Цикл классных часов по формированию гражданской самоидентификации и патриотизма студентов
Я - ГРАЖДАНИН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
PPT / 883.5 Кб
/data/files/o1668848585.ppt (Я - ГРАЖДАНИН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
НАШ АДРЕС- РОССИЯ
PPT / 2.48 Мб
/data/files/n1668848638.ppt (НАШ АДРЕС- РОССИЯ)
ПУСТЬ ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ
PPT / 1.12 Мб
/data/files/a1668848670.ppt (ПУСТЬ ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ)
ГЕРБ. ФЛАГ. ГИМН
PPT / 469.5 Кб
/data/files/a1668848711.ppt (ГЕРБ. ФЛАГ. ГИМН)
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Железногорский горно-металлургический колледж»
(ОБПОУ «ЖГМК»)
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА КАК СОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНТОВ
методическая разработка цикла классных часов
2022
Автор ________________ Е. А. Сорокина преподаватель обществознания
Рецензент ________________ Л. А. Семенова
к.п.н., доцент ФБГОУ ЮЗГУ
Данная методическая разработка предназначена кураторам групп, для проведения классных часов по воспитанию гражданской самоидентификации.
А. Г. Асмолов - гражданская идентичность - осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе» [1], при этом ученый отмечает, что гражданская идентичность не тождественна гражданству, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру;
«Современный политологический словарь» - гражданская идентичность является частью социальной идентичности индивида и отражает представления личности о принадлежности к государственному образованию, структурам гражданского общества, а также к представлениям о самих образованиях и структурах, их оценке индивидом и его право выбора оставаться в их составе или их покинуть [2]
Актуальность проблемы воспитания гражданской самоидентификации.
В условиях глобализации, которая направлена на объединение экономики, политических отношений, социокультурного взаимодействия, на современном этапе развития общества остро встает вопрос о самоидентификации россиян и, особенно, молодежи.
В цели Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. указывается на приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающие интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовыи условия развития страны в мировом сообществе.
В этой связи перед обществом встает вопрос о выработке технологий и моделей формирования новой идентичности молодых граждан России, который имеет стратегическое значение для успешного будущего российской государственности. Основная нагрузка по решению и реализации поставленных задач ложится на систему образования.
Ценностные ориентиры, реализуемые во ФГОС :
- гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
- идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни;
- семейные ценности;
- трудовая этика и пр. ;
- патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
- ценности личной, социальной и государственной безопасности;
национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.
Гуманитарная составляющая социокультурной среды включает:
Гуманистические ценности:
- нравственные основания жизнедеятельности человека;
- этику межличностных отношений;
Гражданское образование:
- Гражданское общество и системы: граждане, государственные учреждения, гражданские институты;
Гражданские принципы:
- равенство (справедливость и честное обращение);
-свобода, социальная солидарность;
Гражданское участие:
-принятие решений;
- влияние;
-участие в деятельности организации .
Гражданственность и гражданская идентичность:
- гражданская самооценка;
-гражданская связность;
-общность.
Законодательная база воспитания гражданской самоидентификации :
- Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Национальная доктрина образования до 2025г.;
- Международная конвенция о правах ребенка 1989 г;
- План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
Данная работа представляет собой подробную разработку цикла классных часов и внеклассных мероприятий по воспитанию гражданской самоидентификации.
1ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ | ТЕМА | ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | Я — гражданин Российской Федерации | классный час | 1 |
2 | Государственные символы России | классный час | 1 |
3 | Наш адрес - Россия | игра | 1 |
4 | Этот час мы приближали как могли | литературно-музыкальная композиция | 1 |
Цели:
-воспитание гражданской самоидентификации, патриотизма;
- развивать у студентов умения различать точку зрения автора; выражать собственную позицию, вести диалог;
-закрепить понятия о гражданственности, гражданском долге;
-вызвать у студентов чувство уважения к своей стране.
Оборудование: мультимедийный проектор;
Оформление аудитории: выставка-конкурс творческих работ студентов на тему «Я — гражданин Российской федерации» (рисунки, фотографии).
Ход мероприятия
Ведущий(преподаватель): сегодня мы будем говорить о том, что значит быть гражданином России. Эпиграфом нашей беседы станут слова Г. Гладкова:
О Господи! Спаси и сохрани
Мою Россию, Родину, Отчизну!
Я с нею связан всей моею жизнью -
О Господи! Спаси и сохрани!
Сейчас мы проведем небольшой социологический опрос. Вам предстоит ответить всего на один вопрос: «Где бы Вы хотели жить: в России или в какой -либо другой стране(на выбор)?» Опрос проходит анонимно, в письменной форме.
Студенты-эксперты ведут подсчет мнений, результат выводится через мультимедийный проектор на экран.
Ведущий: Давайте выслушаем доводы тех студентов, которые высказали желание жить на Западе.
Примерные вопросы:
-Что Вы знаете , например, о Германии?
- Что Вас привлекает в этой стране?
-Знаете ли Вы как Германия достигла своего финансового благополучия?
- Ждут ли Вас в этой стране?
Ведущий: Как мы видим, ответить Вам на данные вопросы непросто, но это и не так важно. Сегодня мы будем говорить не о странах Запада, а о стране, в которой Вы родились, живет, учитесь — России. Сегодня из опроса мы увидели, что большая часть студентов не хочет куда-либо уезжать, потому что наша страна становится все более привлекательной для жизни.
Студент:
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу...
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима! (Э. Асадов)
Ведущий: Сегодня для нашей страны наступили нелегкие времена. Нас со стороны Запада притесняют разно рода санкциями из -за надуманного, ничем на подкрепленного обвинения в том, что Россия инициировала гражданскую войну в Украине. Для нас сейчас очень важно чувствовать гордость за принадлежность к нашей стране. Российский человек обладает уникальной особенность: в трудные для страны времена мы все встаем как один, но не для того, чтобы нападать, а для защиты Родины!
