Доклад «Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка»

0
0
Материал опубликован 1 April 2023

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

 

 

 

Выполнила:

Пантюхина Оксана Алексеевна

учитель английского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Холмск

2023

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. Анализ теоретико-методологических оснований для исследования проблемы развития формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

5

1.1. Эволюция термина «функциональная грамотность»

5

1.2. Составляющие функциональной грамотности

7

1.3. Функциональная грамотность в обучении английскому языку

9

ГЛАВА 2. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

10

ГЛАВА 3. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности)

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

Список литературы

20

ПРИЛОЖЕНИЯ

21

 

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня.

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи».


 

Песталоци И.Г


 

ВВЕДЕНИЕ


 

Формирование функциональной грамотности – одна из приоритетных задач не только ФГОС, но и стремительно развивающегося мира в целом. Функциональная грамотность является одним из центральных понятий в образовательном процессе современного мира.

Функциональная грамотность – это готовность и способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого спектра проблем и жизненных задач в различных сферах общения, деятельности и социальных взаимоотношений. Это способность к обобщению, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений и навыков. Так как основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Актуальность опыта определяется тем, что современное образование выполняет важные задачи – обучает, воспитывает и развивает личность. Совокупность данных задач стала одной из причин трансформационных процессов, затронувших сферу образования на всех ее уровнях и во всех предметных областях. На первое место выходит не только обучение учащихся определенной предметной области, но и адаптация их к тем социальным, экономическим и политическим условиям, что определяют жизнь общества. К ним можно отнести гуманизацию, высокий информационный поток, либерализацию и рост самоконтроля личности в общественной деятельности.

Как показывают исследования различных организаций (PISA, IEA и др.), среднестатистическая школа зачастую предоставляет возможность к получению только основных, предметных навыков грамотности, являющихся недостаточными для успешного функционирования личности в разнообразных аспектах реальной жизни, поэтому одним из наиболее перспективных направлений развития образования в данном контексте выступает развитие функциональной грамотности учащихся. Формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации.

Методическая новизна 

Новизна разработки заключается в том, что данный опыт направлен на реализацию стратегии ФГОС, через любой УМК по английскому языку, ориентированный на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов образовательной программы основного общего образования в аспекте функциональной грамотности. Данная стратегия проявляется через совокупность разнообразных приёмов, технологий, позволяющих формировать «сильное мышление» у обучающихся, воспитывать творческую личность, подготовленную к решению сложных нестандартных задач в различных областях человеческой деятельности.


Цель опыта:

формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка, способствующая повышению коммуникативной компетенции учащихся;

расширение их кругозора, помощь в осознании ценности современного мира.

Важно научить детей извлекать информацию из различных источников: СМИ, интернет, книги, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д. Это тот уровень грамотности, который даст человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Я уверена, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому могу смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

 

Задачи:

Внедрить в практику технологии формирования функциональной грамотности обучающихся.

Формировать у учащихся универсальные навыки, непосредственно ориентированные на формирование Soft skills или навыков 21 века (Communication, Collaboration, Creativity, Critical thinking).

Учить продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного выражения воображения.

Гипотеза: формирование функциональной грамотности на уроках английского языка позволит овладеть грамотной устной и письменной речью; сформировать способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему. Все перечисленное будет способствовать развитию познавательного интереса учеников.

Объект исследования: функциональная грамотность.

Предмет исследования: функциональная грамотность на уроках английского языка.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение опыта формирования функциональной грамотности, включенное наблюдение, интервьюирование; наблюдение и педагогический анализ различных видов использования ЦОР; тестирование; педагогический эксперимент; статистические и графические методы обработки результатов исследования.

Предполагаемый результат: при формировании функциональной грамотности на начальном этапе обучения английскому языку в образовательном процессе возрастет уровень познавательного интереса, качество знаний, повысится мотивация обучения.

