Урок окружающего мира «Разнообразие животных», 3 класс
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ» 3 класс
Образовательная цель урока:
расширить представления учащихся об удивительно богатом разнообразии животного мира; ознакомить с классификацией царства животных и их групповыми признаками.
Задачи урока:
выделение и сравнение признаков групп животных;
нахождение новой информации о животных в учебной литературе, в справочниках, словарях;
обучение рациональным приёмам поиска текстовой информации и её анализу.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся узнают, на какие ещё группы, кроме 6 известных ранее, делится царство животных; научатся выделять и сравнивать признаки этих групп;
будут учиться быстро находить новую информацию;
научатся выделять главное и второстепенное в текстовой информации;
увеличится скорость работы с информационно-познавательной литературой.
Учебные материалы (оборудование):
таблица «Какие бывают животные?»; картинки с изображением животных; книга «Зелёные страницы» (авт. А.А. Плешаков): справочник, атлас-определитель по природоведению и экологии «От земли до неба» (авт. А.А. Плешаков), «Толковый словарь русского языка» (С. И. Ожегов); тесты по предмету «Окружающий мир», 3 класс (Е.М. Тихомирова).
ХОД УРОКА
Работа на уроке ведётся в группах; 3 группы по 5 человек.
Актуализация знаний.
Учитель: вы, конечно, заметили, что с начала учебного года в «Рабочей тетради» по «Окружающему миру» стали чаще появляться домашние задания, которые отсылали вас к поиску дополнительных источников информации. Найдите такое задание в тетради на стр. 8, тема «Общество».
4. С помощью дополнительной литературы подготовь сообщение об одном из народов мира. Запиши план сообщения. Укажи источник информации.
В теме «Природа в опасности» на странице 11 — похожее задание.
3. Из дополнительной литературы, Интернета узнай, какие заповедники и национальные парки есть в нашей стране. Напиши 2-3 названия в каждом пункте.
Какое домашнее задание было у вас по теме «Вода» на странице 22?
С помощью опытов определи, растворяются ли в воде эти вещества: сахар, глина, пищевая сода, крахмал. В таблице отметь знаком «+» (растворяются) или знаком «-» ( не растворяются).
И к сегодняшнему уроку было тоже интересное домашнее задание на стр. 43.
С помощью дополнительной литературы подготовь сообщение об одном из видов животных (любой группы). Запиши название вида и группы.
Все подобные задания в «Рабочей тетради по окружающему миру» имеют особую пометку — «звёздочку», что значит, «трудное задание».
Как вы думаете, почему задания с дополнительными источниками информации считаются трудными? (Ответы учащихся)
Учитель: обобщая ваши ответы, обозначу следующие проблемы, трудности, в работе с различными информационными источниками.
На этапе принятия учебной задачи — это недостаточное умение младшего школьника осознать, сформулировать информационный запрос; неумение выбрать соответствующий запросу источник информации.
На этапе поиска информации — это часто неумение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдения, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приёмами деятельности.
На этапе обработки информации — недостаточно сформированное умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объём информации в соответствии с учебной задачей.
На этапе хранения информации — из-за незнания свойств своей памяти неосознанное и малоэффективное использование её особенностей при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.
Мотивация учебной деятельности
Все подобные задания на самом деле для многих ребят ещё вызывают определённые трудности. Но в нашем классе уже сформировалась большая группа учащихся, для которых работа с дополнительными источниками информации стала интересной, даже увлекательной; этим ребятам нравится сам процесс поиска новых знаний. Илья, Катя, Оля, Егор, Даниил с большой охотой и увлечением не раз делились с вами на уроках «Окружающего мира» полученными знаниями.
Вспомните, с каким интересом и желанием многие из вас участвовали в районной викторине «Знаешь ли ты свой край?». В поисках информации и оформлении ответов викторины вам охотно помогали ваши родители. Многие ответы вы нашли на карте Красноярского края, в дополнительной литературе, в справочниках, некоторые семьи использовали Интернет-поиск. «Свидетельству участника» были рады не только 8 учащихся нашего класса, но и их родители, классный руководитель. Мне очень хочется научить каждого из вас работать успешно и рационально, помочь полюбить нелёгкий учебный труд, привить вкус к поиску новой, полезной, интересной информации.
Вы должны понять, что любое действие с информационными объектами предполагает следующие этапы: найди информацию — пойми (осознай) — измени — сохрани.
