12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Букина Татьяна Васильевна159
Стаж работы 20 лет
Россия, Коми респ.
2

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии

               Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, а, следовательно, и новые образовательные цели и планируемые результаты.

Слайд3.

 «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

(Стратегия модернизации образования РФ)

Требования  к выпускнику школы:

·        Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

·        Четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены;

·        Быть способным генерировать новые идеи; творчески мыслить;

·        Грамотно работать с информацией;

·        Быть коммуникабельным;

·        Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

         Т.е. по окончании  школы учащиеся должны обладать ключевыми компетенциями, в которые входят умения и качества, необходимые человеку для его успешной социализации.

Обучение должно быть построено с учётом интересов и дальнейших планов учащихся. То есть в жизни учащиеся должны ощущать себя успешными и компетентными людьми.

                    Стратегия модернизации образования в РФ также предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетенции.

         В настоящее время уточняется перечень ключевых компетенций человека, подлежащих формированию в общеобразовательной школе.

Слайд 4.

Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского, который выделяет следующие компетенции:

  • ценностно-смысловую;
  • общекультурную;
  • учебно-познавательную;
  • информационную;
  • коммуникативную;
  • социально-трудовую;
  • компетенцию личностного самосовершенствования.

Среди перечисленных компетенций ведущей, на мой взгляд, является коммуникативная компетенция, поскольку коммуникация есть условие развития и способ реализации всех остальных компетенций.

Коммуникационная компетенция - это качество, умение  человека общаться, взаимодействовать, сотрудничать для успешной социализации.

Суть коммуникативной компетенции заключается, на мой взгляд, в том, чтобы

  • - Учиться общаться
  • - Учиться сотрудничать и взаимодействовать, учиться соотносить и координировать совместные усилия
  • - Учиться обмениваться информацией
  • - Учиться вступать в дискуссию и убеждать оппонентов
  • - Учиться обсуждать результаты совместной деятельности.

                Речь человека - показатель его интеллектуального развития и культурного уровня. В своей практике я столкнулась с серьёзной проблемой: учащиеся приходят в школу со скудной, лишённой яркости и образности, речью. Они не умеют общаться, слушать друг друга, стесняются выражать открыто свои мысли, не умеют тактично поправлять, дополнять ответы одноклассников. И у многих эта «речевая застенчивость» становится камнем преткновения в обучении: дети замолкают, их речь остаётся невыразительной, безжизненной. Как следствие – снижение самооценки, а затем и успеваемости.

           Если в начальной школе основная деятельность ребенка направлена на учебу, получение новых знаний умений и навыков, то в среднем звене – это общение  и учебно-познавательная деятельность. Так как особенность подростка – это реализация в коллективе и социальная значимость. Всё развитие подростка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения.

                  Именно в процессе общения с другими людьми  учащиеся  усваивают общечеловеческий опыт, накапливают знания, овладевают умениями и навыками, формируют своё сознание и самосознание, вырабатывают убеждения и идеалы и т.д. Только в процессе общения у подростка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства.
          Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение.

Предмет география – это устный предмет, где необходимо уметь говорить, выражать свои мысли. Поэтому процесс обучения предмету будет успешным  в том случае, если будет построен на коммуникативной основе. Таким образом, научив общаться, я приведу детей к успеху.

Как показывает практика, учащиеся, оканчивая школу, не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации.

Основные причины:

1.     недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений,

2.     отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться языком в учебных и других целях.

Что и повлияло на выбор методической темы. 

Слайд 5.

«Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках географии»

ЦЕЛЬ: Создать условия для овладения учащимися  коммуникативной компетенции.

СЛАЙД 6

Задачи:

Определить суть  и основные принципы коммуникативной компетенции.

Отобрать технологии  и  методы, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции.

Использовать  данные технологии в учебном процессе.

Провести диагностику коммуникативной компетентности учащихся.

         Изучив пособие «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом» (автор Селевко Герман Константинович), я выделила технологии, в которых принципиально важную роль играет формирование коммуникативной компетенции:

Слайд 7.