Практическая значимость опыта заключается в формировании функциональной грамотности на уроках английского языка и организации совместной учебно-познавательной деятельности учителя и обучающихся с целью повышения мотивации обучения, развития познавательных навыков, творческого потенциала обучающихся. Накопленный материал может быть использован другими педагогами.

Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить обучающихся говорить на иностранном языке. Для этого учителю необходимо использовать метод коммуникативно - ориентированного обучения, включающего в себя ситуативность, коллективное взаимодействие, вовлечение в речемыслительную деятельность, личностно-ориентированную самостоятельную работу.

Работа в данном направлении велась в течение трёх лет:

1 этап - ознакомительный (изучение литературы по теме, овладение новыми методами и приёмами, планирование работы);

2 этап – этап апробации (использование нового материала, пошаговое внедрение новых приёмов и методов в нестандартных ситуациях);

3 этап – этап внедрения (применение современных методов и приёмов на уроках, обмен опытом).

Глава 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

 

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

 

Социально-экономические перемены в обществе, глобальные изменения в мировой экономике XXI века обострили проблемы качества образования и создали необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Во многих странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Особо следует выделить функциональную грамотность, которая способствует успешной адаптации выпускника в будущей жизнедеятельности. Обучение иностранным языкам является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов. В современном мире в условиях глобализации во всех сферах человеческой деятельности языковая политика в государстве тесно связана с политическими, экономическими и культурными тенденциями и событиями. Объективная сложность в проведении языковой политики связана с противоречием, заложенным в основной функции языка: язык - это, прежде всего, способ общения, но, в то же время, главный признак национальной идентичности. Вследствие этого язык может выступать не только как средство для объединения людей в рамках социального субъекта, но и быть причиной социально языковой разобщенности.

Для начала обратимся к различным источникам и постараемся ответить на вопрос: «Какой смысл заключен в понятии «Функциональная грамотность»?

Термин «грамотность», введенный в 1957 г. ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Другими словами, грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения, письма, счета и работы с документами.

Одновременно были введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности». Первое характеризует способность читать и писать простые сообщения, второе – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.

Отличительными чертами функциональной грамотности, как было принято считать в 70-80-х годах прошлого столетия, являлись: 1) направленность на решение бытовых проблем; 2) ситуативная характеристика личности т.е. умение обнаруживать себя в конкретных социальных обстоятельствах; 3) связь с решением стандартных, стереотипных задач; 4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма; 5) использование в качестве оценки прежде всего взрослого населения; 6) наличие смысла главным образом использовать в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности. По мнению С.А. Крупник, В.В. Мацкевича, проблематика грамотности (функциональной грамотности) становится актуальной только тогда, когда страна должна наверстывать упущенное, догонять другие страны. Именно поэтому понятие функциональной грамотности использовалось как мера оценки качества жизни общества (своего рода культурный стандарт) при сопоставлении социально-экономической эффективности разных стран.

Таким образом, термин «функциональная грамотность» в своем строгом значении имел следующее понятие: «Использование умений читать и писать в повседневной жизни («социальная практика работы с текстом»). Иными словами, это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту»

А.А. Леонтьев в одной из своих работ дал очень корректное и в то же время глубокое определение функциональной грамотности: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации». По его словам, проблема функциональной неграмотности, с которой сегодня сталкиваются многие страны, – это проблема не педагогическая, а проблема социальная.    

Однако со временем с термином «функциональная грамотность» стали происходить значительные изменения.

Границы этого термина существенно расширились. Т.е. он стал применятся как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку уверенно действовать в окружающей материальной и социокультурной среде; способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования с многоплановой человеческой деятельностью; мера овладения определенными умениями как средствами осуществления жизненных планов, продолжения образования, профессионального роста в современных цивилизационных условиях и т.п. Согласно Р.Н. Бунееву, конечным результатом обучения должно быть «взращивание функционально грамотной личности» - личности, которая «способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений», включая способность быть самостоятельным в принятии решений, нести ответственность за себя и своих близких, легко адаптироваться в любом социуме, действовать в соответствии с общественными ценностями. Функциональная грамотность стала трактоваться как фактор сформированности общих интеллектуальных умений учащихся в рамках определенных предметных областей, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Функциональная грамотность сегодня – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса. Поэтому для нашей страны особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе.