Задание(выполняют группы студентов, готовившие презентации о примерах высокой гражданственности в трудные для страны годы как домашнее задание):
-1-я группа — о военных;
-2-я группа — об ученых;
-3-я группа — о детях;
-4-я группа об учителях и врачах;
Ведущий: Чтобы понять, что такое гражданские чувства, нужно вспомнить обычные человеческие чувства по отношению к другим людям: чувство долга перед нашими родителями, чувство коллективизма, сочувствие к больным и немощным и т. д. Гражданские чувства связаны со страной, в которой мы живем: чувство любви к Родине, чувство долга защищать её, чувство уважения к символам государства, его культуре, языку, истории, гражданское достоинство. Гражданские чувства укрепляют человека в его убеждениях, нравственных принципах, личностных гражданских качествах и проявляются в его действиях и поступках.
Процветание общества во многом зависит именно от того, из каких людей оно состоит. Если в стране тяжело жить, то виноваты в этом не только власть или внешние враги; в значительной степени это зависит от самих граждан этой страны, от их характеров, воли, чувств, способностей, от их Гражданских качеств.
Студент:
О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной.
Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь! ( А. Черный)
Задание: На экране Вы видите слова: «чувство долга», «сочувствие», «милосердие», «справедливость», «чувство чести», , «честность», «гуманность», «чувство ответственности». Выберите любые три для объяснения феномена единства российского народа в трудное для страны время. Поясните свой выбор.
Ведущий: Сегодня Россия становится все более привлекательной не только для жителей России, но и для людей из других стран. Назовите привлекательные стороны нашей страны.
Примерные ответы студентов, которые при необходимости корректируются ведущим:
- низкие налоги (пример: Жерар Депардье, принявший гражданство России);
- высокий уровень образования( российские школьники постоянно побеждают в олимпиадах разного уровня, и международных в том числе);
сегодня Россия активно развивает науку ( создание научных центров в разных регионах России, строительство и развитие Инновационного центра «Сколково»— строящийся современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, продолжение исследования космоса и т.д. )
Таким образом, мы понимаем, что нам с Вами есть чем гордиться!
Ведущий: Сегодня мы являемся мощной державой. С нами считаются во всем мире. Многие вопросы решаются при участии Российской Федерации. Наш президент В. В. Путин является политиком, имеющим очень высокий рейтинг не только в нашей стране, но и за рубежом.
Но вернемся к гражданственности и подведем итог. Что же такое Родина, Россия?
Примерные ответы студентов: неповторимая русская природа, замечательные талантливые, трудолюбивые люди, терпимость, научные достижения, великая культура и т. д.
Ведущий: Конечно, в нашей стране немало проблем, но все они преодолимы при условии, что каждый гражданин России возьмет на себя ответственность не только за себя, но и за общество в целом, пусть это будет совсем небольшой вклад каждого из нас ,но ведь и океан состоит из капель. Гражданин переживает проблемы страны как свои собственные. Гражданин действует, так как понимает, что без его действия ничего не изменится.
Закончить наш классный час хочется известным афоризмом, который как никогда актуален сегодня, принадлежащий украинскому поэту Т. Г. Шевченко: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».
Цели:
- воспитание гражданской самоидентификации, патриотизма;
- расширение знаний по истории России;
- развитие мотивации к познанию историко-культурных традиций народа;
- изучение истории государственных символов;
- развитие интереса к истории родного края (региональный компонент);
- развитие творческих способностей студентов.
Оборудование: изображения флагов и гербов России, тексты гимнов России (см. Презентацию «Государственные символы России»).
Музыкальное оформление: фонограммы с патриотическими песнями, исполнение песен, гимнов.
Ход мероприятия
1. Звучит фонограмма гимна России.
2. Вступительное слово учителя
История символов нашего государства корнями уходит в глубокую древность. Мы должны гордиться и бережно хранить память о нашей истории. Сегодняшний классный час будет посвящен очень интересной, актуальной и сложной теме: появлению и становлению государственной символики.
3.На сцену выходят ведущие
Ведущий:
Россия - мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ведущая:
Россия - Родина моя!
Цвет знамени, цвет ржи,
цвет неба -
В них слава древняя твоя
Взлетает с новою на грань...
Вместе: Россия - Родина моя!
На сцену с двух сторон выходят чтецы
1-й:
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом,
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
(Н. Кончаловская)
2-й: В летописях сохранились упоминания о стягах - первых русских знаменах. Летописцы донесли до нас изображения гербов городов России, тексты гимнов.
3-й: Любую страну можно отличить по ее символам. Главные символы государства, знаки ее суверенитета - герб, флаг, гимн.
4-й: Греческое слово "символ" в переводе на русский - это знак, примета, отличительная черта.
Звучит мелодия оперы Глинки «Иван Сусанин».
1-й: Истоки гимнов - в глубине истории. Уже несколько тысячелетий назад у некоторых народов были созданы торжественные песнопения. (Гимн в переводе с греческого - "торжественное песнопение"). У ряда народов с помощью торжественных песен накапливались исторические знания.
2-й: Еще до н.э. на территории будущей Руси слово "гимн" могло быть известно. Однако за торжественными песнопениями постепенно закрепилось название "Слово" или "Песнь". Церковные гимны с Х в. н.э. именовались «знаменное пение» или «знаменный распев».
3-й: Отче наш небесный! Именем Господа нашего Иисуса Христа и Матери Его, Пресвятой Девы Марии, и всех святых Твоих, молим Тя, Услыши нас грешных, молящихся Тебе. Прости грехи наши и грехи отцов наших. Спаси землю Русскую, удел Богоматери, и русский народ От всех врагов его, и укрепи державу Твою - "веру православную". Святый Боже! Святый крепкий! Святый бессмертный! Помилуй нас!
4-й: Русские былины и эпос всех народов нашей страны - это тоже гимны. Народные гимны славили свободу и счастье Родины, величие труда.
1-й: История официального гимна России подробно еще не изучена.
2-й: Известно, что до 1812 г. гимном служила мелодия полонеза О. Козловского «Гром победы, раздавайся».
