Презентация «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка»
Формирование коммуникативной компетенции учащихся основной общеобразовательной школы посредством обучения чтению на уроках английского языка
Коммуникативная направленность обучения иностранным языкам: предполагает формирование ученика как активного участника общения. Поскольку общение является личностным процессом, то оно может быть осуществлено только при условии, что собеседники интересны друг другу, им есть что сказать друг другу, чем поделиться. Учебный процесс – это не просто процесс общения, а обучение общению и к тому же на незнакомом языке. Как отмечает С.Г. Тер-Минасова, «каждый урок иностранного языка – это перекрёсток культур, это практика международной коммуникации».
Коммукативная компетенция В несколько упрощенном варианте КК – это совокупность доведенных или не доведенных до автоматизма осознанных или не осознанных лингвистических и экстралингвистических знаний и умений совершать с этими знаниями действия и операции с целью понимания воспринимаемого или порождения пригодного для понимания устного или письменного текста.
Формирование коммуникативных умений и навыков Обсуждение на уроках английского языка важных для ученика проблем взаимоотношений с родителями, учителями, друзьями, происходящее с привлечением отрывков из произведений английских и американских писателей я провожу в форме круглого стола. В дискуссии, столкновении мнений школьники учатся подыскивать подходящие аргументы для обоснования ответа, быстро реагировать на мнение других, привести на английском языке собственные убедительные доводы. Это способствует усилению мотивации учения, созданию комфортной среды для каждого, облегчает формирование коммуникативных умений и навыков и стимулирует речевое творчество. Изменение социальной позиции ученика при коллективных видах работы на уроке (ролевые игры, телемосты) приводит к желанию разобраться в ситуации, оправдать полученную роль, а это воспитывает в нём целеустремлённость, ответственность, умение отстаивать своё мнение.
Развитие коммуникативной компетенции . требует создания на занятиях особой социо-психолого-эмоциональной атмосферы сотрудничества и поддержки, когда каждый уважается как личность со своими взглядами, мнениями, интересами, сильными и слабыми сторонами, своим стилем учения. Обучение коммуникативным умениям базируется на убеждении, что процесс обучения может быть эффективным при использовании языка с целью общения. Следовательно, роль преподавателя значительно меняется. Он становится организатором деятельности, соучастником процесса учения, советчиком, вдохновителем, консультантом, компетентным спикером, внимательным слушателем, наблюдателем, экспертом, который оценивает результаты общения.
Чтение как составляющее коммуникативной компетенции Чтение как один из составляющих коммуникативной компетенции является интегрирующим видом речевой деятельности. Оно способствует развитию мышления учащихся, их языковых умений за счёт вовлечения школьников в активный творческий процесс языковой деятельности, во взаимодействие (interaction) с текстом, книгой, учителем, друг с другом.
Развитие навыков чтения способствует более активному и полному формированию коммуникативной компетенции, что является одной из значимых задач процесса обучения. Чтение является важным средством, способствующим формированию говорения, в котором учащиеся реализуют свои знания. Читая разнообразные тексты, учащиеся овладевают композиционными особенностями построения описания и рассуждения. Они видят, как строятся высказывания разной протяженности, разной формы. Иными словами, учащиеся овладевают логикой построения высказываний и могут перенести это на построение собственных устных высказываний, что является основой создания коммуникативной ситуации. Развитие навыков чтения способствует более активному и полному формированию коммуникативной компетенции, что является одной из значимых задач процесса обучения. Чтение является важным средством, способствующим формированию говорения, в котором учащиеся реализуют свои знания. Читая разнообразные тексты, учащиеся овладевают композиционными особенностями построения описания и рассуждения. Они видят, как строятся высказывания разной протяженности, разной формы. Иными словами, учащиеся овладевают логикой построения высказываний и могут перенести это на построение собственных устных высказываний, что является основой создания коммуникативной ситуации.
Обучение чтению на иностранном языке призвано обеспечивать рецептивное овладение языковым материалом и развивать познавательную компетентность учащихся, т.к. с одной стороны, это вид речевой деятельности, а с другой, основа для формирования информационно-академических умений. Обучение чтению на иностранном языке призвано обеспечивать рецептивное овладение языковым материалом и развивать познавательную компетентность учащихся, т.к. с одной стороны, это вид речевой деятельности, а с другой, основа для формирования информационно-академических умений.