·        Игровые технологии;

·        Проектная деятельность – сотрудничество учеников и учителя при решении разнообразных задач;

·        Групповая деятельность – умение вести дискуссию, убеждать оппонентов, кооперация субъектов группы, двухсторонний обмен информацией;

·        интерактивные технологии или технологии межличностной коммуникации (дебаты, мозговой штурм, критическое мышление) - полное вовлечение обучаемых в процесс общения, их тесное взаимодействие друг с другом и с преподавателем, а также с компьютером при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

·        компьютерные технологии – поиск и обмен информацией.

 

В основе всех этих технологий лежит субъект - субъектное взаимодействие учителя и ученика. Изучая и анализируя литературу по современным педагогическим технологиям, я нашла, на мой взгляд, оптимальный вариант для интеграции элементов данных технологий в едином уроке. Это технология встречных усилий.

 

Слайд 8.

Технология

встречных усилий

Авторы - О.Н. Хан, А.А.Гин,

С.Ю. Курганов, Е.В.Коротаева.

 

Положения ТВУ:

•      Взаимная устремленность субъектов образовательного процесса на совместную деятельность.

•      Свобода выбора с условием осознанной ответственностью за свой выбор.

•      Наличие стимула (вызова), побуждающего путем  «мозговой атаки» к актуализации имеющего опыта.

•      Открытость, т.е. непрерывность в целом и допускающая незавершенность в конкретной ситуации деятельности познания.

•      Практико – ориентированная направленность обучения, или возможность реализации получаемой информации, приобретаемых коммуникативных умений и навыков.

•      Наличие обязательной обратной связи, необходимой для контроля и коррекции учебного процесса.

•      Педагогический резонанс: поддержка и взаимное усиление действий учителя и ученика, приводящее к возрастанию позитивных эмоциональных, коммуникативных и интеллектуальных амплитуд занятия.

•      Обращение результата, достигнутого на одном занятии, в мотив для продолжения совместной познавательной деятельности на следующем уроке.

 

Таким образом, мы видим, что в основе этой технологии лежат принципы учебного сотрудничества, о необходимости которых говорил еще Сухомлинский. Что является одной из составляющих коммуникативных компетенций.

 

Слайд 9.

“Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок – это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется, в первую очередь, теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися”.

Сухомлинский

   В этих условиях и я сама должна измениться, изменить свое отношение к учащимся, основываясь на принципах учения без принуждения.

Слайд 10.

Принципы учения без принуждения:

•          требовательность, основанная на доверии;

•          увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

•          замена принуждения желанием, которое порождает успех;

•          ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.

Только в этом случае я могу формировать коммуникативные  способности учащихся.

Слайд 11.

Коммуникативные способности учащихся:

•         навыки общения,

•         навыки взаимопонимания

•         способность к сотрудничеству,

•         умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях,

•         мобильность в разных социальных условиях.

 

             Для того, чтобы формировать компетенции, я должна знать на каком уровне находятся мои ученики. Для этого необходимо провести диагностику уровня. Для диагностики  наш школьный психолог  использует шестиуровневую модель определения компетенции, разработанную Г.В. Репкиной и Е.В. Заикой, дополненную В.И. Нифонтовым и Михеевым.

Слайд 12.

 Сюда входят основные и дополнительные признаки каждого уровня.

1.Отсутствие коммуникативных действий.

Ученик не может выполнять коммуникативные действия, испытывая неловкость и дискомфорт при попытках общения, игнорирует общение.

2. Односторонние коммуникативные действия.

Вступает в контакт только после инициативы собеседника, давая односложные ответы; испытывает некоторое напряжение при общении.

3. Неадекватный перенос коммуникативных действий.

Ученик пытается самостоятельно вступать в беседу, используя усвоенный простой способ коммуникации (задает вопросы), не учитывая особенности ситуации общения. Может просто начать рассказывать что – либо свое, не на тему.

4. Адекватный перенос коммуникативных действий.

Умеет обнаружить несоответствие знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения. Пытается самостоятельно перестроить этот способ, но сделать это может только при помощи воспитателя. Внимательно слушает собеседника, если беседа идет на знакомую тему и нет, если тема не знакома.

5. Самостоятельное построение коммуника-тивных действий.

Самостоятельно строит способ общения в незнакомых условиях, пытаясь самостоятельно перестроить известный ему способ. Делает это постепенно, раз за разом все лучше, и в конце – без какой – либо помощи извне. Внимательно слушает собеседника, задает необходимые для понимания вопросы.