3-й: Затем использовался английский популярный гимн "God save the King", созданный композитором Генри Кери. Его мелодия пришла в нашу страну с возвратившейся русской армией, разгромившей войска Наполеона и взявшей Париж.
4-й: В 1833 г. по предложению Николая I композитор А.Ф.Львов скомпилировал (составил из отрывков различных напевов) мелодию, ставшую официальным гимном Российской империи. Поэт В.А.Жуковский написал патриотический текст "Боже, царя храни".
1-й: В годы советской власти главной песней СССР был "Интернационал". Ее написали поэт Эжен Потье и композитор Пьер Дегейтер, французские революционеры.
2-й: В первые дни борьбы против гитлеровцев в духе гимна была написана песня "Священная война (сл. Лебедева-Кумача, муз. А.В.Александрова).
Звучит 1-й куплет песни.
3-й: В 1943 г. поэтами С.В.Михалковым и Г.А.Эль-Регистаном был написан текст гимна Советского Союза на музыку А.В.Александрова.
4-й: Текст неоднократно изменялся и был торжественной песней нашей страны до 1991 года, а затем гимном России на время стала мелодия из оперы Глинки «Иван Сусанин».
Звучит мелодия.
1-й: В 2000 году поэтом С.В.Михалковым был написан новый текст на музыку композитора Александрова, и 1 января 2001 года вся страна встречала ХХI век с главной песней Отечества.
2-й: Каждое утро в 6 часов по московскому времени Всероссийское радио начинает свои передачи с исполнения Гимна России. Величественная мелодия гимна завершает прошедшие сутки и дает начало следующим.
В зале все встают и исполняют Гимн России.
Ведущий: А что же означает слово "герб"? Это слово, по мнению ряда ученых, произошло в русском языке от польского слова "хэрб", а польское от немецкого "эрбэ" - наследство. Но еще до нашей эры было известно латинское слово "герба" - трава, растение. У древних греков слово "герпо" означало - ползу, тянусь. Созвучно ему слово "героес" - герои-предки, легендарные вожди или богатыри. Оно две с половиной тысячи лет назад было известно и на территории будущей Руси. Чаще вместо слова "герб" русы использовали слово "венок", отмечая им заслуги героев, венчая вождей.
Ведущая: Первые эмблемы нашего Отечества имеют истоки в глубокой древности. Шли века и тысячелетия. Свои знаки использовали не только властители, но и простые люди. Свои гербы имели (и имеют) все города Руси. А всего гербовое отделение сената (утвержденное как геральдмейстерская контора Петром I в 1722 г.) хранило данные примерно о 5 тысячах городских, дворянских и прочих гербов.
Ведущий: Герб Российского государства помещали на печатях, монетах, бумажных деньгах, флагах. Герб состоял из двух основных изображений: всадника с копьем - Георгия Победоносца, поражающего змея, и двуглавого орла. Первое изображение связано с гербом Москвы, второе же обозначало власть, зоркость, честность, жертвенность (готовность отдать жизнь ради других).
Ведущая: Двуглавый орел появился в конце ХV века на печати князя Ивана III. Он был символом могущества и силы единой Руси. Эти два изображения стали считаться гербом России с ХVII века. В ХVIII веке были установлены цвета герба: черный орел на желтом поле, всадник на красном поле.
Ведущий: С 1918 года по 1993 год СССР имел герб: серп и молот на всем земном шаре. А в ноябре 1993 г. появился золотой орел с атрибутами (скипетр, корона, держава) на красном поле, утвержденный президентским указом.
Ведущая: А что нам известно об истории герба Курской области? Впервые представленный герб без обрамления и короны в качестве герба города Курска был утвержден 8 января 1780 года Екатериной II. Однако его изображение известно по Знаменному Гербовнику 1729-1730 годов. Тем не менее найденная в 1976 году во время раскопок на территории старого рынка в Пскове овальная медная отливка величиной с чайное блюдце говорит, что символ еще старше. На лицевой стороне находки изображен земельный герб города Курска, а на обратной начертана надпись "Град Курск, 1700 г.". Выходит, что курские куропатки летят более трех столетий. Аналогичный гербу города 5 июля 1878 года был утвержден герб Курской губернии, правда, уже с императорскою короною и в окружении золотых дубовых листьев, соединенных Андреевскою лентою.
Герб Курской области говорит о том, что в том крае, некогда богатом лесами, водилось много куропаток. Попытки же некоторых авторов объяснять, что от птицы куропатки произошло название самого города Курска, не имеют достаточных обоснований. Корона и дубовые листья подчеркивают силу, могущество и крепость власти.
Герб города является символом городского суверенитета. Официальным гербом г. Курска является исторический герб, утвержденный в 1780 году. Герб представляет собой серебряный щит с лазуревой перевязью, на которой изображены три летящие куропатки. Эталон герба находится на хранении у администрации г. Курска, его копия в постоянной экспозиции краеведческого музея. Эталон герба выполнен в цветном и черно-белом изображении.
17 декабря 1996 года депутаты Курской областной Думы разместили летящих куропаток на обоих символах области. Закон о них гласит:
"Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии. В серебряном щите, увенчанном короной, лазурная перевязь с тремя летящими серебряными куропатками.
Щит обрамлен золотыми дубовыми листьями, перевитыми голубой лентой. В верхней части герба корона и дубовые листья соединены лентами красного цвета".
На сцену выходят четыре чтеца.
1-й: Когда же у людей появились первые флаги?
2-й: У древних греков слово "флего" означало "жечь, сжигать, освещать, гореть...". У римлян "фламма" - это пламя, огонь, пыл, страсть, сияние, сверкание. Латинское слово "флаго" означает "гореть, сверкать, пылать, зажигать страстью, внушать любовь". Созвучные слова у многих народов еще до н.э. имели близкий смысл.
3-й: Огонь, пламя - это одно из древнейших, если не самое древнее, "знамя" людей.
4-й: Впервые слово, близкое по смыслу слову "знамя", употреблено русским летописцем для описания событий 947 года.
1-й: Красный (червленый) цвет оставался символом руссов. В "Слове о полку Игореве" прямо упоминается об этом.
2-й: Русичи великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю - славы. Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие... Червлен стяг, белая хоругвь, червлена челка, серебряно древко - храброму Святославичу!
3-й: С принятием христианства на стягах появились изображения креста, ИисусаХриста.
4-й: Знамя признавалось символом победы. У каждого князя был свой стяг. Во время сражений княжеский стяг устанавливался в центре войска на возвышении. Враг стремился пробиться к стягу и захватить его. Сохранилось предание о стяге Дмитрия Донского, с которым он выступил на Куликово поле. Этот стяг был багряно-красного цвета с изображением Иисуса Христа. Именно с этого времени стяг стал называться знаменем.
1-й: В ХVII веке красный цвет дополняют белым и синим. Трехцветные знамена утверждаются при отце Петра I Алексее Михайловиче.
2-й: Расположение цветов тогда было иным, а нынешний порядок горизонтальных полос был введен Петром I, который собственноручно в 1705 году нарисовал соответствующий образец.
3-й: о времена Петра Великого триколор развевался над торговыми и военными судами до тех пор, пока царь не передал его только торговому флоту. Военно-морским флагом стал с 1712 года белый с лазоревым крестом "Андреевский" в честь ордена святого Андрея Первозванного, по преданию проповедовавшего в русских землях.
Как я люблю тебя, Россия!
Когда над миром твой народ
Скрижали поднял огневые,
Скрижали вечные свобод.
(С. Городецкий)
4-й: К этим двум государственным флагам прибавился в 1858 году при царе Александре II третий черно-желто-белый флаг для правительственных, казенных и административных учреждений.
1-й: Его цвета символизировали землю-золото-серебро. Этот флаг просуществовал до 1883 года.
2-й: Накануне коронации Николая II в 1886 году окончательно утверждается национальный "гражданский" бело-сине-красный флаг.
3-й: Красный цвет на нем означает "державность" - императорское достоинство согласно византийской традиции.
4-й: Синий, лазоревый - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия.
1-й: Белый - цвет свободы и независимости. Одновременно эти цвета означали содружество Белой, Малой и Великой России.
2-й: Октябрьская революция утвердила главным флагом страны красный стяг.
Флаг, переполненный огнем,
Цветущий, как заря,
И тонким золотом на нем
Три доблести горят:
То молот вольного труда,
Серпа изгиб литой,
Пятиконечная звезда
С каймою золотой.
3-й: Под красным знаменем шли в бой с фашистскими захватчиками в 1941-1945 годах наши деды и прадеды. Красный флаг стал знаменем Победы.
4-й: Под этим флагом Ю.А.Гагарин полетел в космос.
1-й: С этим знаменем возводились новые города, покорялись горные вершины, осваивались новые земли.
2-й: Прошло всего 10 лет с того момента, когда в Россию после долгого перерыва, сменив красное, серпасто-молоткастое полотнище, вернулся трехцветный национальный флаг.
3-й: Символ российской государственности, который взметнулся в московское небо 22 августа 1991 г. над Белым домом, сейчас находится во Франции, в Париже, в здании российского торгпредства, где организован музей русского флага.
4-й: Коллекция музея постоянно растет за счет книг по русской геральдике, документов, фотографий, предметов, относящихся к российскому флагу, который воплощает в себе как гордость за нашу историю, так и надежду на национальное возрождение.
Ведущий: Что же можно рассказать о флаге Курской области? Флаг Курской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из пяти полос: красного, серебряного, золотого, черного и красного цветов. Полосы красного цвета равновелики. Полосы серебряного, золотого и черного цветов равновелики между собой. Отношение ширины полосы красного цвета к ширине одной из полос серебряного, золотого или черного цветов - два к одному. В центре флага расположен герб Курской области. Отношение ширины флага к его длине - 2:3". О цветах символов. Черная полоса на флаге символизирует плодородные черноземные земли Курской области, золотая (желтая) - ее богатую ниву, серебряная (белая), а также лазурная перевязь на гербе - чистоту помыслов населения области. Расположенные в верхней и нижней частях полотнища флага красные полосы - это не что иное, как выражение преемственности времен. Появление красных полос на полотнище -результат принятия пожеланий населения области, прежде всего ветеранов Великой Отечественной войны, чтобы на флаге был красный цвет. Флаг Курска - прямоугольное полотнище лазоревого цвета с диагональной полосой сине-голубого цвета. На ней изображены три летящие куропатки серебряного цвета. Ширина диагональной полосы составляет одну треть ширины флага. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Символическое значение цветов: лазоревый – красота, мягкость, величие; сине-голубой – правда, истина, небеса; серебро – чистота, доброта, невинность. Куропатки символизируют богатство курской природы. С ними связывалось происхождение названия города.
1-й: Флаг нашей области - это символ мужества, любви, мудрости, трудолюбия, благоразумия нашего народа. В нем заключены история Курской оборонительной черты, героический и трудовой подвиг курян.
2-й:
Славяне мы...
В крови у нас течет
И мужество, и дерзость,
и почет...
3-й:
Славяне мы...
У нас в крови века,
Одна судьба и крепость
языка...
И бог один,
И крест для всех сродни,
И даже песни у славян одни.
1-й: Допетровская Русь не знала единого государственного флага; были отдельные сначала великокняжеские, а затем царские стяги, знамена полков самых различных расцветок.
2-й: Начиная с ХVIII века и внутри страны, и за рубежом национальными цветами России считали белый, синий и красный.
3-й: Народные цвета, для наружного знака или флага, следует искать в народном быте, народном вкусе, в проявлениях народной жизни, а также и в природе России.
4-й: Великорусский крестьянин в поле и в праздник ходит в красной или синей рубашке, малорос и белорус - в белой, бабы русские рядятся в сарафаны также красные и синие.
1-й: Вообще, в понятиях русского человека - что красно, то и хорошо и красиво; на этом основании сложилось большое число пословиц.
2-й: Вы знаете пословицы и поговорки по теме.