 

1.2. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

 

Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.

Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение».

Внедрение новых технологий и инновационных форм будут способствовать профессиональному самоопределению личности и формированию у учащихся потребности в творческой деятельности.

Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист, и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Составляющие функциональной грамотности:

математическая грамотность;

естественнонаучная грамотность;

читательская грамотность;

финансовая грамотность;

глобальные компетенции;

креативное мышление.

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности:

наличие ситуационной значимости контекста;

необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области;

новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения.

Математическая грамотностьэто способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину

Читательская грамотностьспособность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественнонаучная грамотностьэто способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Задания направлены на оценку компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных жизненных ситуациях.

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Глобальная компетентностьэто многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Глобальная компетентность (глобальные компетенции) – это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.

Креативное мышлениеспособность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

Информационные ресурсы, направленные на формирование функциональной грамотности:

марафон функциональной грамотности: https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/marafonfunktsionalnoygramotnosti/

банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы): http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (Российская электронная школа): https://fg.resh.edu.ru/

задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA: https://media.prosv.ru/fg/

формирование и оценка функциональной грамотности (Материалы Всероссийского форума «Тенденции и векторы развития общего образования», 17 декабря 2021 года): https://www.youtube.com/watch?v=YS5MRZ_mxE8

 

1.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

 

 

В настоящее время иностранный язык все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных научных, экономических, социальных, культурных связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.

Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи. Работа над развитием у учащихся этих видов речевой деятельности осуществляется на протяжении всего периода обучения.

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка.

При этом, ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями учащихся при работе с текстом. Так, учащиеся не знают значений многих слов, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не умеют сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не в состоянии перенести знания и умения из одной области на другую.

В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».

В связи с этим, в современном преподавании иностранного языка, и в частности, английского, обучение чтению «не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью».

Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Таким образом, мы видим, что образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.


 

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


 

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами. Однако поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом мы используем следующие современные педагогические технологии и методы, которые делают урок интересным и повышают мотивацию обучающихся:

технология развития критического мышления через чтение и письмо;

игровые технологии;

метод проектов;

личностно-ориентированное обучение (технология коллективного взаимообучения, технология сотрудничества);

информационно-коммуникационная технология.

УМК «Spotlight» рассчитан на эффективное использование учащимися доступных им языковых средств и удовлетворение их коммуникативных потребностей и способствует развитию всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма) с помощью современных коммуникативных заданий и упражнений.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на занятии не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике. Которые можно использовать для сознательного решения изобретательских задач.

Источники полезных ресурсов, которые я применяю в своей работе:

https://learnenglishkids.britishcouncil.org/en - слушаем, читаем, учим грамматику, поем песни и смотрим видео, причем для разных возрастов и уровней (listening, reading, vocabulary, grammar, games, songs….)

https://quizlet.com/ - работа с лексикой и вывод этой лексики в активный вокабуляр (vocabulary practice) .

http://www.english-4kids.com/interactive.html - тоже очень интересный сайт, онлайн-игры и викторины с лексикой, чтение (interactive vocabulary quizzes, online vocabulary games)

http://www.SparkleBox.co.uk сайт для новых идей и воплощения уже задуманных начинаний. Есть материалы для загрузки и печати.

http://www. LearningApps.org масса полезных заданий.

Первоочередная задача учителя - создать на уроке такую атмосферу, когда ученики не боялись бы высказывать свои суждения на иностранном языке. Также в его задачу входит постановка стимулирующих к говорению заданий. Мотивацией к говорению вызывают у учеников ролевые игры, особенно если они интересны, удачно подобраны и отвечают сегодняшним реалиям.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

создание психологической готовности детей к, речевому общению;

обеспечение естественной необходимости многократного повторения;

введение языкового материала;

тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.

Обучающие игры на уроках иностранного языка подразделяются на следующие категории:

фонетические;

ролевые;

грамматические;

орфографические.

лексические;

Фонетические игры.

Цели:

формирование навыка произношения связного высказывания или текста.

тренировать учащихся в произнесении английских и немецких звуков;

научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения.

Лексические игры.

Цели:

тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

активизировать речемыслительную деятельность учащихся.

Грамматические игры.

Цель: научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, развивать языковую догадку и речевую реакцию учащихся.

Орфографические игры.

Цель: формирование навыков письма, правильного написания сочетаний букв в слове.

Ролевые игры.

Ролевые игры обладают способностью дальнейшего развития речевых навыков и умений.

Применяя игровые технологии на уроках иностранного языка, всегда помню:

1. Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Учитываю цель использования игры.

2. В игру следует вовлекать как можно больше учащихся.

3. Игра должна соответствовать возрасту и языковым возможностям детей.

4. Игра должна развивать все виды речевой деятельности и проводиться на иностранном языке.

На начальном этапе детям интересно узнать что-то новое, они учатся, так как уроки доставляют им удовольствие и радость. У учащихся данного возраста только начинают формироваться речевые навыки, которыми они владеют недостаточно – для проведения ролевых, сюжетных игр.

На средней ступени обучения иностранному языку, когда ученики достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, усложняется игровая деятельность. Я применяю коммуникативные, интеллектуальные, ролевые игры и игры, построенные на страноведческом материале. Использование данных видов игр способствует погружению учащихся в иноязычную атмосферу, формированию у них коммуникативных навыков и развитию определенных речевых умений, учит учащихся общению на иностранном языке. Мой педагогический опыт меня убедил, что игра способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка.

Игровые приемы выполняют и облегчают учебный процесс, помогают усвоить учебный материал и развивают речевые компетенции. На уроках применяю различный дидактический материал, как авторский, так и собственный, разработанный в процессе работы над методической темой. При отборе материала включаю упражнения, тексты, направленные на активизацию мыслительной деятельности, способствующие сохранению высокого интереса к предмету.

Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности, а именно говорению, чтению, аудированию, письму.

Аудирование

Развитие аудирования как рецептивного вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух. Обучение аудированию предполагает развитие следующих умений:

отделять главную информацию от второстепенной;

выявлять наиболее значимые факты;

определять свое отношение к ним, извлекать из аудиоматериалов необходимую или интересующую информацию.

Я использую следующие упражнения на аудирование:

- задание на узнавание знакомых слов, выражений и структур;

- извлечение определенной информации;

- заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения.

Говорение

Обучение монологической речи предполагает развитие умений:

делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме;

кратко передавать содержание полученной информации;

рассказывать о себе, о семье, о погоде и т.д.;

рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры;

описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка.

Обучение диалогической речи предполагает развитие следующих умений:

участвовать в дискуссии/беседе на знакомую тему;

осуществлять запрос и обобщение информации;

обращаться за разъяснениями;

выражать свое отношение к высказыванию собеседника;

вступать и поддерживать общение.

Для расширения лексического запаса, использую на уроках пословицы, поговорки, фразеологизмы, стишки, песенки-физминутки. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в учебной деятельности на уроке. Для решения задачи применения функциональной грамотности на уроках использую следующие интернет – ресурсы:

https://www.youtube.com/user/SuperSimpleSongs - веселые песни, а также материалы для скачивания - флешкарточки, раскраски, задания. Не только поем, но и закрепляем с творческими заданиями.Отдельного внимания заслуживают их Super Simple ABCs — алфавитные песни и phonics songs (песенки с буквами и их звуками), которые будут полезны в обучении чтению.

https://www.youtube.com/user/englishsingsing9 - этот канал очень популярный. Помимо веселых песен, на канале можно найти отработку разных разговорных фраз и моделей. Для формирования навыка говорения – отличный вариант!