6. Свободное общение.

Опираясь на хорошо усвоенные общие принципы общения уверенно чувствует себя и ориентируется в любом обществе, занимая гуманистическую коммуникативную позицию.

 

После проведенной диагностики  я ставлю перед собой задачу – перевести учащихся с одного уровня  развития коммуникативных способностей на более высокий.

         Какие приемы я для этого использую.

Слайд 13.

 

1- 2 -  Вовлекать ученика в беседу с помощью игры, помочь понять важность и полезность правильных коммуникативных действий.

·        Разнообразные игровые технологии, которые вовлекают учащихся в деятельность и побуждают их к общению.

·        Прием « Цепочка» -  1-составляет предложение с термином, 2 -  составляет вопрос, 3 – отвечает на вопрос.

Термин «ветер».

1.     Сегодня на улице ветер.

2.     А почему сегодня ветер? Или Какой ветер на улице?

3.     Ответ на вопрос.

·        Рассказ по терминам, условным знакам.

1.     По теме «План и карта» составить рассказ, используя условные знаки.

2.     По теме «Река» составить рассказ, используя термины.

·        Элементы технологии развития критического мышления (разнообразные виды работы с текстом, умение находить главное, задавать вопросы по тексту и находить на них ответы. Т.к. любое общение начинается с вопроса)

 

Самое главное, чтобы ребенок пошел на контакт, - это действие в зоне его ближайших интересов.

Слайд 14.

 

На данном этапе я использую:

·        Групповую деятельность, где учащиеся пытаются себя выразить в группе одноклассников.

·        Информационные технологии, когда учащийся ищет информацию в компьютере (зачастую с компьютером подростки общаются лучше), а затем излагает ее своими словами, рассказывает, что ему больше запомнилось и было наиболее интересно по данной теме.

·        Рассказ – впечатление.

Рассказ о своем личном опыте. Например, сравнить традиции населения Северного Кавказа и наши.

·        Рассказ – эстафета.

Рассказ о каком-либо конкретном явлении. Учащиеся произносят по одному предложению, дополняют друг друга.

·        Технология тонких и толстых вопросов технологии РКМ.

«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, «толстые» - требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Согласитесь, что без мыслительных операций – анализ, синтез, сравнение,- невозможно развитие речи.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Влияют ли Анды на климат Южной Америки?

Как изменится климат Южной Америки, если Анды будут находиться на востоке материка?

Перечислите отрасли специализации Республики Коми.

Какие факторы повлияли на формирование отраслей специализации Республики Коми.

На этой стадии, как и на других, очень важно создать учащимся ситуацию успеха.

Слайд 15.

 

        Основная характеристика данных приемов - работа в группе, где учащиеся учатся сотрудничеству друг с другом  сначала в своей группе, а потом и с соседней.

         Например, при характеристики хозяйства любого района России возможна следующая групповая работа(технология «Мост»).

1 гр. Определяет ЭГП территории.

2 гр. Дает характеристику полезным ископаемым.

3 гр. Дает характеристику природным ресурсам (кроме минеральных)

Все вместе по полученным данным определяют отрасли специализации района.

Главный вывод данной работы -   мы сделали это, потому что договорились!

Слайд 16.

 

               На данном этапе важным приемом является проектная деятельность, т.к. в условиях проекта учащийся может проявить себя в разных качествах в зависимости  от темы проекта, уровня группы и даже возраста(при разновозрастных группах)

Слайд 17.

 

На последнем этапе закрепляются навыки  общения в ходе дискуссий и дебатов.

 

К каким же результатам я пришла, благодаря всем перечисленным приемам.

Слайд 18.

 

             Причем учащиеся, выбирая экзамен, знают, что большинство вопросов в билетах идет на сравнение и сопоставление разных процессов и явлений.

Слайд 19-20. Уровень коммуникативных способностей учащихся.

Как видно на диаграммах, с каждым годом уровень растет. Но это не только моя заслуга, но и работа всех учителей школы, а также и особенности подросткового возраста.

       Поэтому более оптимальным вариантом является анализ коммуникативных способностей  одной ученицы. Которая в настоящее время является моей главной помощницей во всем и собирается связать свою жизнь с географией.

Слайды  21 - 22

 

 

               

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.