Компетенции проектной деятельности на уроках информатики
Компетенции проектной деятельности на уроках информатики
Ткачева Лариса Анатольевна, учитель информатики высшей квалификационной категории МАОУ-лицея №13 п.Краснообска Новосибирского района Новосибирской области
Современные образовательные программы ориентируются не на простую передачу опыта и знаний, а на формирование способности ученика к непрерывному самоизменению. Имея за своими плечами многолетний опыт работы, построила процесс обучения своих учеников, четко представляя, что им потребуется в дальнейшем, чему я их должна научить, понимая, что школа – это ступенька к реальной жизни.
Поэтому я поставила перед собой задачи:
1) обучение основам теории информатики, которые неизменны с течением времени;
2) подготовка учащихся к дальнейшей практической деятельности, что возможно только путем приобретения опыта самостоятельного познания и изучения объектов информатики в этом быстро меняющемся мире техники и программ.
В связи с этим в своей преподавательской деятельности давно использую творческие задания, проблемный подход в изучении, проектный метод, причем начиная с раннего возраста обучающихся.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Главной целью данной педагогической технологии является развитие личности.
На своих уроках я широко применяю учебные проекты, которые позволяют ученикам самосовершенствоваться, формируют ключевые компетенции. Проектная деятельность может охватывать самые разные направления учебной деятельности, например, проектирование технических устройств, траектории обучения, организация работы над проектом.
Самореализация человека возможна только в ходе его собственной деятельности, приносящей реальные образовательные продукты, имеющие значимость не только для него, но и для других. Такое создание возможно при условии овладения основами креативной, когнитивной и организационной деятельности1.
При осуществлении учащимся этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности:
1) когнитивные (познавательные) – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений;
2) креативные (творческие) – вдохновленность, фантазия, гибкость ума; прогностичность, наличие своего мнения;
3) оргдеятельностные – способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление.
Подобная эвристическая деятельность учащегося приводит к его творческой самореализации в процессе общего образования, помогает становлению личности.
Понятие эвристического обучения помогло мне осознать правильность выбранного пути, методов обучения. Я получила возможность теоретически обосновать свою позицию учителя-экспериментатора. Творчески осмыслить или переработать некоторые учебные задания.
Определяя вид деятельности учащегося можно предложить классификацию компетенций, состоящую из трех эвристических групп: когнитивная, креативная, оргдеятельностная.
Разработку заданий эвристического характера мне было интересно провести по видам деятельности, а затем осуществить анализ заданий на наличие ключевых компетенций.
Подготовка приобрела табличный вид. Такое представление информации помогает увидеть полную картину группы заданий и проработать отдельные детали.
В данной таблице отражена разработка по трем видам деятельности.
Этапы разработки эвристического задания | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 |
выбор образовательного объекта | Сотовый телефон | Темы, разделы информатики | Проект «Времена года» |
определение вида деятельности | когнитивный | креативный | оргдеятельностный |
форма образовательного продукта | Классификация сотовых телефонов | Презентация программы | Учебный проект |
определение методов выполнения | Выявление особенностей сотовых телефонов. | Возможные темы для изучения школьной информатики | Распределение обязанностей в группе. |
создание структуры | Параметры телефонов и построение таблицы классов | Программа обучения и обоснование актуальности выбранных тем | Комбинированный документ, минимальное время выполнения проекта |
формулировка с учетом занимательности, увлекательности, зажигательности | Своя классификация, проект своего телефона | Собственная программа обучения по информатике | Главный в группе |
определение роли | Проектировщик мобильных телефонов | Министр образования | Руководитель проекта |
Согласно разработанной карте можно формулировать задания.
Задание 1. Телефон-мечта. Изучите несколько (5-7) телефонов разных типов своих друзей и родственников. Составьте свою таблицу классификации, включив в нее название телефона, параметры, возможности и другое. Предложите свой телефон-мечту для друзей. Нарисуйте и опишите его, выбирая нужные свойства из вашей таблицы классификации и придумывая свойства, которых нет.
Данное задание представляет собой мини-проект. Целью данной работы является изучение реального технического объекта. В качестве задачи предстоит составить классификационную таблицу. Результатом деятельности является создание своего продукта, представленного в виде рисунка и описания свойств. Выполнение всех этапов задания служит сигналом высокой сформированности когнитивной компетенции. Однако не все учащиеся в полном объеме смогут выполнить проект. Это говорит о среднем или низком уровне сформированности компетенции.
Анализируя задание по ключевым компетенциям, можно увидеть, что в первом задании доминирующей является учебно-познавательная компетенция (добывание знаний из окружающей действительности, самостоятельная познавательная деятельность, элементы логики → изучение технических устройств), хотя наряду с ней присутствует и информационная (анализ, преобразование информации → сравнение параметров и составлении таблицы классификации), ценностно-смысловая (уметь выбирать целевые и смысловые установки → разобраться с телефонами и выяснить все о них) и общекультурная (освоение картины мира → перспективы развития сотовой связи).
Задание 2. Идеальная программа обучения. Представьте, что вы министр образования. Составьте свой проект программы по информатике, включив в нее темы, необходимые и интересные с вашей точки зрения для вашего будущего. Поясните свой выбор. Результат представьте в виде презентации собственной программы.
При выполнении задания ученику необходимо иметь или получить представление об информационном обществе будущего. Познакомиться с созданием документов определенной структуры. Создать яркую презентацию своего решения проблемы.
Цель задания - составление собственной траектории обучения, направленной на будущее. Данная работа позволяет серьезно оценить свои пожелания, возможности и сопоставить с необходимостью определения дальнейшего жизненного пути.
Во втором задании доминирующей является ценностно-смысловая компетенция (индивидуальная образовательная траектория, выбор целевых и смысловых установок → самоопределение тем изучения информатики), хотя наряду с ней присутствует и информационная (владение информационными технологиями → создание компьютерной презентации), и общекультурная (способность ориентироваться в окружающем мире, освоение картины мира → анализ существующей программы по информатике, перспективы развития информационного общества).
Задание 3. Учебный проект. Вашей команде из 3 человек предстоит за короткий срок выполнить учебный проект «Времена года». Необходимо создать комбинированный документ, который состоит из текста, собственного рисунка, картинок из Интернета. Вы являетесь капитаном команды и отвечаете за весь проект в целом. В вашем распоряжении всего 2 компьютера. Составьте план действий команды, распределите обязанности в группе, объясните ваше решение.
Целью такого задания является выполнение работы качественно и в короткий срок. Для этого необходимы определенные организаторские способности, логическое мышление и прогнозирование результата.
Итог выполнения задания в данном случае, это анализ проблемы, логика действий, расчет оптимального времени выполнения, и как результат – план работы с обоснованием принятого решения.
В третьем задании доминирующей является коммуникативная компетенция (работа в группе, владение социальными ролями → руководитель учебного проекта), хотя наряду с ней присутствует и информационная (поиск, отбор, преобразование информации, владение информационными технологиями → создание комбинированного документа), ценностно-смысловая (принятие решений), и личностного самосовершенствования (развитие личных качеств, ответственность за команду → планирование проектной работы).
Информатика – предмет, обладающий мощной интегрирующей ролью. В своей практике я использую интеграцию как предметных областей (география, математика и другие), так и видов деятельности. Видимо поэтому многие задания включают в себя не одну компетенцию, а несколько ключевых компетенций.
Все три задания носят комбинированный характер компетенций, относятся к проектной деятельности, поэтому такую компетенцию можно назвать компетенцией проектной деятельности. Разрабатывая такие задания и включая их на разных этапах обучения в виде учебных проектов, можно диагностировать процент формирования компетенции проектной деятельности.
Компетенция проектной деятельности является интегрирующей и состоит из:
1) информационной (владение способами работы с информацией);
2) коммуникативной (умение работать в группе, представлять результат проекта);
3) ценно-смысловой (умение ставить цели, принимать решение);
4) социально-трудовой (осознание требований к проекту, анализ достоинств и недостатков своей работы);
5) общекультурной (владение элементами художественного оформления);
6) учебно-познавательной (умение планировать собственную деятельность, создание целостной картины мира);
7) личного самосовершенствования (развитие личностных качеств).
Создание эвристических заданий и применение учебных проектов на уроках информатики дает мне возможность не просто ставить оценку ученику за проделанную работу, но и оценить рост и формирование его личности на протяжении нескольких лет изучения предмета.
1Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: Издательство МГУ, 2003. – 162 с.