Письмо

Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений:

личное письмо;

письмо в газету, журнал;

небольшой рассказ;

заполнение анкет;

изложение сведений о себе;

написание плана.

Мы используем следующие упражнения по формированию навыков письма:

вставить пропущенные слова;

заменить выделенные курсивом слова синонимами;

выписать из текста предложения, являющиеся ответами на поставленные вопросы;

выписать из текста предложения, подтверждающие или опровергающие данные утверждения;

выписать примеры на употребление конкретных грамматических структур;

закончить предложение, используя слова и выражения из текста.

составить вопросы к ответам и наоборот;

соединить части предложений в логическом порядке;

составить план текста.

Чтение

Обучение чтению предполагает развитие следующих умений:

выделять основные факты;

отделять главную информацию от второстепенной;

предвосхищать возможные события, факты;

раскрывать причинно-следственные связи между фактами;

извлекать необходимую, интересующую информацию;

определять свое отношение к прочитанному.

Мы используем следующие упражнения по формированию навыков чтения:

определить по заголовку тему текста;

найти ответы на вопросы.

согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.

выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.

найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).

найти описание внешности, места, события и др.

догадаться о значении слова по контексту.

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. В начальной школе мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

- текст должен быть интересен;

- текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;

- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;

- незнакомые слова должны быть представлены в сносках;

- объем текста не должен превышать норму;

- шрифт должен помогать легко читать текст;

- текст должен развивать кругозор;

- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;

- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;

- текст должен быть структурирован;

- в тексте не должно быть ошибок;

- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

При составлении заданий на функциональное чтение можно опираться на теорию Блума, согласно которой список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого - припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи. Так, например, для развития читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе мы в основном используем упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Проанализировав задания из разных УМК и учебника непосредственно с которыми, мы работаем, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

При отборе текстов для формирования читательской грамотности необходимо руководствоваться следующими критериями:

актуальность текста для учащихся;

учет возрастных особенностей группы;

наличие новой (для учащихся) информации;

наличие фактов, понятий, имен, географических названий,

наименований товаров, цифр, дат и т.д.;

наличие иллюстраций, схем, диаграмм; наличие в тексте «фактов и мнений».

Материал для составления заданий по развитию функциональной грамотности следует выбирать из жизненной ситуации:

поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодежных центрах, местах отдыха и др.

заполнение электронных анкет, опросов, резюме;

поиск билетов на все виды транспорта;

изучение расписания движения транспорта;

работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;

использование сайтов со сводками погоды; поиск кулинарных рецептов;

поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.;

выбор товаров в Интернете.

Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся различным операциям с материалами текста с учетом его жанровых и стилистических особенностей.

Практическая направленность уроков является важной составляющей образовательного процесса, знания должны быть применимы на практике.

Для формирования практических умений я активно использую эвристические методы обучения, с которым я познакомилась на курсах повышения квалификации в г. Москве.

Эвристическое обучение - это непрерывное открытие нового самим учеником. Это педагогическая система, где образование построено на творческой самореализации учеников и педагогов через создание ими образовательных продуктов. Это могут быть: тексты, рисунки, поделки, изобретения, правило, схема, символ, система оценки, чувства, навыки и т.д Но главное в этих заданиях это открытость, т.е отсутствие заранее известного результата его выполнения. Конечно это пугает многих родителей, возникают вопросы, что делать, как делать. Все привыкли к четкому алгоритму, не смотря на постоянно меняющийся и развивающийся мир. В начальной школе активно использую творческие работы прям на уроке, например, нарисуйте это букву так, как вы ее видите, объясните, почему она имеет именно такой образ. И в качестве домашнего задания, чтобы у детей было больше времени для раскрытия своего творческого потенциала.