3-й: Кто из вас знает пословицы, связанные с красным цветом?
"Не красна изба углами, красна пирогами"; "Жить в добре и в красне хорошо и во сне"; "Велик звон, да не красен (не хороша слава)"; "Красное солнышко на белом свете черную землю греет" и др.
А также сочетание слов "красный угол", "красное словцо", "красное яичко", "красное крыльцо", "красный товар", "красный молодец", "красная девица" и прочие.
4-й: Из следующих поговорок видно то же уважение к белому цвету: "Русский белый царь"; "Белая земля - земля церковная"; "На белой Руси не без добрых людей"; "Без правды жить, с бела света бежать" и т.д.
1-й:
Над лучезарным небосводом,
В сиянье солнца золотом,
Как символ мира и свободы
Трепещут флаги над Кремлем.
2-й:
Жива святая Русь, жива
Россия.
Горят ее, сияют купола.
От моря и до моря с новой
силой
Звонят, звонят ее колокола...
И, кланяясь малиновому гуду,
Я слышу свыше голос у плеча:
- Молись за Русь...
пока горит свеча,
Пока звонят колокола повсюду.
(И. Чернухин).
Заканчивается классный час. Слышен перезвон колоколов.
I. Вступительное слово классного руководителя (далее Ведущий). Здравствуйте, уважаемые сограждане. Сегодня мы проводим творческую игру, как продолжение предыдущего классного часа, посвященного символам России.
Первый вопрос может прозвучать довольно банально: «Где вы живете?», но вот ответы можно получить разные (звучат ответы).
Да, каждый указывает конкретное название того места, где живет, но, начинают все одинаково: «Мой адрес – Россия…»
Наша сегодняшняя игра так и называется «Наш адрес – Россия». Речь пойдет, как вы уже догадались, о нашей Родине. Мы совершим увлекательное путешествие по страницам нашей истории, надеюсь, что вы узнаете много нового и интересного.
II. Приветствие команд и представление жюри
Ведущий. В игре участвуют 5 команд, игру которых будет оценивать жюри (представление членов жюри).
Каждая команда в качестве домашнего задания получила придумать название команды и эмблему. Жюри оценивает это задание от 1до 5 баллов.
III. Разминка
Ведущий. Мы отправляемся в путешествие, адрес нашего следования – Россия. В пути нам придется преодолевать преграды, первая из которых – таинственный ларец.
Первый конкурс. Вам нужно отгадать предмет, который находится в ларце.
1. Этому предмету более ста лет.
2. Прообразом ему послужило изображение японского старичка Фурукуму, у которого голова вытянулась от постоянных раздумий.
3. Это – игрушка.
4. Сделана она из дерева.
5. Традиционно считается символом России.
6. Дополнительная подсказка: традиционно эта игрушка изображает русскую девушку в нарядном сарафане. Количество элементов, составляющих игрушку может варьироваться от 2 до 48 штук. А называется эта игрушка…(Матрешка).
Ведущий. Мы неслучайно начали нашу игру с такого задания, т.к. матрешка – один из символов России. И наша игра как раз и посвящена российским символам. Мы с вами уже знакомы с некоторыми из них: герб, флаг, гимн с прошлого классного часа. Хотелось бы узнать, что вы запомнили и узнали нового об этих символах.
IV. Конкурс «Знатоки истории Российского флага, герба, гимна»
Ведущий. Конкурс будет проходить по правилам «Брейн-ринга». Я задаю вопрос, звучит команда: «Время!» (1 минута), начинается обсуждение. Первой отвечает та команда, капитан которой первым поднимет руку. Если ответ неверный, у других команд есть еще 30 секунд дополнительного времени. За правильный ответ команда получает 5 баллов.
- Когда появился первый государственный флаг России? (В 1668 г. Гербовое знамя царя Алексея Михайловича.)
- Какой цвет считался царским и какой – символом вечности? (Красный, золотой.)
- Как назывался флаг военно-морского флота (белый с лазоревым крестом)? (Андреевский.)
- В 1858 г. Александр II учредил третий флаг для правительственных, казенных и административных учреждений. Назовите флаг и составляющие его цвета. ( «Монархический», черно-желто-белый.)
- Кто из русских царей собственноручно нарисовал образец флага, определив порядок горизонтальных полос? ( Петр I , январь 1705г.)
- Накануне коронации Николая II, в 1869 году, окончательно утверждается национальный флаг. Что он из себя представлял, что означали его цвета? ( Бело-сине-красный; белый – цвет свободы и независимости, синий (лазоревый) – цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, красный – державность.)
- Мелодия какой песни была гимном в дни Февральской революции и в первые месяцы Советской власти? ( «Марсельеза».)
- В апреле 1918 года Яков Свердлов предложил флаг, который позаимствовали у европейских социалистов прошлого века. Как он выглядел и как долго просуществовал? ( Красный флаг, в левом верхнем углу золотая звезда, серп и молот. Просуществовал флаг до августа 1991г.)
- Какой из известнейших музеев мира является центром истории российской государственности, центром исследования геральдических реликвий? (Эрмитаж.)
V. Конкурс «Темная лошадка»
Ведущий. В этом конкурсе необходимо отгадать русского правителя. Даются три подсказки – факты из его биографии. Если отгадываете имя после первой подсказки, то команда получает 3 балла, после второй – 2, после третьей – 1.
1. Колоритной фигурой в русской истории был великий князь Владимирский. Он скопил огромные богатства, но не ради личной корысти. Все средства он тратил на покупку новых земель в чужих княжеских владениях.
2. Умный и хитрый, упорный в достижении своих целей, он сыграл выдающуюся роль в усилении Московского княжества, собрании русских земель вокруг Москвы. Он добился отмены ордынской дани на Руси и прекращения татарских набегов на русские земли.
3. Не зря прозвали его «денежной сумой».
Ответ: Иван Калита.
1. Он был сыном Великого князя Всеволода Ярославовича, а прозван по имени матери – дочери византийского императора.
2. Большой его заслугой стало прекращение междоусобиц, сплочение силы Руси для отпора врагам – половцам.
