Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка
Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка.
В современном мире уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?».
Мы используем иностранный язык в повседневной жизни: работаем за компьютером, смотрим видеоролики, слушаем музыку, общаемся в соцсетях, участвуем в конкурсах и викторинах. При этом люди больше путешествуют, тем самым осваивают культуру другой страны.
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Направления функциональной грамотности:
математическая грамотность;
читательская грамотность;
естественнонаучная грамотность;
финансовая грамотность;
глобальные компетенции;
креативное мышление.
Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда учитель знакомит детей с числительными от 1 до 12.
Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Count and say.
1+8 = ….. (one plus eight is nine)
9+11 = …. (nine plus eleven is twenty)
Типовые задания на формирование финансовой грамотности:
На примере учебника «Английский в фокусе» 5 класс.
Задача: знакомство с денежной системой Великобритании.
1. Put the coins A-G in order of value.
2. How much do the coins A-F add up to altogether? Which of the following items can you buy with this sum of money?
3. Which coins will you use to pay for each of the items you can buy?
4. Imagine you bought the items below yesterday. In pairs act out dialogues, as in the example.
А: What did you buy yesterday?
B: I bought 2 bottles of cola.
A: How much does it cost?
B: They cost 52 p altogether.
5. You are in a shop. You have 1 pound. Use the pictures in Ex. 2 to act out dialogues.
А: How much is this bar of chocolate, please?
B: it is thirty-five pence.
A: Here is a pound.
B: Thank you. Here is your change, sixty-five pence.
Показатели профессионализма современного общества – это «Креативность» и «Творчество». Поэтому проектная работа дает возможности для развития творческого потенциала учащихся. Результаты проектной деятельности – плакаты, постеры, стенгазеты, коллажи, доклады, альбомы, презентации.
Например, Make a poster about the coins in your country. Stick or draw pictures and label them. Use information from the internet to find pictures.
Задача: развитие умения делать выписки, на основе которых составляется плакат (постер).
Формированию естественнонаучной грамотности способствуют задания типа:
| 1. What animals do you think the text is about? 2. Think of two questions you can ask about Indian animals. 3. Describe any of the animals. 4. Think of three animals you can see at a zoo. |
Читательская грамотность. Это одно из направлений финансовой грамотности. Это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Любое задание ученик должен прочитать, поэтому это базовое направление. В процессе обучения у учащихся часто возникают проблемы при работе с текстом.
Типовые задания – это задания, направленные на поиск в тексте конкретной информации.
Например, Read the dialogue and mark the sentences 1-6 T (true) or F (False).
Задания, направленные на формирование функциональной грамотности, способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности. Так как целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения, то можно отметить, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.