12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цориева Лариса Маратовна18
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
0

Статья на тему «Формирование ИКТ-компетентности на уроках информатики»

Формирование ИКТ-компетентности учащихся на уроках информатики

 

Цориева Лариса Маратовна,

учитель математики и информатики, высшая категория,

МБОУ гимназия №45 имени Жоржа Дюмезиля

РСО-Алания, г.Владикавказ

 

Воспитание гражданина информационного общества – одна из задач новой школы. Поэтому всем участникам образовательного процесса необходимо точно знать, какие навыки и умения работы с информацией будут формироваться при реализации образовательной программы.

Согласно ФГОС, одним из компонентов основной образовательной программы основного общего образования является программа развития универсальных учебных действий, которая должна обеспечивать в том числе «формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет» .

ФГОС также определяет содержание указанной выше программы. В частности, отдельными содержательными пунктами должны быть описаны: основные элементы ИКТ-компетенций и инструменты их использования; содержание, виды и формы организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций.

На основе изученных материалов можно определить перечень познавательных навыков (когнитивных действий), которыми должен обладать современный человек:

1. Определение (идентификация) — умение точно интерпретировать вопрос; умение детализировать вопрос; нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде; идентификация терминов, понятий; обоснование сделанного запроса.

2. Доступ (поиск) — выбор терминов поиска с учетом уровня детализации; соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки); формирование стратегии поиска; качество синтаксиса.

3. Управление — создание схемы классификации для структурирования информации; использование предложенных схем классификации для структурирования информации.

4. Интеграция — умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников; умение исключать несоответствующую и несущественную информацию; умение сжато и логически грамотно излагать обобщенную информацию.

5. Оценка — выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью; выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям; умение остановить поиск.

6. Создание — умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой; умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы; умение обосновать свои выводы; умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации; структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов.

7. Сообщение (передача) — умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда); умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав); обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации; умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу; знание всех требований (правил), относящихся к стилю конкретного общения.

Вышеперечисленные познавательные действия и определяют структуру ИКТ-компетенций:

определение информации;

доступ к информации;

интегрирование;

создание информации;

сообщение информации. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Опираясь на вышеизложенное, поставим в соответствие каждому используемому инструменту ИТ формируемый элемент ИКТ-компетенции, например:

текстовый редактор: интеграция, оценка, создание; оценка, определение;

гипертексты: оценка, интеграция, управление и т.д.

электронная почта: определение, управление, доступ, интеграция, оценка, создание, передача;

работа с веб-сайтами (оценка и др.).

Формирование и развитие ИКТ-компетенций обучающихся обеспечивают становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику.

Для каждого учителя-предметника формирование ИКТ-компетентности учащихся – это решение конкретных задач, которые он сам выбирает и включает в учебный процесс. Однако не следует забывать, что формирование ИКТ-компетенций школьников происходит и во внеурочное время.

Приведем примеры формирование ИКТ-компетентности обучающихся при изучении некоторых тем.

При изучении темы «Устройства компьютера» учащийся научится правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами; подключать устройства ИКТ к сетям; соединять устройства ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий; осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.

При изучении темы «Текстовый редактор» учащийся научится создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;  сканировать и распознавать текст; осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора

При изучении темы «Графический редактор» учащийся научится создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.

При изучении темы «Поиск и организация хранения информации» учащийся научится использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; использовать приёмы поиска информации на ПК; искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.