3. С его именем связано появление первой короны русских царей, одна из которых хранится и ныне в Оружейной палате Московского Кремля.
Ответ: Владимир Мономах.
1. Он был сыном Николая I. А воспитателем императора «с младых ногтей» стал знаменитый поэт, друг Пушкина, В. А. Жуковский.
2. Несмотря на консервативные взгляды, он был вынужден провести ряд важных, поистине исторических реформ. Важнейшей реформой стала отмена в 1861 г. крепостного права. В день своей коронации царь объявил амнистию декабристам.
3. В 1877 г. царь начал войну с Турцией за влияние на Балканах.
Ответ: Александр II.
1. Уже в юности он жестоко расправлялся с неугодными ему временщиками и враждующими группировками Шуйских и Бельских. Он стремился к созданию самодержавной власти, централизованной державы.
2. Он присоединяет к России Казанское ханство, а позже – Астраханское. Берется курс на доведение до конца борьбы против преемников Золотой Орды, расширение на Восток, а также на овладение Балтийским морем.
3. Он усилил социальный гнет, при нем был отмене Юрьев день, когда крестьяне могли переходить от одного помещика к другому.
Ответ: Иван Грозный.
1. Он был Великим князем Владимирским, сыном Юрия Долгорукого.
2. При нм территория Владимиро-Суздальского княжества расширилась на восток. В княжестве продолжался расцвет культуры Владимирского княжества. Выстроен Дмитровский собор. Развилось летописание.
3. Прозвище получил за многодетность (8 сыновей и 4 дочери).
Ответ: Всеволод III Большое Гнездо.
1. Великой эту императрицу назвали не случайно. Обладая недюжинным умом и железной волей, она, немка по происхождению, быстро изучила русский язык, освоилась с обычаями и обстановкой в новой для нее стране.
2. Вскоре после замужества с императором Петром III она свергла его и сама заняла русский престол.
3. Выступала императрица и как искусный дипломат. Она провела две войны с Турцией, отмеченные крупными победами Румянцева, Суворова, Потемкина, Кутузова.
Ответ: Екатерина II.
VI. Конкурс «Нумизматы»
Ведущий. На протяжении многих веков человечество пользуется деньгами как наиболее удобным средством платежа. Деньги – ценный исторический материал, по которому можно много узнать о жизни наших предков. «Монета» - латинское слово. Оно появилось в Древнем Риме. Согласно легенде, богиня Юнона предупредила римлян, что им грозит землетрясение. В знак благодарности они воздвигли храм и посвятили его Юноне Монете («монео» означает «предупреждаю», «предостерегаю»). Во дворе храма находился первый монетный двор. Но далеко не всегда деньги имели вид монеты. Для расчетов первоначально пользовались теми предметами, которые представляли какую-то ценность: ракушки – кауры, слоновая кость, шкурки куницы, белки и т.д. В Древнюю Русь само слово деньги пришло с Востока. Название старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки. Однако денежная система Руси постепенно менялась. На смену «натуральным» деньгам приходят рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.
Итак, следующий конкурс! Приготовьте карточки с названиями старинных монет. По команде вы должны поднять карточку с названием монеты, о которой идет речь. За правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Как называлась медная трехкопеечная монета? (Алтын.)
2. Как называлась серебряная 10-копеечная монета? (Гривенник.)
3. Как называлась полкопейки? (Грош.)
4. Как называлась половина гроша, то есть четверть копейки? (Полушка.)
5. Серебряный или золотой слиток, первоначально около фунта весом? (Гривна.)
6. Ка называлась 15-копеечная монета? (Пятиалтынный.)
7. Что такое «семишник»? (2 копейки.)
8. Как называлась серебряная монета достоинством в 50 копеек? (Полтина.)
9. 4 полушки? (Копейка.)
VII. Конкурс «Путешествие по Золотому кольцу»
Ведущий. Золотое кольцо – ожерелье русских древних городов на северо-востоке России. Старинные русские города земли Залеской – Владимир, Суздаль, волжские твердыни – Ярославль, Кострома, а также Ростов Великий и Загорск образовали своеобразный туристический маршрут, на котором все встречают жемчужины русского зодчества, свидетели славы русской.
Следующий конкурс называется «Путешествие по Золотому кольцу». Будут заданы вопросы о каком-либо городе, а ваша задача – понять, о каком городе идет речь. За каждый правильный ответ – 5 баллов.
Вопросы:
1. Стены Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре украшены роспись знаменитого Андрея Рублева. Собор был построен в середине XIV в. как символ борьбы за независимость и единение русских земель. В каком городе он находится? (Загорск.)
2. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) – основатель Троице-Сергиева монастыря, учил личным примером справедливости, жизни в труде и молитвах. Русской православной церковью он причислен к лику святых. В каком городе он родился? (Ростов Великий.)
3. В Спасо-Ефимиевом похоронен предводитель народного ополчения героического 1612 г. – князь Дмитрий Пожарский, которому в сквере перед монастырем в 1955 г. поставлен памятник. В каком городе находится этот монастырь? (Суздаль.)
4. В этом городе одной из главных достопримечательностей является Ипатьевский монастырь, который был некоторое время резиденцией первого царя из династии Романовых Михаила. Впоследствии Романовы, полагавшие своей святыней Ипатьевский монастырь, постоянно оказывали ему щедрую материальную помощь. О каком городе идет речь? ( Кострома.)
5. В XV в. московский великий князь Иван III пригласил в Москву итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, в качестве образца для Кремлевского собора князь указал на Успенский собор, построенный в XII веке, и прославленный итальянец оценил красоту творения русских зодчих. В каком городе находится этот Успенский собор? (Владимир.)
6. Какие названия городов связаны с именами князей строителей? (Ярославль; Владимир.)
Ведущий. Закончилось наше путешествие по истории Руси, России. Все мы любим свою Родину, гордимся ее прошлым и настоящим. Мы должны беречь ее достояние, заботиться о будущем. Хочется верить, что сегодня вы не только пополнили свои знания, но захотите узнать еще больше о родной стране.
