивановны Шульженко, которая всегда уделяла большое внимание работе над сценическим образом, смысловой составляющей исполняемого произведения и всегда в воплощении сценического замысла отталкивалась именно от СЛОВА.
Режиссер – постановщик и наставник Шульженко Синельников Н.Н всегда говорил: «Исполнитель должен играть песню, играть, как играют спектакль, с той разницей, что он будет единственным исполнителем всех ролей. Это трудно, но певец – актёр, а лучшие певцы на Руси всегда были настоящими актёрами». Эти слова как нельзя лучше раскрывают саму суть русской эстрадной вокальной школы.
В исполнительской манере эстрадного вокалиста должны органично переплетаться актёрское и вокальное мастерство. Ведь в умах людей уже чётко сформировано представление об эстрадных певцах, как об исполнителях, которые разыгрывают, театрализуют песню, во время исполнения движутся по сцене, общаются со зрительным залом.
На занятиях по постановке песни в нашей Творческой мастерской мы - педагоги добиваемся того, чтобы юные певцы наполняли своё выступление смыслом, раскрывали замысел произведения, настроение и умели взаимодействовать с партнёрами, если это работа в творческом ансамбле. Всё это достигается умелым использованием точно отобранных деталей сценического искусства – жестами, улыбкой, движением головы и корпуса. Следует разнообразить каждый куплет песни, добиваясь, чтобы она в целом звучала как законченный рассказ.
От исполнителя мы требуем осознанного исполнения произведения, максимально естественного поведения на сцене, чтобы в любую минуту он мог свободно и естественно, если того требует стилистика музыкального произведения, прервать вокальную часть песни, сделать паузу, перейти на простую речь, или же засмеяться, замолчать, а потом снова запеть.
Перед эстрадным вокалистом в современных реалиях стоят действительно сложные творческие задачи. Каждый исполнитель должен смолоду выработать свою собственную манеру исполнения, свой «почерк», исполнительскую индивидуальность, которую в дальнейшем он будет совершенствовать под руководством педагогов-профессионалов. Артист в любых обстоятельствах должен оставаться верным своим творческим и человеческим принципам.
Следует отметить, что специфика исполнения эстрадного произведения, будь оно лирическое, жанровое или бытовое, достаточно сложна. Клавдия Ивановна Шульженко всегда отмечала, что: «Сцена требует умения владеть огромным количеством средств выразительности и, самое главное, совершенного, тончайшего актёрского мастерства, мастерства ювелирного, филигранного и отточенного».
Каждое занятие по сценической постановке песни в «Нюансе» не обходится без работы над сценическим образом. И это не случайно, ведь, говоря о сценическом образе, следует отметить, что ему всегда уделялось большое внимание, и он всегда был актуальной тенденцией в эстрадном искусстве.
Первым мастером сценического образа в русской эстраде, по праву считается Александр Вертинский. Его сценическое воплощение песни я привожу в пример своим ученикам, стараясь донести до понимания детей, что в песнях Вертинского зрителя привлекала, прежде всего, сюжетность. Каждый номер был как песня – сценка, самостоятельный сценический номер, песня – история.
Исходя из этого, считаю особенно важным в работе с юными исполнителями детальный смысловой разбор музыкального произведения. Необходимо делать упор на то, чтобы певец точно и ясно понимал текст, особенно если произведение на иностранном языке.
К великому сожалению, в настоящее время всё чаще мы сталкиваемся в отечественной музыке с непониманием того факта, что в искусстве главное не внешняя форма, а внутреннее содержание. Эстрадная песня требует полного погружения в музыкальный материал и осмысление, которое достигается большим трудом.
На своих занятия я делаю упор на то, что эстрадный певец должен не только петь, но и проживать песню. Мы – педагоги помогаем исполнителю выработать навыки истинного понимания музыкального произведения, помочь точно прочувствовать его, понять замысел и подсказать выразительные средства его воплощения.
В этой связи имеет огромное значение тот факт, чтобы каждый педагог по вокалу и сценической постановке песни ставил во главе угла своей профессиональной творческой деятельности именно СЛОВО, хотя многие увлекаются костюмами, эффектами, хореографией, но главным должно быть только СЛОВО.
Наша задача – научить молодых вокалистов понимать, чувствовать, проживать на сцене маленькую жизнь, создавая свой собственный Театр песни.
Чернякина Елена Сергеевна
педагог дополнительного образования
Дворца творчества детей и молодёжи г. Оренбурга,
музыкальный отдел творческая мастерская вокалиста «Нюанс»