На сегодняшнем уроке мы будем тренировать и совершенствовать ваши информационно-поисковые и аналитические умения. Работа будет проводиться в форме соревнования 3-х групп учащихся класса.
В конце урока вы должны будете ответить на вопросы:
Экономия сил и времени в учёбе — реально ли это?
Отчего зависит скорость информационного поиска?
ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА,
направленных на тренировку и совершенствование информационно-поисковых и аналитических умений ученика
Работа по теме урока
При встрече с новым понятием в учебной литературе или непонятным словом мы пытаемся самостоятельно объяснить его значение или ищем толкование слова в специальном словаре. Для быстрого поиска слова в «Толковом словаре» нужно очень хорошо знать алфавит. Сейчас мы на материале темы «Разнообразие животных» проверим ваши знания и умения.
УПРАЖНЕНИЯ НА СКОРОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА
Каждой группе выдаётся карточка, на которой записаны 15 названий животных. Задание 1— записать названия животных в алфавитном порядке:
ЦАПЛЯ, РАК, БЕЛКА, ПИЯВКА, НАЛИМ, МЕДВЕДЬ, ОСЬМИНОГ, СКОРПИОН, ЖАБА, ГАДЮКА, АНТИЛОПА, МАЛИНОВКА, БАБОЧКА, ЯГУАР, ЧЕРЕПАХА.
Группа, быстрее других выполнившая задание, читает алфавитный список. Ребята других групп внимательно слушают, исправляют ошибки.
Задание 2— определить группу, к которой относится каждое животное из списка. Проверить свои знания по таблице «Какие бывают животные?» и по учебнику стр. 90 — 92 «Разнообразие животных».
Ребята по очереди называют группы пяти животных в алфавитном порядке.
Задание 3 — дать самостоятельное толкование слова, обозначающего название животного, определить его группу. Проверить свои знания по «Толковому словарю» С.И. Ожегова. Задание тоже выполняется на скорость.
В карточках каждой группе своё слово:
1) ВЫХУХОЛЬ, 2) НЕЯСЫТЬ, 3) ХАМЕЛЕОН.
Задание 4 — запишите как можно больше названий животных на определённую букву: 1-я гр. — на букву «К», 2-я — на «Л», 3-я — на «Т».
(Например, на букву «К» ребята записали следующие названия животных: кабан, кабарга, карась, кедровка, кенгуру, кит, коза, комар, корова, коршун, косуля, кошка, краб, креветка, кречет, крокодил, кукушка, куница, курица).
Учитель: скорость информационного поиска во многом зависит от знания правил использования ориентировочного аппарата книги, к которому относятся иллюстрации, аннотации, оглавление и пр. Для выполнения следующего задания вы будете пользоваться справочником — атласом-определителем «От земли до неба» (автор А.А. Плешаков). Но как же быстро найти нужное в атласе-определителе, ведь в нём всего так много? В первую очередь надо решить, какой раздел книги требуется искать. Страницы разделов указаны во вступительной статье «Как их зовут?». Затем по оглавлению в начале нужного раздела отыщите то, что подходит для вашего случая (например, группу животного), и откройте соответствующую страницу. Если вы знаете название объекта, можно найти его в алфавитном указателе соответствующего раздела. Тогда вы легко отыщете рисунок и текст.
Задание 5 — найдите в атласе-определителе указанное животное, прочитайте соответствующий текст-описание, определите по тексту 1) группу животного; 2) среду его обитания; 3) группу питания; 4) нуждается ли в охране это животное.
В карточке названы животные, для 1-й группы — РУССКИЙ ОСЁТР, для 2-й — КАНЮК, для 3-й группы — ВЫДРА.
Например, поиск текста «Русский осётр» осуществлялся в таком порядке:
1) в конце статьи «Как их зовут?» указано — «Животные» с. 119; 2) в начале раздела в оглавлении — «Рыбы наших водоёмов» с. 160; далее на стр. 162 текст: «Русский осётр бывает длиной свыше 2 м. Обитает в Чёрном, Азовском, Каспийском морях. Икру откладывает в реках. Питается моллюсками, рыбой. Нуждается в охране».
РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель.
Назовите группы животных, о которых говорится в статье учебника?
О каких новых группах в царстве животных вы узнали на этом уроке? (черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные).
Назовите особенности этих групп животных.
