12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Безгина А.В.77
педагог по вокалу, хору и теоретическим дисциплинам
Россия, Воркута

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

 

«Роль певческого дыхания в формировании

вокальных навыков»

 

 

Разработчик:

преподаватель по классу "Хор"

МБУ ДО «ГДМШ»

 

 

Безгина А.В.

 

 

 

 

Воркута

2021

 

Хоровое пение – одно из самых старых основ любой культуры. Пение, как и голос - это природная способность, имеющаяся в наличии практически любого человека. Через пение человек может выразить всю гамму своих чувств. Дети, которые поют в хоровых коллективах, более развиты как эмоционально, так и физически, чем их сверстники. Можно сказать, что хоровое пение – одно из главных средств музыкального воспитания, которое способствует гармоничному развитию личности ребенка.

В обычной жизни человек не задумывается над тем, как именно он дышит. Дыхание происходит самопроизвольно и автоматически. Но если человек решает заниматься пением, то простого и привычного процесса дыхания ему неожиданно не хватает, так как певческое дыхание неразрывно связано со звучанием голоса, и, конечно же, с голосообразованием. Во время пения перед человеком на первый план выходит проблема длительной, и значительно более громкой, чем в речи, фонации, в связи с чем можно сказать, что формирование певческого дыхания - один из самых сложных процессов при обучении детей пению. Таким образом, можно сказать, что дыхание является основной силой, приводящей в действие голосовой аппарат.

Дыха­ние является самым первым навыком, которым должны овладеть обу­чающиеся. От дыхания зависят сила и длительность звука, его тембр. Певческое дыхание, так же как и обычное, состоит из вдоха и выдоха, но на этом их схожесть и заканчивается.

Так как от выдоха в певческом дыхании зависит фонация звука, то необходимо перво-наперво обучить детей новому ритму и темпу дыхания - короткий вдох и длительный выдох, чётко рассчитанный на музыкальную фразу. Таким образом, можно выделить основные отличия певческого дыхания от обычного:

оно осуществляется не произвольно, но только по воле дышащего,

в обычном дыхании разница в длительности вдоха и выдоха небольшая, тогда как в певческом она может достигать разницы в 5-10 раз (выдох длиннее вдоха),

певческое дыхание гораздо глубже обычного.

При развитии певческого дыхания происходит развитие в первую очередь работа дыхательных мышц. При наблюдении за органами, которые участвуют в дыхании, можно разделить дыхание на следующие типы:

Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки при малоподвижной диафрагме и втянутом на вдохе животе.

Смешанное, нижнерёберно-грудодиафраматическое дыхание, при котором мышцы грудной и брюшной полостей, а также диа­фрагма - активны.

Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания сокращаются диафрагма и мышцы брюшной по­лости- активно.

Данное деление дыхания на виды является условным, так как чаще всего чистых типов дыхания и чётких границ между ними нет. Мужчинам более присуще дыхание, близкое к брюшному, а детям и женщинам - к грудному.

Наиболее целесообразным и правильным дыханием в во­кальной педагогике и практике признается смешанное дыхание, возникающее в процессе приспособления дыхания к пению.

Как отмечалось выше, певческое дыхание значительно отличается от дыхания обычного. Если в обычном дыхании есть только вдох и выдох, то певческое подразделяется на три этапа: вдох, задержка дыхания и выдох. Итак, теперь можно рассмотреть этапы певческого дыхания.

1) Вдох - в певческом дыхании он предшествует непосредственно голосообразованию, следовательно, при помощи вдоха происходит не только наполнение лёгких воздухом, но и подготовка голосового аппарата. Вдох производится бесшумно, на полузевке. Изначально, можно делать вдох на зевке через нос, расширяющем полость глотки, поднимающем мягкое нёбо и опускающем корень языка (по сути, вдох на зевке является самым действенным приёмом произвольного опускания гортани). Далее внимание обучающихся должно быть акцентировано на вдохе в полузевке через нос и полуоткрытый рот. Обязательным является отслеживание с самого начала обучения, чтобы вдох сочетался с положением ротоглотки на полузевок.

2) Задержка дыхания - пауза, разделяющая вдох от выдоха и воспроизведения звука, момент фиксации положения вдоха (ротоглоточная полость должна находится в состоянии полузевка).

3) Выдох - в певческом дыхании должен быть экономным (т.е. таким, при котором максимальная часть воздуха расходуется на извлечение звука, постепенно, а не одним-двумя звуками). Для этого используется сохранение вдыхательной установки на весь фонационный выдох. Именно так образуется опора дыхания - т.е. умение поддерживать необходимое для голосообразования давление воздуха. Опора дыхания - это важнейшая составляющая певческой опоры. Без правильной опоры дыхания не получится создать и певческую опору, имеющую первостепенное значение для тембровой окраски и качества звука.

