Статья «Формирование ИКТ-компетенций в преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в школе»
Мажитова Миля Рашитовна,
учитель информатики,
МАОУ «СОШ № 15 г. Челябинска».
Формирование ИКТ-компетенций в преподавании
предмета "Информатика и ИКТ" в школе
Формирование ИКТ-компетентности учителя является одним из приоритетов в направлении информатизации образования, которая позволяет осуществлять переход от репродуктивной модели преподавания и обучения к исследовательским методам.
Для современного учителя ИКТ-компетентность заключается в его способности применять информационные и коммуникационные технологии для осуществления информационной деятельности, а именно, поиска необходимой информации, ее оценивания и умения структурировать, анализировать и пользоваться ею, а также для создания и распространения информационных знаний в разных сферах своей деятельности в зависимости от ситуации. Изменяется старая модель управления учебным процессом, основанная на жестком контроле обучения, иерархии и повторении. Учителю для применения ИКТ на уроках нужна теоретическая и практическая подготовка по обеспечению формирования информационной компетентности учащихся, которые уже умеют самостоятельно и активно действовать, и принимать решения, гибко адаптироваться к вызовам информационного общества. Большое значение современному учителю отводится на то, чтобы оптимизировать время в процессе получения учеником знания, воспроизведения, запоминания и их хранения на уровне школьной системы образования.
Современному ученику в XXI веке нужно формировать на уроках информатики и ИКТ, начиная с начальной ступени образования, навыки по поиску, отбору, анализу, синтезу и оценке необходимой информации для обучения.
Заметим, что важным ключевым моментом является в потенциале ИКТ-обучения возможность ИКТ-технологий действовать, как общая сеть. Поэтому учитель должен быть подготовлен так, чтобы взаимодействовать с учащимися в учебном процессе в области ИКТ для возможности эффективного обучения, как индивидуального, так и коллективного. Предлагаю расширить понимания учителей, коллег, работающих в школе. Мы с Вами понимаем, что современный ребенок, будь он дошкольником, уже владеет навыками «общения с ПК» до поступления в общеобразовательное учреждение. Как применять ИКТ-компетенции, ИКТ-технологии в преподавательской деятельности на уроках в школе? Учителю на практике необходимо постараться думать, чувствовать, и вести себя так, как будто «ВЫ» - ученик. Ребенок внутри каждого из нас с радостным волнением наблюдает за чередой захватывающих событий, которые можно активно исследовать. На рис. 1 изображена ИКТ-компетентность, как система компетентностей.
Рис. 1. Составляющие ИКТ-компетентности учителя.
Содержание ИКТ-компетентности учителя:
технологическая (осознание компьютера как средства обучения);
алгоритмическая (осознание компьютера как исполнителя алгоритмов и средства конструирования алгоритмов);
модельная (осознание компьютера как средства информационного моделирования);
исследовательская (осознание компьютера как технического средства автоматизации учебных исследований);
методологическая (осознание компьютера как основы создания технологической и информационно-обучающей среды).
Рассмотрим понятия компетенции и компетентности, ИКТ-грамотности.
Компетенции - это обобщенные и сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки; совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, способность действовать и выживать в данных условиях.
Компетентность - специальная способность человека, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия.
В чем их отличия?
Компетенция - результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Компетентность – способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета. Компетентным является человек, который способен практически разрешать нестандартные, значимые для себя ситуации, используя для этого знания, умения, способности, опыт и т.д.
ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
ИКТ – представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий.
История компьютеров и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) берет начало с середины XX века. С этого времени начинается процесс информатизации различных областей деятельности людей, происходит формирование информационно-ориентированного общества. Проблемы информационного общества изучает раздел информатики, который называется социальной информатикой. В настоящее время практически в любой сфере деятельности, профессии, связанной с обработкой информации существует свое специализированное ПО, свои средства информационных технологий. Что же такое информационная технология?
Информационная технология – совокупность массовых способов и приемов накопления, передачи и обработки информации с использованием современных технических и программных средств.
Лучший способ современному учителю взаимодействовать с современными учениками на уроке, проводя практические работы, компьютерные практикумы, решая различные задачи – база локальной сети школы, что обеспечивает оперативность, гибкость в принятии решений.
В наше время от уровня образованности, компьютерной грамотности людей существенно зависит уровень развития страны, качество жизни населения. Требования к качеству образования постоянно растут. Мы, учителя, хорошо понимаем, что необходим индивидуальный подход в работе с учащимися. Рассмотрим понятие ИКТ-компетентности самого ученика.
ИКТ-компетентность- уверенное владение учащимися всеми ИКТ- навыками для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности.
Рис. 2. Составляющие ИКТ-компетентности ученика.
Содержание ИКТ-компетентности ученика:
интегрирование;
управление;
получение;
определение:
передача;
представление;
создание;
оценивание.
Курс Информатики и ИКТ в 7-9-х классов основной школы подводит итоги формирования ИКТ-компетентности учащихся, систематизирует и дополняет имеющиеся у учащихся знания, дает их теоретическое обобщение, вписывает конкретную технологическую деятельность в информационную картину мира. Он может включать подготовку учащегося к тому или иному виду формальной аттестации ИКТ-компетентности. Разумеется, структура учебного процесса этого курса в его ИКТ-компоненте будет весьма разнообразной, в зависимости от уже сформированного уровня ИКТ- компетентности. Спектр здесь простирается от полного отсутствия работоспособных средств ИКТ (все еще имеющего места в отдельных школах) и традиционной модели уроков Информатики и ИКТ в «компьютерном классе» – единственном месте, где представлены средства ИКТ, которые могут использовать учащиеся, и до современной, соответствующей ФГОС модели, которая как основная представлена в данной Программе. Компонент информатики, также вносящий свой вклад в формирование ИКТ-компетентности, в курсе – более инвариантен, но также зависит от математико-информатической подготовки, полученной учащимися в начальной школе и предшествующих классах основной, как и от практического опыта применения учащимися ИКТ.
Роль учителя информатики при этом может, при его желании, дополняться ролью ИКТ-координатора, методиста по применению ИКТ в образовательном процессе, осуществляющего консультирование других работников школы и организующего их повышение квалификации в сфере ИКТ.
Современная школа – это школа высокого уровня информатизации, в ней преподавание всех предметов поддержано средствами ИКТ, локальная сеть и (контролируемый) Интернет доступны во всех помещениях, где идет образовательный процесс, учителя и другие работники школы обладают необходимой профессиональной ИКТ-компетентностью, обеспечены технические и методические сервисы.
Таким образом, информатизация школы затрагивает не только содержание школьных предметов и инструменты учебного процесса, но и сам образ жизни его участников, основы профессиональной педагогической работы.
Необходимость информатизации всего образовательного процесса, формирования ИКТ-компетентности педагогов и учащихся и требования оптимизации ресурсов приводит к конфигурации, в которой в дополнение к оснащению, формируются рабочие места (мобильные или стационарные) учителей различных предметов, увеличивается число проекторов и экранов (предпочтительна стационарная их установка в помещениях регулярного частого использования), цифровых фото- и видеокамер, добавляются мобильные классы с беспроводным доступом к локальной сети, оснащаются помещения для самостоятельной работы учащихся после уроков (читальный зал библиотеки и др.). Предлагаю применять учителям, педагогам, учащимся и не только, ИКТ-технологии на уроках по предмету «Информатика и ИКТ».
Счастливого Вам (коллегам, учащимся) путешествия в мир ИКТ-компетентности и отличных результатов!