Жюри подсчитывает баллы, награждаются победители игры.
5 РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «ПУСТЬ ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ!»
Цели:
- воспитывать чувство гражданской самоидентификации, гордости и патриотизма за страну;
- воспитывать уважение к ветеранам войн;
Оборудование: мультимедийный проектор, записи песен о войне, иллюстрации и плакаты, соответствующие тематике. (См. Презентацию «Пусть помнит мир спасенный»)
Ход мероприятия
Здравствуйте! Наше мероприятие мы хотим приурочить к празднованию Дня Победы. Этот день – призыв всем людям к мирной жизни, к жизни без войн и междоусобиц. Сколько раз люди брались за оружие. Поэтому давайте в этот день обязательно вспоминать, как это страшно – война. Хочется также сказать, что везде на защиту Родины поднимались молодые люди – комсомольцы. Сегодня мы также хотим вспомнить и их подвиги.
“Рисуют мальчики войну”
Рисуют мальчики войну.
Рисуют танки и “катюши”.
Висят во всю листа длину
Снаряды толстые, как груши.
Рисуют мальчики войну…
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, не знакомы.
И берегут они свои
Огнем кричащие альбомы.
Рисуют мальчики войну…
Да будет светлой жизнь детей.
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых!
Рисуют мальчики войну…
Благодарю свою страну
И тех, кто пал в последнем шаге,
За то, что мальчики войну
Узнали только на бумаге.
Рисуют мальчики войну…(А. Богословский)
Ведущий 1: Мы все родом из войны. И те, кто воевал, и те, кто никогда не видел собственными глазами ее ужасов, и даже те, кто еще не родился сейчас. Потому что она была и осталась. Одна на всех. На весь мир. На всех людей. Одна на всех, но каждому своя.
Ведущий 2: Июнь 41-го был теплый, солнечный, мирный…
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
(С.Щипачев)
/Звучит песня “Священная война”/
Ведущий 2: Не звонкими кострами, а горькими испепеляющими пожарами вспыхнула земля на июньском рассвете 41–го. Всем сейчас 12–15 лет. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Вы видите, как строят новые дома и не дай Бог вам увидеть, как легко они разрушаются под градом бомб и снарядов.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям!
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Ведущий 1: 71 ГОД со дня Победы над фашизмом…Но…не все еще победители ушли из жизни, не все вдовы последовали за ними в “светлый мир Вселенной”, они все еще живы, они помнят, они не забыли…
Ведущий 2: Война длилась 1418 дней, каждые 6 секунд уносили 1 жизнь. Каждую минуту – 10 человек, каждый час погибало 588 соотечественников. Каждый день мы теряли 14104 человека. И это, еще не совсем точные цифры. Но и при этом подсчете с отдалением времени они только увеличиваются.
И вот уже лежу десятилетья
В чужой земле – я к этому привык.
И слышу: надо мной играют дети,
Но я не понимаю их язык.
Ведущий 2: Продолжить это хочется словами от лица погибших:
Бессильна смерть!
Кровавый росчерк пули
Не зачеркнул героев имена.
У их могил в почетном карауле
Стоит сегодня вся моя страна!
Что гибель нам,
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд.
И пусть не думают,
Что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Еще А.Невский говорил: “Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет”. Звери алчные, пиявицы ненасытные – вот кто такие фашисты.
Он подходит к ней развалкой пьяной:
– Кто ты есть и как тебя зовут?
– Меня зовут Татьяной.
Стала ты под пыткою Татьяной,
Онемела, замерла без слез.
Босиком, в одной рубахе рваной,
Зою выгоняли на мороз.
И уже почти что под снегами,
Легким телом устремясь вперед,
Девочка последними шагами
Босиком в бессмертие идет…
Но то не шаги, не шаги раздаются –
Стучат топоры у ворот.
Сосновые бревна стоят и не гнутся
И вот он готов, эшафот.
Люди смотрят, есть еще слова:
– Граждане, не стойте, не смотрите!
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
Всех не перевешать, много нас!
Миллионы нас!…Ради…
Тупой сапог фашиста выбивает ящик из под ног.
Зоя, мимо твоей занесенной снегами могилой
Все на запад, на запад – идут, присягая, войска.
Ведущий 1: Подвиг Зои Космодемьянской продолжили сотни юных. А.Матросов своей грудью закрыл амбразуру вражеского дзота. В.Талалихин и Н.Гастелло протаранили своими самолетами вражеские скопления, жертвуя жизнью, уничтожили сотни фашистов; бросился под танк с зажженной бутылкой на поясе Н.Паникака. Помнили мы 28 панфиловцев, которыми руководил майор Клычков, произнесший перед подвигом слова: “Отступать некуда – позади Москва!” И не сдали фашистам ни Москвы, ни Ленинграда, ни Сталинграда…
Ведущий 2:
Родина прекрасная моя!
Ты была безбрежным океаном,
Тихой, с детства памятной рекой,
Лермонтовским парусом в тумане,
Пушкинскою избранной строкой.
Ты была мечтою неустанной,
Явью наших самых светлых снов,
Золотым покоем Левитана,
Песнею Чайковского без слов;
Старым Чеховским вишневым садом,
Горьковскою бурей в том саду,
Украинской песней, русской сказкой,
Волгой – легендарною рекой,
Белоснежной шапкою кавказской,
Вековой сибирскою тайгой.
Ты была березкой белоствольной,
Негасимым дальним огоньком,
Неоглядной степью, птицей вольной,
Знаменем гвардейским над полком.
Вечною нетленною красою,
Мужеством, бессмертным и живым,
Тоненькою девушкою Зоей,
Юношей Олегом Кошевым.
Родина! Не узкою полоской
Ты встаешь – державой мировой,
Паспортом, которым Маяковский
Поднял высоко над головой.
Все твои богатства и просторы,
Всех живых и мертвых имена,
Все твои леса, равнины, горы
Уместились в сердце у меня.