Обьект исследования – развитие коммуникативной компетенции, обучающихся на уроках английского языка основной общеобразовательной школы. Обьект исследования – развитие коммуникативной компетенции, обучающихся на уроках английского языка основной общеобразовательной школы. Предмет исследования – обучение чтению, как средство формирование коммуникативной компетенции обучающихся основной общеобразовательной школы. Цель исследования - анализ способов формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка посредством обучения чтению.
Задачи: Задачи: Раскрыть понятие коммуникативной компетенции; рассмотреть коммуникативную цель обучения английскому языку как общую стратегию обучения; проанализировать современные технологии обучения чтению на уроках английского языка; проанализировать условия проведения исследования; описать приемы обучения чтению, направленные на формирование коммуникативной компетенции; систематизировать основные результаты исследования.
Результаты исследования подготовительного этапа ФИО определять тему, содержание текста по заголовку выделять основную мысль; выбирать главные факты из текста; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста. полно и точно понимать содержание текста на основе его информ. переработки выражать свое мнение по прочитан-ному Аверьянов Саша + - - - + + Высокова Виолета + + - - - + Денискин Богдан + - - - + + Калинина Алена + - - - + + Неяскин Сергей + + + - - + Носов Витя - - - - - + Осипова Таня + + - - - - Ошкина Света - + + - - + Перелыгина Таня + - - - + + Резник Даша + - - + - + Результаты сследования представлены в виде таблицы:
В заданиях на уроках чтения можно выделить 3 группы: В заданиях на уроках чтения можно выделить 3 группы: игровые (они обязательны на начальной ступени, но и старшие с удовольствием включаются в игру); работу с пониманием содержания текста; дискуссионные (более приемлемы в основной школе, но элементы постепенно вводятся и на начальном этапе).
Игровые приемы объявление о розыске (Кто? Откуда? Возраст? Что носил? Где видели? С кем? Внешность? Зачем разыскивается?); бюро находок (игры с предметами и картинками — Чье это? Что взяли с собой? Что забыли?); путаница с именами (поиск ошибок во фразе типа «Мистер и миссис Дарлинг, их дочь Нана и сын Питер — пираты»); создание киносценария (Каких персонажей и в какой местности вы будете снимать?); воздушный шар (Без кого из второстепенных героев может обойтись сюжет?); кроссворд (с использованием лексики из текста
Приемы на понимание содержания текста Расположи события в хронологическом порядке. Узнай героя по описанию, кто был положительный, а кто отрицательный, что случилось с каждым в конце. Каждый герой имеет свой секрет: какой и почему? Кто и когда был удивлен, испуган, рассержен, расстроен? Кто это сказал? В какой ситуации? Выбери иллюстрацию, которая подходит/не подходит к тексту, эпизоду. Начерти текстограмму эмоций героя.
Дискуссионные приемы Подбор эпиграфа. Причины и следствия событий. Личное отношение к поступкам героя. Личностные изменения героя. Советы героям. Подбор аргументов
Результаты исследования итогового этапа ФИО определять тему, содержание текста по заголовку выделять основную мысль; выбирать главные факты из текста; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста. полно и точно понимать содержание текста на основе его информ. переработки выражать свое мнение по прочитан-ному Аверьянов Саша + - + + + + Высокова Виолета + + + + + + Денискин Богдан + - + + + + Калинина Алена + - - + + + Неяскин Сергей + + + - + + Носов Витя - - - - + + Осипова Таня + + - + + - Ошкина Света + + + + - + Перелыгина Таня + - - - + + Резник Даша + - - + - +
Интерактивное чтение Процесс, при котором для понимания текста учащиеся активизируют свои прошлые знания, связывают их с новой информацией, полученной при чтении, взаимодействуют с текстом, интерпретируют его, обсуждают, слушают друг друга, оценивают свои мысли и чувства по поводу прочитанного.
Таким образом, посредством обучения чтению можно эффективно развивать и совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся.