12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мусина Ольга Олеговна33
Россия, Башкирская респ., с. Караидель, Караидельский район
1

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Караидельская средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального района Караидельский район

Республики Башкортостан





Методическая разработка

Формирование функциональной грамотности

на уроках английского языка







Разработал

учитель английского языка

Мусина О.О.







2021



Зачем реализуется проект по формированию функциональной грамотности?

Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.

Когда реализуется проект по формированию функциональной грамотности?

С 2021 года по 2024 год.

Что такое функциональная грамотность?

Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист, и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Составляющие функциональной грамотности:

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Читательская грамотность

Финансовая грамотность

Глобальные компетенции

Креативное мышление

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности:

наличие ситуационной значимости контекста

необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области

новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину

Читательская грамотностьспособность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Требования к текстам:

информационная насыщенность текстового материала;

отсутствие «привязки» к содержанию разных образовательных областей, представленных в школьном курсе;

соответствие возрастным особенностям восприятия ученика;

соответствие читательским и жизненным интересам учеников;

возможность разработать задания, «готовящие к жизни», на основе данного текстового материала.

Оценка читательской грамотности

1. Находить и извлекать информацию

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

4. Использовать информацию из текста

Описание заданий блока «Читательская грамотность»:

комплексные задания, объединённые общей темой или проблемой

каждый блок включает текст, в котором представлена некоторая ситуация, и от 7 до 10 вопросов различной трудности

задания не типичны для российской школы, а близки к реальным проблемным ситуациям

для решения проблемы не требуется специальных предметных знаний, но необходима сформированность общеучебных и интеллектуальных умений.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Задания направлены на оценку компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных жизненных ситуациях.

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами.

Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем

Развитие умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения

Акцент на конкретные повседневные ситуации решения личных и семейных финансовых вопросов

В фокусе внимания модели поведения личности в сфере финансов: покупка товаров и услуг, управление семейным бюджетом, планирование финансовых дел и др.

Особенности заданий

Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни.

В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи.

Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам.

Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.

По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности.

Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.

Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Глобальная компетентность (глобальные компетенции) – это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.

Овладение глобальной компетентностью выражается в способности

критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;

осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;

вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

Информационные ресурсы по формированию функциональной грамотности

Марафон функциональной грамотности: https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/marafonfunktsionalnoygramotnosti/

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (Российская электронная школа):
https://fg.resh.edu.ru/

Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA: https://media.prosv.ru/fg/

Формирование и оценка функциональной грамотности (Материалы Всероссийского форума «Тенденции и векторы развития общего образования», 17 декабря 2021 года):  https://www.youtube.com/watch?v=YS5MRZ_mxE8



Формирование функциональной грамотности

на уроках английского языка на примере упражнений из УМК «Spotlight» для 5-11 классов, авторы Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речь, способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации, умение свободно общаться, говорить, читать и писать на иностранном языке, написать письмо, заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке, извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д.

Проанализировав задания из учебника, непосредственно с которым мы работаем, я нашла множество примеров, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.














Это только малая часть примеров, с помощью которых можно развивать функциональную грамотность на уроках английского языка. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.



Опубликовано


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 24.04.22 в 10:46 0Ответить Пожаловаться
Указанная ссылка работает некорректно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.