Используя этот метод обучения, я придерживаюсь следующего плана:

объект, которому посвящено задание (про что?);

в чем личная значимость задания;

в чём его актуальность, полезность;

какая деятельность будет главной;

как ученик может выразить своё отношение;

какой продукт создаст в итоге;

продумываются критерии оценки.

Очень важный моментом при создании эвристического задания – это продумывание текста задания.

С помощью эвристических заданий, у учащихся формируется критическое мышление, креативное мышление, а они являются неотделимой составной функционально грамотности, так как подразумевают:

определение границ своего знания и незнания;

понимание, что за этими границами есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить;

умение формулировать эти вопросы и др.

Информационно-коммуникационная технология в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

http://www.starfall.com/ - учим алфавит через забавные видео, презентации и песенки, книги для чтения, обучение чтению через интерактивные задания;

http://www.abcya.com/ - потрясающая копилка игр и упражнений на развитие навыка чтения;

http://www.childrensbooksonline.org/ library.htm - огромное количество книг для онлайн-чтения для детей и взрослых, для разных уровней, есть озвученные;

https://freekidsbooks.org/ - книги на английском для детей и подростков, которые можно читать онлайн, а можно и распечатать;

https://uchi.ru/ - образовательный портал для интерактивного развития детей, как один из приёмов развития у обучающихся функциональной грамотности;

https://kahoot.com/ - Kahoot —сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. Технология, направленная на совершенствование учебного процесса, повышение его практической направленности, развивает интеллектуальные, творческие способности учащихся и способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе.

https://resh.edu.ru/ - платформа РЭШ содержит диагностические работы для класса, тренировочные задания, уроки, тесты на читательскую, математическую, финансовую и естественнонаучную грамотность, а так же многое другое. Некоторые материалы доступны в форме видео и электронных пособий. Все задания и подробности от учителя доступны по конкретным ссылкам.

https://edu.skysmart.ru/ - это сайт с интерактивными заданиями к наиболее востребованным учебно-методическим комплектам АО «Издательство “Просвещение”», включенным в Федеральный перечень учебников. В интерактивной рабочей тетради представлены материалы для учеников с 5 по 11 класс.

Это только малая часть примеров, с помощью которых можно развивать функциональную грамотность на уроках английского языка. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

Наиболее эффективными для себя я выбрала несколько платформ: Учи.ру, Российская электронная школа (РЭШ), сервис по созданию онлайн викторин Kahoot, электронная тетрадь Skysmart. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Также мы регулярно с обучающимися принимаем участие в онлайн-олимпиадах, где каждый учащийся имеет внешнюю мотивацию в виде грамот, дипломов и сертификатов участников. Использование данных электронных ресурсов способствует развитию функциональной грамотности учащихся.

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка способствует успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции. Применять функциональную грамотность следует умело и грамотно, сочетая в своей работе различные образовательные педагогические технологии.

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.

Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Если ученик с низкой мотивацией в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая слабым. Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.

Являюсь активным участником различных вебинаров по формированию функциональной грамотности обучающихся.

 

 

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ (устойчивые положительные результаты деятельности)

 

 

Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Если ученик с низкой мотивацией в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая слабым. Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.

Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где применяются приемы и методы формирования функциональной грамотности в системе показали следующее: обучающиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование данных технологий способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно в среднем звене, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.