Ваши товарищи, используя научно-познавательную литературу, подготовили краткие сообщения о выбранных ими представителях животного мира. Сейчас ребята по очереди представят свои мини-доклады. Прослушайте их очень внимательно. После выступления ребят каждая группа будет выполнять своё достаточно сложное задание.
VI. Задание 6 — Прослушав сообщение (например, Ильи Б. ), запишите вид животного, его группу. Коллективно обсудите и составьте план этого сообщения.
Хочу напомнить вам, ребята, что в плане должны отражаться главные мысли текста. Попробуйте осмыслить текст, найти в нём главные мысли, кратко сформулируйте их и запишите по порядку в план вашего сообщения.
(Что такое план ребята должны помнить из уроков литературы. «План в сжатой форме передаёт основное содержание произведения. План поможет тебе запомнить и пересказать содержание, не нарушая последовательности. План бывает кратким и развёрнутым». В учебнике «Родная речь» после рассказа А.И. Куприна «Слон» приведён алгоритм составления плана). Вот одно из сообщений, подготовленных учащимися 3 класса.
ЛАНГУСТ
Лангуст - это десятиногий длиннохвостый морской рак. Похож на омара, но отличается от него твёрдым панцирем, густо усеянным шипами, длинными усиками-антеннами и отсутствием клешней. Несмотря на значительные размеры, мощный панцирь и колючие выросты на голове и груди, лангусты практически беззащитны и вынуждены вести уединённый образ жизни, прячась среди скал, под камнями, среди кораллов и зарослей подводных растений. Обычно лангусты окрашены в яркие красновато-коричневые оттенки цветов. Это довольно крупные ракообразные — некоторые виды могут достигать 60 см в длину и массы около четырёх килограммов.
Лангусты встречаются в водах почти всех тёплых и умеренных морей Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Ведут донный образ жизни, на глубине не более 200 метров. Врагов у лангустов множество — вкусным мясом лангустов любят полакомиться все морские хищники, способные одолеть его. Как и большинство десятиногих, лангусты способны отбрасывать конечности, захваченные врагом, и отращивать их вновь. Лангусты — довольно скучные обитатели морских мелководий, угрюмые и необщительные существа.
Большинство лангустов остаются отшельниками всю жизнь, только в период размножения их личинки плавают в открытом море. За свою жизнь лангусты переживают 10 стадий развития. Самки мечут икру в специальную сумку, расположенную в области груди. Там икра остаётся несколько месяцев, пока из неё не вылупятся личинки. От рождения личинки лангустов, плоские и широкие, имеют отростки, служащие им для плавания в открытом море. Они смешиваются с планктоном и рассеиваются в морском пространстве. Потом, пройдя несколько стадий развития, опускаются на дно, где проводят оставшуюся жизнь. Растут лангусты очень долго. Половое созревание происходит в течение 5 лет. После завершения этого периода лангуст принимает окончательную форму и размеры.
Лангуст — промысловое животное; ловят его корзинами-ловушками и ставными сетями. Богатое фосфором мясо лангустов считается деликатесом.
Вот так ребята одной из групп выполнили 6-е задание.
Лангуст — ракообразное животное.
План сообщения
1. Что отличает лангуста от других ракообразных? Внешний вид лангуста.
2. Где обитают лангусты? Особенности их жизни.
3. Как растут отшельники? Период созревания лангустов.
Следующее задание по осмыслению текста — это дидактический синквейн.
Задание 7. Составьте синквейн о животном, краткое сообщение о котором вы только что прослушали. Можно использовать текст и ваш план.
Каждой группе выдаётся такая форма:
Составление синквейна.
Сущ. ___________________
Прил. ______________ Прил. ____________
Гл. ________________ Гл. ________________ Гл. _________________
Фраза I______________ ______________ _____________ _______________.
Сущ. (синоним 1) __________________
Инструкция ребятам знакома. Синквейн они составляли на уроках литературы.
1-я строчка: тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.
2-я строчка: 2 слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3-я строчка: описание характерных действий объекта тремя глаголами или деепричастиями.
4-я строчка: фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5-я строчка: синоним из одного слова к теме или резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Составление синквейна полезно для выработки у младших школьников способности к анализу. Умение учащихся составлять синквейн является показателем того, что учащийся знает материал темы; умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, предмета; умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
Вот пример синквейна, составленного ребятами по заданной теме.
Лангуст
Длиннохвостый, ракообразный
Прячется, растёт, не плавает
Совсем без клешней беззащитен рак.
Отшельник.
Следующее задание— из серии упражнений по обучению толкованию понятий. На уроках окружающего мира применяется классическая форма толкования понятий: термин = обобщённое (родовое понятие) + видовые отличия.
VIII. Задание 8 — составьте кроссворд «ЖИВОТНОЕ» из восьми названий различных представителей животного царства. (Впишите номера слов и обведите нужные клетки).
При кратком толковании слов, обозначающих животных, постарайтесь сначала назвать группу животного, а потом его отличительные особенности.
Каждой группе учащихся даётся такая таблица для составления кроссворда:
Ж |
||||||||
И |
||||||||
В |
||||||||
О |
||||||||
Т |
||||||||
Н |
||||||||
О |
||||||||
Е |
Вот пример кроссворда, составленного группой учащихся 3 класса.
Земноводное, родня лягушки. ЖАБА
Моллюск с восемью щупальцами. ОСЬМИНОГ
Пресмыкающееся. Большая ящерица. ВАРАН
Кровососущее летающее насекомое. КОМАР
Царь-рыба. ОСЁТР
Нелетающая чёрно-белая птица. ПИНГВИН
Крупный морской рак. ОМАР
Царь зверей. ЛЕВ
К учебно-методическому комплекту А. А. Плешакова «Окружающий мир» прилагаются тесты с выбором ответа по всем темам. Автор пособия «Тесты» Тихомирова Е.М. В каждом тематическом тесте 10 вопросов. Например, в тесте по теме «Разнообразие животных» предлагаются такие вопросы с выбором ответа: «К какой группе животных относятся морские ежи и морские звёзды?» (моллюски, ракообразные, иглокожие); «К какой группе животных относятся клещи и скорпионы?» (паукообразные, черви, насекомые) и т. д. Предлагаемые ответы обозначены геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, кругом. Нужно выбрать ответ и обозначить его соответствующей фигурой.
После выполнения теста ребята сверяют свои ответы с модульным ответом, предложенным учителем на доске и показывают свою оценку. С нормами оценивания они знакомятся заранее. Тесты позволяют быстро и эффективно проверить знания учащихся. Младшим школьникам нравится такой вид контроля знаний, он повышает интерес и мотивацию к изучению предмета. Результаты проверки обычно подтверждают достаточно высокий уровень усвоения учебного материала.
Рефлексия учебной деятельности
Учитель: вернёмся к целям нашего урока.
Что мы должны были узнать и чему научиться?
Справились ли мы с поставленными задачами?
Ответьте на вопросы для самопроверки (такой раздел есть в учебнике).
Как вы думаете, какие умения помогли ___ группе победить в нашем сегодняшнем соревновании?
Какие тренировочные упражнения по поиску, пониманию и преобразованию новой информации были наиболее интересны и полезны?
Способствовало ли это занятие формированию умения быстро, рационально находить нужную информацию для решения учебных и самостоятельных познавательных задач?
Оцените нашу общую работу.
Каждой группе выдаётся оценочный лист-таблица: ребятам предлагается заполнить 3 графы этой таблицы.
Для рефлексии использовано упражнение «Плюс-минус-интересно», которое можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Это упражнение позволяет взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Проанализировав оценочные листы учащихся, могу сказать, что занятие получилось интересным, познавательным и полезным для всех ребят. Третьеклассникам понравились тренировочные упражнения по быстрому поиску информации в словарях и справочниках, самостоятельному толкованию понятий, пониманию и преобразованию текстовой информации. Отрадно, что третья часть учащихся изъявила желание самостоятельно найти дополнительную информацию по теме, представить её одноклассникам.
Общий уровень сформированности операционных компонентов (информационный поиск, предметно-аналитическая деятельность, перекодировка информации и её хранение) информационной культуры учащихся 3 класса близок к базовому.
Можно провести в конце урока и рефлексию работы в группе. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
обмен информацией
взаимодействие
взаимопонимание
были равномерно задействованы все уровни
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
недостаток информации
недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
трудности в общении
Какой стиль общения преобладал в работе?
ориентированный на человека
ориентированный на выполнение задания
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
в группе сохранилось единство и партнерские отношения
единство группы в ходе работы было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
лидер, выдвинувшийся в ходе работы
нежелание наладить контакт большинства участников группы
непонимание задачи, поставленной для совместной работы
сама задача оказалась неинтересной, трудной
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т. д.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.