Работа над воспитанием певческого дыхания у детей должна носить созна­тельный характер и осуществляться постепенно и систематически с самого начала занятий. Все этапы должны усваиваться учащимися сознательно, и, путем постоянных повторений должны закрепляться.

Большую пользу на начальном этапе развития певческого дыхания приносит беззвуковые дыхательные упражнения, которые применяются, как вспомогательное средство для укрепления дыхательных мышц.

В самом начале работы с хором приходится проявлять большое терпение, вводя постепенно одно-два упражнения, пока их полезность не станет понятной каждому и тогда они уже исполняются осознанно и заинтересованно.

Характер певческого дыхания непосредственно отражается на характере звучания голоса. Спокойный, но вместе с тем активный вдох с последующей мгновенной задержкой обеспечит условия для дальнейшего экономного длительного выдоха, что в свою очередь облегчит формирования напевного звука. Такое пение, как упоминалось выше, называют пением на "опоре". Мгновенная задержка воздуха при выдохе смыкает связки, преграждая путь выдыхаемому воздуху, заставит активизироваться мускулы дыхательного аппарата. Одновременно произойдёт сужение входа в гортань, что поможет созданию качественного звука на "опоре". Все упражнения на развитие дыхания исполняются "по руке" дирижёра. При вдохе руки из исходного положения по горизонтали разводятся "от себя", на мгновение останавливаются в момент задержания дыхания, и при выдохе - тоже горизонтальное движение "к себе". Это упражнение рекомендуется повторять 5-6 раз.

В дыхательных упражнениях руководителю хора необходимо:

1. Обращать внимание на правильное положение корпуса детей, в меру активное, упругое в пояснице и расслабленное в плечах;

2. Вырабатывать умение сохранения нижних ребер в раздвинутом положении на протяжении всего упражнения, требующего непрерывного звучания. Этот навык для детей является новым и очень важным, поэтому овладение им является одной из важных педагогических задач. Ощущение вдыхательной установки достигается при экономном, медленном, спокойном выдохе и сопротивлении нижних рёбер опаданию. Это умение способствует наиболее экономному расходованию воздуха при пении, что создает оптимальные условия для выработки кантилены и способности петь длинные музыкальные фразы.

3. На дыхательных упражнениях без звука сознательно контролировать ощущение раздвижения нижних ребер.

Приведем некоторые примеры из этих упражнений:

Упражнение 1:

При счете "раз" учащиеся глубоко и быстро вдыхают с одновременным резким раздвижением ребер, на "два“ - задерживают дыхание, на "три" - медленный выдох с опусканием ребер.

Упражнение проводится 3-4 раза в один прием.

Упражнение 2:

При счете "раз", "два" учащиеся с умеренной скоростью глубоко вдыхают, на "Три" - задерживают дыхание, на "четыре‚ пять, шесть, семь" - выдыхают.

упражнение повторяется 3-4 раза.

Во время про­ведения этих упражнений учащимся рекомендуется для контроля держать правую руку на диафрагме, а левую на грудной клетке

Упражнение 3

Вдохнуть глубоко через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды, затем выдохнуть воздух, совершив пять-шесть толчков, прерывая струю воздуха плотно смыкая губы. В этом случае возникает короткий, похожий на "п" звук.

Это упражнение полезно тем, что увеличивает очистительный процесс в лёгких, так как воздух из них выходит в еще большем количестве, чем при обычном дыхании. Лео Кофлер называл это упражнение "лечащим веником для лёгких".

 

Упражнение 4

Постепенно вдыхать через узкую щель между губами воздух. При этом возникает звук, похожий на "фф-фф". Задержать дыхание на 2-3 секунды и постепенно выдохнуть через щель между губами.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению и развитию дыхательной мускулатуры у детей, что облегчит постановку певческого дыхания. Навыки, полученные в этих упражнениях, переносятся в вокальные упражнения, что способствует созданию и закреплению контролируемого и регулируемого выдоха.

При работе над певческим дыханием, необходимо учитывать то, что у детей младшего школьного возраста еще крайне не крепкие (или отсутствующие) рефлекторные связи между дыхательной мускулатурой с голосовым аппаратом. Преобладает верхний (ключичный) тип дыхания, что приводит к поверхностному дыханию, и подъёму плеч. В связи с чем, на занятиях необходимо жёстко следить за правильным дыханием учеников, так как, упустив этот момент вначале обучения, его крайне трудно будет исправить в дальнейшем.

На первом этапе не следует торопить учащихся, надо акцентировать их внимание на сознательном контроле подготовки к подаче звука. Сначала целесообразно применять медленный темп и короткие музыкальные фразы, не требующие большого запаса дыхания. При этом необходимо указать учащимся на необходимость сохранения вдыхательного положения грудной клетки и части воздуха в конце музыкальной фразы, что позволит быстро организовать новый вдох. Также очень важным является умение соизмерять количество вдыхаемого воздуха музыкальной фразе, ее продолжительности и динамике.

