Программа по духовно- нравственному воспитанию «Формирование патриотизма и гражданской солидарности»
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«СШ №40» города Смоленска
Программа по духовно-нравственному воспитанию
обучающихся
«Формирование патриотизма и гражданской солидарности»
Автор программы:
Онищук Лидия Александровна,
учитель географии, высшая
квалификационная категория,
классный руководитель
Программа
по духовно- нравственному воспитанию обучающихся
«Формирование патриотизма и гражданской солидарности»
2014-2017 г
Паспорт программы «Формирование патриотизма и гражданской солидарности»
Наименование программы: Программа духовно-нравственного воспитания
обучающихся «Формирование патриотизма
и гражданской солидарности»
Научные, I. Нормативно – правовая база:
методологические и - Конституция РФ (ст. 1,10,15, 7, 19, 43,32, 50)
методические основания - Федеральный Закон «Об образовании в РФ
Программы от 29.12.2012 № 373 – ФЗ
- Постановление Правительства РФ от
30.12.2015 г. № 1493 «О государственной
Программе «Патриотическое воспитание
граждан РФ на 2016-2020 гг.»
- Конвекция духовно- нравственного
воспитания российских школьников
- Федеральный закон от 26.09.1997 г. 125-ФЗ
«О свободе совести и о религиозных
объединениях»
- Федеральные государственные стандарты
второго поколения
- Государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан РФ на
2011-2015 годы» // Собрание
законодательства РФ. – 2010 № 41(ч.II).-
Ст.5250
II. Методическая литература:
- Концепция духовно – нравственного
развития и воспитания личности гражданина
России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков,
В.А.Тишков. Российская академия
образования. – М: Просвещение, 2009
(Стандарты второго поколения).
III. Нормативно – правовая база школьного уровня:
- Устав школы.
- Программа развития школы
«Персонифицированная система обучения и
воспитания как условие развития личности
учащихся в условиях микрорайона – новостройки»
Основная цель - создание педагогических условий для духовно
программы : - нравственного воспитания школьников в
процессе образовательной деятельности.
Задачи программы:
- создание системы патриотического и духовно-
нравственного воспитания детей и молодежи и
условий для её успешной реализации;
- осуществление комплекса мер по просвещению
родителей в вопросах духовно- нравственного
становления и воспитания детей;
- координация действий социокультурного
окружения школы при проведении мероприятий;
- развивать духовно – нравственную личность,
разумно сочетающую личные интересы с
общественными;
- формирование гражданско – значимых качеств
личности, как активного участника гражданского
общества.
Составитель программы: Онищук Л.А – учитель географии, классный
руководитель.
Исполнители: Педагоги, учащиеся, родители МБОУ
«СШ №40» города Смоленска
Сроки реализации: 2014 – 2017 годы
Этапы реализации
Программы: Этап 1. Диагностический (2014)
Этап 2. Экспериментальный (2015-2017)
Этап 3. Контрольно - обобщающий (2017)
Ожидаемые результаты: - гуманность, уважение прав, свобод и
достоинств других людей;
- сохранение патриотического и
культурного наследия;
- возрождение духовно-нравственных
традиций в семейном воспитании;
- формирование гражданско - патриотиченской
позиции;
- воспитание уважения к труду;
- совершенствование системы работы по
социально- педагогическому сопровождению
обучающихся в процессе духовно –
нравственного воспитания;
- снижение уровня неблагополучного
поведения в среде школьников и молодежи;
Система контроля
исполнения программы: Контроль в рамках программы осуществляет
заместитель директора по воспитательной
работе. Вопросы исполнения заслушиваются
на заседаниях методического объединения
классных руководителей, педагогических
советах, родительских собраниях.
I. Пояснительная записка
Одна из самых насущных проблем, стоящих сегодня перед человечеством - это проблема мирного сосуществования различных народов, культур, религиозных концессий. Одним из важнейших аспектов воспитательного процесса в современном российском образовательном учреждении является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в гражданском и духовном развитии личности обучающихся. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, проявляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Формирование патриотизма и гражданской солидарности в современных условиях заключается в воспитании у подростков положительного отношения:
- к своему Отечеству, к гражданскому обществу и правовому государству;
- к гуманизму как принципу отношений между людьми;
- к социальной активности;
- уважительного отношения к истории прошлого своей Родины, к родному языку, религии, традиции и т.д.
Патриотизм – это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан счастливее. Патриотизм – это источник силы народа. Он выражается в ценностях:
Любовь к России.
Любовь к своему народу.
Любовь к своей малой Родине.
Служение Отечеству.
Социальная солидарность – это не только наша национальная традиция, но и одно из важнейших условий модернизации страны. Ее следует рассматривать, как возможность личности развиваться в неагрессивной, а в благоприятной социальной сфере.
Социальная солидарность развивается в ценностях:
Свобода личная и национальная.
Справедливость.
Милосердие.
Доброта.
Честь и честность.
Достоинство.
Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. В Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности.
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся. Поэтому считаю, что тема моей программы «Формирование патриотизма и гражданской солидарности» актуальна и важна.
Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Духовность? - Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя.
Программа «Духовно- нравственного воспитания» предусматривает – воспитание благородного человека, гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни. Главное в программе – системно- деятельностный подход к формированию гражданской позиции обучающегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выбрать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности согласно программы развития школы «Персонифицированная система обучения и воспитания как условие развития личности учащихся в условиях микрорайона – новостройки».
Актуальность программы духовно – нравственного
воспитания обучающихся:
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.
Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса.
II. Структура программы
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи Программы
3. Основные направления Программы
4. Реализация цели воспитания школьников
5. Основное содержание духовно-нравственного воспитания школьников 10-11 классов
6. План мероприятий по духовно- нравственному воспитанию.
7. Список литературы
III. Цель и задачи программы:
создание условий для воспитания высоконравственной, творческой, компетентной личности, принимающей судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённой в духовных и культурных традициях многонационального народа российской Федерации.
Для достижения данной цели необходима постановка и решение следующих
задач:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно- нравственном воспитании.
IY. Основные направления Программы:
Духовно-нравственное воспитание.
Формирование здорового и безопасного образа жизни.
Социально-педагогическая поддержка детей и молодёжи.
Художественно-эстетическое воспитание.
Экологическое воспитание.
Профориентация.
Трудовое воспитание.
Развитие форм ученического самоуправления.
Y. Принципы духовно- нравственного воспитания учащихся:
Принцип целостности учебно- воспитательного процесса.
Принцип сотрудничества.
Деятельностный подход.
YI. Формы работы с учащимися и родителями:
Проведение праздников и мероприятий.
Участие в смотрах – конкурсах, фестивалях, концертах.
Организация экскурсий.
Лекторий для родителей.
Организация выставок.
Тематические и творческие вечера.
Беседы, игры нравственного и духовного содержания.
Исследовательская деятельность учащихся.
Встреча с ветеранами и участниками войны.
Анкетирование учащихся и родителей с целью выявления духовно- нравственного воспитания в семье.
Проведение классного часа и классных часов совместно с родителями.
Проведение родительских собраний.
Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
Совместно организованные с родителями праздники.
Внеклассная работа.
Вечера вопросов и ответов.
Круглый стол.
YII. Список лекций родительского лектория:
«Поощрения и наказания. Воспитание ответственности»
«Физическое здоровье школьников. Борьба с вредными привычками»
«Влияние семейных взаимоотношений на развитие ребёнка»
«Проблема подростковой агрессивности»
«Роль семьи в развитии личности»
YIII. Планируемые результаты духовно- нравственного воспитания
учащихся:
В результате реализации программы духовно – нравственного воспитания должно обеспечиваться движение учащимися:
- воспитательных результатов – тех духовно- нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком – либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал что- то как ценность;
- получение результата, то к чему привело достижение результата (например, развитие ученика как личности). При этом учитывается, что достижение ученика как личности, формирование его социальной компетентности становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, классного руководителя, семьи, друзей, общественности, СМИ и другого ближайшего окружения.
IX. Оценка эффективности реализации Программы:
Конечный результат работы по духовно- нравственному и гражданскому воспитанию обучающихся школы спроектирован в виде модели выпускника, которому присущи следующие качества:
Высокая духовность – развитие навыков нравственного поведения в единстве с ценностями морального сознания, творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получая удовлетворение от творческого процесса; способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия, готовность к сотрудничеству с представителями разных народов, культур и верований, сформированность морально-этических принципов.
Гражданская позиция – осознанное принятие культурно-исторических ценностей родной страны, общенациональных приоритетов и задач, наличие личной системы ценностных ориентаций, включая нормы и правила общения, принципы толерантности; развитие гражданского самосознания, личной ответственности за судьбу России и малой родины; целеустремленность и настойчивость в достижении общественно-значимых целей.
Патриотическое сознание – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, уважение к традициям. Результатом реализации программы воспитания и социализации должен стать ученик:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-осознающий и принимающий ценности семьи, традиции многонационального российского народа;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
Выполнение программы приведет к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.
X. Формы подведения итогов реализации программы:
Ежегодно проводиться подведение итогов реализации программы. В конце каждой четверти на линейки происходит награждение лучших и самых активных учащихся в течение четверти почетными грамотами, благодарственными письмами, сертификатами и призами от организаций проводимых мероприятий и от администрации школы. Проводится организация выставок с художественно- прикладными и техническими работами, работами из природного материала и вторичного сырья, фото- выставки, конкурс проектов, плакатов и рисунков, поделки Деду- Морозу.
XI. Организация программы:
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 2 года, для учащихся 10-11х классов. Структура и организация данной программы построена с учетом подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно. Этот период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии. В учебно- воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о ее историческом развитии, но и формировать у них ответственность за ее будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
X. Критерии успешности духовно- нравственного воспитания:
1. Результаты диагностических исследований роста личности обучающихся – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
2. Результаты исследования формирования классного коллектива – рост суммы баллов активности и качества участия классного коллектива в общественной жизни школы и города.
3. Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями- положительная динамика по годам и рост активности.
4. Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.
План мероприятий по духовно- нравственному воспитанию
на 2015-2017 учебные года
№/п |
Дата проведения |
Мероприятия |
Ответственный |
1. |
сентябрь |
1.День Знаний: -Моя малая Родина; - Выбор профессии; - Памятные даты 2.Возложение цветов к братским могилам на Тихвинском захоронении. 3. Минута молчания памяти жертв Беслана. 4. День Города, посвященный освобождению Смоленска. 5. Урок Мужества «Герои Смоленщины» 6.Выбор актива класса. 7.Оформление классного уголка. 8.Оформление папки «Наши дела». 9.Оформление портфолио учащихся. 10. Родительское собрание. 11.Выбор родительского комитета. 12. Экскурсия в школьный музей «Дорогами судеб», музеи города. 13. Проведение акции «Чистый город», уборка пришкольной территории. 14. Чистота залог здоровья. 15. Участие в школьных и городских мероприятиях. 16.Акция « День Солидарности в борьбе с терроризмом». 17. Старт конкурса «Пятерки для мамы». 18.Старт конкурса «Лучший класс года» 19. Старт конкурса «Папка, наши дела» 20. Участие в работе школьного театрального клуба «Лира» 21. Классный час «Мой голос на выборах» |
Зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель, школьный фельдшер, руководитель школьного кружка «Лира» |
2. |
октябрь |
1.День учителя. 2.День Пожилых людей. Круглый стол «С любовью к бабушке» 3.День самоуправления. 4.Оформление стенгазет, поздравительных открыток. 5.Диагностика учащихся и родителей «Адаптация учащихся» 6.Просмотр кинофильма, посещение театра, областной филармонии. 7. Участие в подготовке и проведении концерта ко Дню Учителя. |
Классный руководитель, актив класса, педагог- психолог, родители. |
3. |
ноябрь |
1. День Матери. 2. Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. 3. Классный час «Счастливая семья» 4. Классный час «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях» 5. Классный час «Семья, семейные ценности и традиции» 6 Организация мероприятий по воспитанию толерантного отношения друг к другу. 7.День народного единства. 8. Участие в работе школьного театрального клуба «Лира» 9.Участие в подготовке и проведении концерта ко Дню Матери. 10.Месячник «Здоровое поколение» |
Классный руководитель, актив класса, социальный педагог, педагог – психолог, руководитель школьного кружка «Лира» |
4. |
декабрь |
1.Вечер отдыха «Встреча у елки». 2. Беседа о безопасном поведении и жизнедеятельности учащихся. 3. Урок права «Человек и закон» 4.Урок права «Подросток и закон» Урок права «Искусство жить в ладу с собой и миром» 5.Участие в школьных и городских мероприятиях. 6.Участие в конкурсе «Выпускник года» |
Зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель, актив класса, родительский комитет, социальный педагог, учителя истории. |
5. |
январь |
1. Беседа «Как выбрать профессию», «Построим будущее вместе».Профориентация. Встреча с представителями учебных заведений. 2. Классный час «Учись говорить нет» 3.Мониторинг «Профессиональное самоопределение» 4.Родительское собрание. 5.Творческие конкурсы. Экология. Творчество. Дети. 6.Православный праздник «Рождество» |
Классный руководитель, родительский комитет, актив класса, представители учебных заведений. |
6. |
февраль |
1. День Защитников Отечества. Урок Мужества «Помнят люди» 2.Встреча с ветеранами и участниками войны. 3.Поздравление ветеранов войны. 4.День Святого Валентина. 5.Участие в подготовке и проведении концерта для ветеранов и участников войны. 6. Экскурсия в музей. 7.День встречи с выпускниками. 8 Концерт с участием ветеранов «Голубые береты» 9.Лыжня России 10. Уроки безопасности и жизнедеятельности. |
Классный руководитель, актив класса, учителя физической культуры, учитель ОБЖ, уполномоченный по ГОЧС. |
7. |
март |
1.Классный час «О матерях можно говорить бесконечно» 2.Поздравление с Международным женским днем 8 Марта учителей, мам, бабушек и одноклассниц. 3.Участие в подготовке и проведении праздничного концерта к Дню Матери. 4.Участие в православном празднике «Благовещение, или встреча Весны и прилета птиц» |
Классный руководитель, актив класса. |
8. |
апрель |
Тестирование. Ролевая игра «Что делает человека счастливым» 2. Посещение театра, кинотеатра, экскурсия в музей Ю.А.Гагарина. 3.Участие в школьных и городских мероприятиях. 4. Классный час «Люди существуют друг для друга» 5. Православный праздник «Пасха», «Масленница» 6. День Космонавтики. Классный час «Ими гордится страна», Ю.А.Гагарин – первый космонавт». 7. Ток-шоу «Курение, алкоголь: Дань моде, Привычка, Болезнь» 8.Всесоюзный День Здоровья. Городские спортивные мероприятия. 9. Участие в городском конкурсе «Ветер странствий» |
Классный руководитель, учитель географии, актив класса. социальный педагог, педагог- психолог, учителя физической культуры. |
9. |
май |
1.Урок Мужества. «Этот праздник со слезами на глазах», «Помнят люди». 2.Участие в акции «Вахта Памяти». 3. Встреча с ветеранами и участниками войны, с курсантами Смоленской военной академии. 4. Участие в акции «Бессмертный полк» 5. Возложение цветов к братским могилам «Тихвинское захоронение». 6. Благоустройство пришкольной территории. Озеленение. 7. Участие в трудовой практике. 8. Классный час «Вот и стали, мы на год взрослей» 9.Мониторинг. Удовлетворение учебно – воспитательным процессом школы (учащиеся и родители). 10. Участие в военно – патриотической игре «Зарница» 11. Участие в проведении туристического слета. 12. Последний звонок. |
Зам. Директора по воспитательной работе, классный руководитель, актив класса, родители, родительский комитет, учителя физической культуры, учитель ОБЖ. |
Список литературы
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение. 2009.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. М.: «ВАКО», 2003.
Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальных классов. М.: 2006.
Классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. А.М. Байков А.М. и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
Москвина М.В. Главная задача классного руководителя – создание условий для развития личности ребенка. Журнал. Классный руководитель. №7., М., 2011.
Профориентация старшеклассников: сб. учебно.-метод. Материалов /сост., ред. И коммент. Т.В. Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2006.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003.
Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. – М.: Айрис-пресс, 2004.