Формирование ИКТ-компетенции на уроках информатики
Формирование ИКТ-компетенции на уроках информатики
Информация и способы работы с ней лежат в основе образовательного процесса. От того, насколько эффективно учащиеся могут использовать собственный потенциал во взаимодействии с информационными потоками, зависит их успешность не только в процессе получения образования, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Понятие информационных компетенций на сегодняшний день достаточно широко и включает в себя ряд навыков, таких как владение компьютером и иными современными технологиями, функциональное чтение и умение обрабатывать информацию, минимальные знания в области одного-двух иностранных языков и другие. Это означает, что развитие функциональности учащихся, которые впоследствии станут востребованными специалистами, становится всё более актуальным.
Под ИКТ-компетенциями понимается способность обучающегося к поиску, идентификации и обработке информации при использовании современных коммуникационных технологий. В процессе работы с данными на уроке информатики можно выделить несколько основных этапов:
получение информации
интерпретация информации
использование информации
На первом этапе необходимо найти информацию и зафиксировать её. Далее следует понять полученные данные и преобразовать таким образом, чтобы они соответствовали поставленной задаче. На завершающем этапе нужно найти области применения найденному и уже обработанному материалу.
Для того, чтобы использовать информационно-коммуникативные технологии на занятиях по информатике и составлять разработки уроков, необходимо выбрать те методы работы, которые окажутся эффективными. ИКТ-технологии обладают следующими преимуществами перед традиционными методами обучения:
способствуют индивидуализации учебного процесса;
развивают навыки самостоятельной работы;
повышают мотивацию и самооценку у учащихся.
На занятиях учащиеся могут изучать и составлять мультимедийные презентации, проектировать сайты, придумывать синквейны, что также позволяет снять мыслительное напряжение. Составление небольших стихотворных форм бывает очень полезным на этапе рефлексии, помогая резюмировать материал и оценивать степень его усвоенности учащимися.
Внедрять новые способы работы с информацией можно как на уроках информатики, так и при изучении других дисциплин. Единственным ограничением, которое существует к применению информационных технологий на уроках информатики, является количество учащихся. Наиболее успешным такой вид обучения будет в небольших группах. Следующим важным критерием выбора метода является поставленная дидактическая задача.
Можно выделить следующие способы обучения при использовании информационных методов:
Мозговой штурм, помогающий развивать критическое мышление и искать новые, оригинальные идеи.
Составление проектов, направленных на решение определённой задачи и проведение исследований.
Тренинги, во время которых можно отработать на практике изучаемые способы поиска и обработки данных.
Использование специализированных заданий, которые ориентированы на развитие компетенций, можно назвать приоритетным в условиях современной системы образования. Одним из важных показателей качества полученных знаний можно назвать способность использовать на практике всех тех теоретических данных и практических навыков, которые были получены в стенах учебного заведения.
На сегодняшний день часто встречается отсутствие целенаправленного, готового и эффективного подхода к формированию информационно-коммуникационных компетенций у детей. При этом педагоги часто не имеют возможности системно использовать новые технологии в области информации и коммуникации, что также создаёт диссонанс с имеющимися образовательными запросами.
Одним из самых важных навыков, получаемых в стенах школы, становится умение самостоятельно добывать необходимую информацию. Помимо прямого соответствия требованиям федеральных стандартов, этот навык может обеспечить личностный и профессиональный рост. И именно уроки информатики могут сыграть главную роль в развитии необходимых компетенций у школьников.
Конкурентоспособный специалист умеет обучаться на протяжении всей жизни, осознавать веяния и требования экономики и соответствовать им, быть активным потребителем информации и предоставляемых ею возможностей. При таких требованиях обычной базы знаний, получаемой в традиционной системе преподавания, может не хватить. Требуется новый подход к обучению, основанный на развитии у детей компетенций, а также обилие практических занятий, на которых можно отрабатывать соответствующие навыки.