Распевание следует начинать на выдержанных звуках с закрытым ртом. Техника пения с закрытым ртом следующая - губы мягко сомкнуты, между зубами остаётся пространство, фонация осуществляется на согласных "М" или "Н". Пение с закрытым ртом даёт возможность "прочувствовать" свой голос и воспитывает концентрацию внимания. Звук берется тихо и выдерживается до тех пор, пока каждый ученик не пропоет его без побочных призвуков. Длительность выдержанного звука не должна превышать длительности одного дыхания.

При переходе от пения с закрытым ртом к пению с открытым ртом целесообразнее всего использовать гласные "у", "о," "а", сочетая их с друг с другом. Из согласных лучше брать звонкие сонорные согласные "м", "н", "л". Их применение включает в работу весь голосообразующий аппарат учащихся, в том числе, и резонато­ры. Сочетание гласных с согласными помогает эффективнее бороть­ся с недостатками голосообразования, такими, как носовой приз­вук, сипота, зажатый, горловой звук.

Для создания акустической формы надгортанного пространства вместе со свободным положением корнем языка служит гласный "у" (статья В. Каменского "О певческих навыках 1 и 2 классов"). Кроме того, "у" освобождает голос от носового призвука, так как поднятое мягкое нёбо перекрывает вход в носовую полость.

Одно и то же упражнение можно применять для:

пение на легато

пение на стаккато

цепное дыхание

Примером первого вокального упражнения может служить распевка " МА-ЛА КУ-МА", " "МА-ЛА ЛУ-НА"

Упражнение 5

t1635874386aa.png

Данное упражнение может применяться и для отработки вариантов дыхания:

дыхание возобновляется после каждого слога

дыхание возобновляется после двух слогов

все слоги исполняются на одном дыхании

Как показывает практика, на начальном этапе также целесообразно использовать распевки на одном звуке, в умеренном темпе на неподвижной ноте.

Упражнение 6

t1635874386ab.png

На одном звуки пропеваются слоги "ма-мо-ми-мэ-му", "на-но-нэ-ни-ну"

Использование одной высоты звука при чередовании гласных и согласных на слоге способствует выравниванию их звучания, а также развивают экономный выдох и ощущение опоры дыхания.

Упражнение 7

t1635874386ac.png
на одном звуке петь "Та-тэ-ту, Бери трубу" "Да-дэ-ду. Дуй в трубу"

Упражнение 8

t1635874386ad.png

На одном звуке петь "Жук, жук, где твой дом? Мой дом под кустом"

следить за тем, чтобы звук не был плоским, использовать цепное дыхание (распевка на выстраивание унисона и на умение тянуть звук, и на замыкание слов).

В ходе работы над певческим дыханием, вышеизложенные упражнения дают возможность развивать и закреплять навыки верного вокального дыхания, что позволяет в дальнейшем на занятиях развиваться вокальным навыкам

Учащиеся постепенно начинают лучше разбираться в работе своего голосового аппарата, благодаря работе над дыханием.

Одной из главных задач в работе над дыханием это осознать то, что от выдоха зависит длительность звучания и сила звука

Таким образом, следует вывод, что, умение верно использовать (распределять) дыхание при вокальном исполнении, оказывает огромную роль в передаче характера звучания произведения.
При отсутствии должного процесса работы над певческим дыханием дальнейшее развитие вокальных данных невозможно, более того, не правильное певческое дыхание может привести к полной потере певческого голоса.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1) Основой работы над вокальной техникой является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

2) Певческое дыхание – это основа, на которой строится пение в целом.

3) С самого начала занятий необходимо обращать внимание на постепенное развитие дыхания.

4) Для формирования певческого голоса необходимо выработать координацию в работе голосового аппарата, которая должна обеспечить высококачественную фонацию, что может обеспечить только сознательный контроль  скорости вдоха, количества вдыхаемого воздуха и продолжительности выдоха.

 

 

 

Список использованной литературы

Варламов А.Е. "Полная школа пения". М. Музыка, 1953г

Глинка М.И. "Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса". М., 1913

Грачева М.С. "Гортань человека" в кн. "Детский голос"., М., 1970

Добровольская Н.Н. "Распевание в детском хоре начальной школы". М., Музыка, 1964

Дмитриев Л.Б. "Основы вокальной методики". М., 1970

Каменский В.О. "О певческих навыках I и II классов". Л., Педагогика, 1958

Минин В.Н., "Вопросы распевания", М. 1959

Попова Л., Тихеева В. "Школа хорового пения" вып.1, М., "Музыка", 1986

Струве Г.А. "Хоровое сольфеджио". М., 1979

Соколов В. "Школа хорового пения" вып.2, М., 1978

https://studfile.net/preview/5439073/page :11/

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/226528-referat-na-temu-rabota-nad-pevcheskim-dyhanie

http://cdod- hosta.ru/wp-content/uploads/2014/12/KALAJDZHYAN-Metodichka-Pevcheskoe-dyhanie.pdf

 

 

 

 

 

13

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.