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущие пути,
Но светлей и чище чувства родины
Людям никогда не обрести.
Ведущий 1: Каждый год в местах боев проходит ВАХТА ПАМЯТИ, десятки поисковых отрядов в России со всех концов страны едут на места былых боев, где до сих пор лежат не захороненные, считающиеся пропавшими без вести, защитники Отечества. Но романтики здесь нет. Школьники, возвращаясь из леса, несут целлофановые мешки с человеческими костями. Сгнили гимнастерки, поржавели винтовки и гранаты. Остались кости и черепа. Место для костра проверяют миноискателем, чтобы не взлететь на воздух вместе с котелком. А сколько еще таких мест осталось?!
/Звучит Реквием. На фоне мелодии ведущий продолжает./
Ведущий 2: Вот только перечень областей, где лежат не захороненные: Московская, Мурманская, Калининградская, Гомельская, Киевская, Запорожская, Псковская, Смоленская, Калужская, Волгоградская, Брянская, Витебская, Орловская, Полтавская, Тульская, Курская, Днепропетровская, Харьковская, Крымская, Одесская, Белгородская, Ленинградская… Сколько их, этих захороненных безвинных людей на нашей земле?!
Нет! Об этом нельзя словами…
Тут надо рычать! Рыдать!
7 тысяч расстрелянных в мерзлой яме
Заржавленной, как руда! Кто эти люди? Бойцы?
Нисколько.
Может быть, партизаны?
Нет.
Вот лежит лопоухий Колька –
Ему 11 лет.
Рядом истерзанная еврейка.
При ней ребенок. Совсем, как во сне.
С какой заботой детская шейка
Привязана маминым серым кашне…
Матери сердцу не изменили!
Идя на расстрел, под пулю идя,
За час, за полчаса до могилы
Мать от простуды спасала дитя.
Но даже и смерть для них не разлука:
Не властны теперь над ними враги –
И рыжая струйка из детского уха
Стекает в горсть материнской руки.
И.Сельвинский
/Звучит “Бухенвальдский набат”/
Ведущий 1: …Дети войны. Они рано и быстро взрослели. Война обрушилась на детей так же безжалостно, как и на взрослых – бомбами, разлуками, холодом и голодом. На выезде из Ленинграда /ныне Санкт-Петербург/, там, где начинается дорога на Ладогу, сейчас стоит памятник – “Цветок жизни”. На его каменных лепестках начертано: “Пусть всегда будет солнце”. Этот памятник детям блокадного города, прошедшим сквозь холод и голод военных ночей!
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
“Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной…” Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом.
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник,
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
“Вновь не должно это все повториться!”
/Звучит “Молитва”/
Ведущий 2: Видя всю жестокость войны, нам нужно научиться ценить наступившее утро, весенний дождь, шум деревьев, каждое прожитое мгновение, ценить и беречь это.
И если у вас сегодня хоть раз защемило сердце, то я уверена, что с вами никогда не произойдет такого, как в стихотворении М.Небогатого “В магазине…”
– Ты почему без очереди, дед?
– Я инвалид войны. Имею право.
А кто в броню бездушия одет.
– Поразвелось вас.
Прете! Слева, справа ! –
И в очереди шум – кто за кого.
В лице у инвалида лишь усталость.
Все силы отдал фронту –
Ничего
Для спора и отпора не осталось.
Ведущий 1: Мы, дети и взрослые, в нашей повседневной жизни должны помнить о том, что они рядом с нами. Постараемся не обидеть их ни словом, ни поступком; всем нам по силам помочь им, охватить их заботой и вниманием.
Ведущий 2: Не успели зажить раны от В.О.В., время опять разделило нашу жизнь на мирную и военную. В 1979 году наше правительство дало приказ ввести на территорию Афганистана наши войска. Молодые ребята пошли защищать чужую родину. Все они – патриоты, беззаветно храбрые люди. Обратие внимание на выставку “Герои Афганистана”. Все эти люди – Герои Советского Союза. Кого-то из них уже давно нет в живых. Но память вечна. Совсем немного лет прошло с Афганской войны, и снова – Чечня. И наши парни там. Это война. И мы не можем делать вид, что ничего не происходит.
А мальчики ни в чем не виноваты,
Что кто-то приказал: “Вперед, ребята!”
Что мальчики лишь мамам улыбнувшись,
Сказали: “Мы придем!” И не вернулись.
/Сценка-монолог матери из повести С.Алексеевич “Цинковые мальчики”/
Ведущий 1: Сколько горя принесла эта война матерям, потерявшим своих сыновей. Правители приходят и уходят. Но кто вернет матери сына, погибшего в мирное время? Да и это наше мирное время никак нельзя назвать мирным. Сегодня мы столкнулись с таким страшным словом, как “терроризм”. Буденовск, Москва, Волгодонск, опять Москва. Гибнут совершенно безвинные люди: женщины, дети, старики. Недавняя трагедия в Москве унесла жизни более 100 людей. А какую психологическую травму получили выжившие и спасшиеся?! Но жизнь продолжается, боль в сердцах людей притупится, но память не даст забыть всей этой трагедии. Давайте почтим память павших минутой молчания.
“Нет войне”
Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово “война”.
Над планетой, над целым миром
Тянет черные руки она.
Разве это нужно кому-то
Чтоб горели огнем города,
Чтобы дети прятались в страхе
И забыли про свет навсегда.
Я хочу, чтоб сияло солнце,
Но не только над нашей страной,
Чтобы дети на всей планете
Улыбались вместе со мной,
Чтобы утром они просыпались,
И увидели солнце в окне,
А не черный дым пожарищ,
Проползающий по земле.
Пусть во сне не приснится такое,
А приснится лишь мама моя
Или солнышко золотое,
День весенний, родные края.
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 151 с.
2.Даниленко В. И. Современный политологический словарь. - М.: Изд-во Nota Bene, 2000. - 1016 с
3. Реализация ФГОС общего образования в условиях новой образовательной
средыА.М. Кондаков, д.п.н., член-корреспондент РАО. Презентация.
38