С 2017 года я и мои обучающиеся являемся активными пользователями на образовательной платформе «Учи.ру», которая помогает повышать успеваемость и интерес к изучению английского языка. Интерактивная образовательная онлайн – платформа «Учи.ру» позволяет с использованием уже имеющейся в школе инфраструктуры организовать учебный процесс на новом уровне, в цифровом формате. Заранее учитель выбирает класс, предмет на данной платформе и материал, соответствующий изучаемой теме учебника из предложенных на онлайн – платформе. Затем начинает комплектовать задание по разным видам деятельности: аудирование, лексика – грамматика, чтение (их может быть 2 или 3 на 20 минут урока), чтобы дети не были загруженными перед ноутбуками и выдать задание, обозначив датами. Я комплектую задания по английскому языку дифференцированно, деля класс на 2 или 3 группы, чередуя работу детей за ноутбуками. Данная платформа позволяет индивидуально подбирать задания из карточек или упражнений. На платформе «Учи.ру» я провожу занятия с обучающимися 2 – 9 классов, зарегистрировав их заранее.

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся, а как результат – повысить функциональную грамотность.

Положительная динамика результатов в обучении достигается благодаря знаниям в области педагогики, возрастной психологии, использованию актуальных методик и современных образовательных технологий, позволяющие выстраивать учебно-воспитательный процесс на основе личностно-ориентированного подхода, развивать устойчивый интерес учащихся к обучению через применение активных форм сотрудничества. Каждый ученик включен в учебную деятельность, что способствует формированию общеучебных умений и навыков, дает возможность проявлять познавательную активность.

По данным таблиц видна стабильная успеваемость учащихся и положительная стабильная динамика качества знаний учащихся по английскому языку. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Данный опыт будет продолжаться в направлении поиска новых методов и приёмов использования ИКТ при обучении английскому языку, в инновационной и исследовательской деятельности с целью повышения функциональной грамотности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Решить эту проблему поможет использование современных развивающих технологий в образовательном процессе.

И одним из приоритетных направлений, способствующих повышению качества образования, а в нашем случае в изучении английского языка является функциональная грамотность.

Основными направлениями функциональной грамотности в рамках урока по английскому языку являются:

овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;

способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;

умение самостоятельно формулировать проблему.

Способы достичь задачи, направленные на развитие функциональной грамотности, которые ставит перед собой учитель, планируя урок, могут быть самыми разнообразными.

Необходимо изменить приоритеты в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности», а также интеллектуального развития и интеллектуального воспитания школьников. Чтобы ученик смог научиться действовать только в процессе самого действия, должна присутствовать каждодневная работа учителя на уроке.

Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Подводя итог, можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены, цели достигнуты.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа. “Школа 2100”, Педагогика здравого смысла / Под ред. А.А. Леонтьева

Бутенко А. В., Ходос, Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Учебно-методическое пособие.: МИРОС, 2002.

Ваулина Ю. Е., Дули, Д., Подоляко, О. Е. Английский язык. Книга для учителя: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций – 4-е изд.– М.: Express Publishing: Просвещение, 2016.

Крупник С.А., Мацкевич В.В. Всемирная энциклопедия: Философия / Функциональная грамотность. Минск, 2001

Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. И.В. Усачевой. М., 2002.

Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя / Под общ. редакцией Крыловой О. Н. – СПб.: «Аграф», 2004.

Холодная М.А. Доклад на IV Всероссийском съезде психологов образования России "Психология и современное российское образование", 8 - 12 декабря 2008 года, Москва)

Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.- СПб.: КАРО, 2004.

Панфилова Е. И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка / Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск3.2015.URL:http://ekoncept.ru/teleconf/65081.html-ISSN.

Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. URL: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf.

Фролова П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike.

Воронина, К. В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка / К. В. Воронина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 305-306. — URL: https://moluch.ru/archive/295/67066/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример задания на развитие читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе. (4 класс)

My neighbor

My neighbor Jason is a baker. He is very busy. When he is not at the bakery, he is out having fun.

Every day Jason wakes up at 5 o’clock in the morning. He has breakfast and then he rides his bike to the bakery. When he gets there, he starts to make bread. His work is very hard. He works until 3 o’clock in the afternoon. Then he goes back home where he has lunch and rest for a while. In the evenings, he sometimes goes to the cinema or meets his friends. On Wednesday, he always does the shopping. On Sundays, he always wakes up late and then reads a book or works in the garden. He usually goes to bed at 11 o’clock at night.

Задание 1. Понимание и анализ

What is this story about? Choose the right answer. (О чем этот рассказ? Выберите правильный ответ.)

the baker’s friend

the baker

the bakery

bakers

Цель задания: обобщение и интерпретация. Определить основную идею короткого описательного текста.

Задание 2. Понимание

Mark the statements as T (true) or F (false). (Отметьте утверждения как верные (Т) или неверные (F))

My neighbor Jack is a baker.

Every day Jason wakes up at 6 o’clock.

When he gets to the bakery, he starts to make biscuits.

On Sundays, he always wakes up early.

Цель задания: поиск и извлечение информации.

Задание 3. Знание

Answer the questions. (Ответьте на вопросы.)

How does Jason get to his work?

What time does he finish his work?

What does he do on Sundays?

Цель задания: поиск и извлечение информации.

Задание 4. Понимание

Read the sentences and put them in correct order. (Прочтите предложения и поставьте их в правильном порядке).

1. Jason goes to bed at 11 o’clock at night. ____

2. He rides his bike to the work. ____

3. My neighbor Jack gets up at 5 o’clock in the morning. ____

4. Then he has breakfast.

Цель задания: обобщение и интерпретация. Определить последовательность событий в повествовании.

Задание 5. Понимание

Complete the sentences. Choose the correct word or word combination. (Закончи предложения. Выбери верное слово или словосочетание.)

1. Jason is …

a) a baker b) a pupil

c) a friend d) a brother

2. Jason wakes up at ….

a) seven o’clock in the morning b) five o’clock in the evening

c) 5 a.m. d) four o’clock in the morning

3.Jason’s work is …

a) very interesning b) very hard

c)very easy d) hard

Цель задания: поиск и извлечение информации.

Пt1680358942aa.png РИЛОЖЕНИЕ 2

Задания, используемые для формирования

функциональной грамотности в начальной школе.

 

t1680358942ab.png

t1680358942ac.png
 

t1680358942ad.png
 

 

 

t1680358942ae.png
 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

t1680358942af.png


 


 

t1680358942ag.png


 

t1680358942ah.png

Примеры упражнений, направленных на практику формирования функциональной грамотности с образовательной платформы, УЧИ. РУ

t1680358942ai.png

t1680358942aj.png

t1680358942ak.png


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по результатам промежуточной аттестации

п/п

Промежуточная аттестация

Учебный год

Результативность образовательной деятельности педагога

Общее кол-во обучающихся

Кол-во обучающихся, имеющих положительные результаты обучения

Кол-во обучающихся, имеющих «2»

Результаты обучающихся (средние данные по годам в процентном отношении от числа участвующих)

1.1

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по результатам промежуточной аттестации

2018/2019

283

279

2

98,6

2019/2020

137

135

0

98,5

2020/2021

203

201

2

99,0

2021/2022

161

160

1

99,4

среднее

196

194

1

98,9


 

Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся у учителя

п/п

Промежуточная аттестация

Учебный год

Результативность образовательной деятельности педагога

Общее кол-во обучающихся

Кол-во обучающихся, успевающих на

«4» и «5»

Результаты обучающихся (средние данные по годам в процентном отношении от числа участвующих)

1.2

Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся у учителя

2018/2019

283

193

68,2

2019/2020

137

67

48,9

2020/2021

203

118

58,1

2021/2022

161

103

64,0

среднее

196

120

59,8


 


 


 

Диагностика уровня сформированности функциональной грамотности

у учащихся начальной школы

 

Этапы

2 классы

3 классы

4классы

2017-2018

2019-2020

2021-2022

Входная диагностика

76%

67%

72%

II этап

 

 

84%

Заключительный этап

92%

95%

100%


 


 

30

Пантюхина Оксана Алексеевна

«Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка»


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации