12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Тимошенко Маргарита Владимировна47
Учитель высшей категории ,звание "Старший учитель,стаж работы 30лет. Работаю учителем начальной школы.
Украина, ДНР, город Донецк, г.Донецк

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы на уроках русского языка через использование интерактивных технологий

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями в образовании. В компьютерный век учащиеся мало стали общаться друг с другом, плохо развита устная речь, ответы дают односложные. Мы все чаще сталкиваемся с проблемой развития коммуникативных способностей учащихся.

В связи с современными реалиями все больше внимания уделяется инновациям в образовательном процессе. Сегодня уже невозможно обучать традиционно, в центре учебно-воспитательного процесса должен быть ученик, ведущими являются такие формы и методы обучения, которые делают акцент на интересы ученика, его запросы и ценности как субъекта учебного процесса. Учитель должен не только дать ученикам определенный объем знаний, но и воспитать человека творчески мыслящего, умеющего принимать решение, иметь свою позицию, брать на себя ответственность, адаптироваться к условиям мобильности, быстрой смены социальных ролей.

Учитывая эти задачи, я выбрала для себя работу над реализацией проблемы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через использование интерактивных технологий». В своей работе применяю интерактивные методы и приемы обучения, которые формируют коммуникативные универсальные учебные действия. Интерактивная деятельность на уроках предполагает диалоговое общение, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, анализировать, принимать решения, участвовать в общении. Причем, происходит это в доброжелательной атмосфере, что позволяет получать новые знания, развивать коммуникативные способности.

Интерактивные технологии обучения, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия

Одной из ключевых компетенций является коммуникативная компетенция, которая включает овладение языками и способами взаимодействия с людьми, навыками работы в группе, умение общаться устно, письменно, формирование собственной точки зрения, адекватное отношение к критике, развитие культуры речи, умение адаптироваться в языковой среде.

Я считаю, что начальная школа - это важный этап в процессе формирования коммуникативных УУД. За четыре года ученику не только надо освоить программный материал учебных дисциплин, но и научиться учиться. Происходит обновление в содержании и структуре образования. От признания знаний, умений и навыков произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

В начальной школе, изучая учебные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной и творческой деятельности, овладеть информационными и коммуникативными умениями, быть готовым к продолжению образования в дальнейшем. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников – одна из важнейших проблем современного обучения в начальной школе.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование на уроке сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов в поиске и сборе информации;

- определение проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

В своей работе стараюсь опираться на принципы коммуникативной направленности обучения (обучение общению с помощью общения).

Принципы коммуникативной направленности обучения:

речевая направленность (обучение через общение);

функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);

ситуативность (ролевая организация учебного процесса);

новизна речевых ситуаций ;

принцип: от простого к сложному;

личностная ориентация общения;

У младших школьников преобладают следующие коммуникативные умения:

- риторические умения;

- умение вести диалог;

- умение слышать и слушать и вести спор;

- умение вставать на точку зрения другого;

- умение работать сообща для достижения общей цели.

Коммуникативные УУД формируются, когда ученик учится отвечать на вопросы; задавать вопросы; вести диалог; пересказывать сюжет; слушать.

В своей работе для успешного формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий использую интерактивные технологии обучения, которые предусматривают организацию учебного процесса, благодаря которому невозможно неучастие в процессе познания, происходит взаимодействие «учитель-ученик», «ученик-учитель», «ученик-ученик». Такой подход предполагает введение учащегося в речевую ситуацию. Большое внимание уделяю на уроках работе в малых группах и парах. Кооперативное обучение учит учащихся общаться, использовать навыки активного слушания, выражать собственные мысли, убеждать, понимать других, способствует достижению учащимися высоких результатов усвоения знаний и формированию коммуникативных универсальных учебных действий. На уроках использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые, в паре.

Упражнения и задания, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий.


На уроках русского языка обучающимся предлагаю следующие задания, которые формируют коммуникативные УУД:

-совместное составление диалога, что позволяет формирование культуры речи;

-составить задание партнёру;

- работа в группе по составлению кроссворда;

-диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

-обсуждение поставленной проблемы «Обсудите с соседом по парте, как будете писать слова с пропущенными буквами »;

-взаимоопрос (проверка домашнего задания);

-взаимообмен заданиями (Объясни соседу по парте, как надо выполнить)

-взаимопроверка. Внимательно сравни два текста. Какой из них труднее записать правильно? Выбери один текст и запиши. А твой сосед запишет второй текст. Потом поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

При работе в парах и группе использую следующие задания:

1.Оперативно написать небольшой мини- сочинение на изучаемую тему (4 класс). В этом случае обучающиеся совместно составляют план работы, распределяют, кто какую часть будет писать, чтобы быстро выполнить задание.

2. Задание «Исключи лишнее»

3. «Исправь ошибку». Обсуждение. Взаимопроверка (1 – 4 класс).

4. Составление текстов разных типов. Задайте вопросы по тексту друг другу (2 – 4 класс). Оцените ответы товарищей.

5. Работа по учебнику с картинками. Распределение их по группам (на уроках русского языка с 1 по 4 класс).

6. Упражнение «Шифровальщик» Расшифровать по коду название … (1 – 4 класс).

7. Выразительное чтение текстов на уроках русского языка.

Обсуждение прочитанного (2 – 4 класс).

8. Словарный диктант. Взаимопроверка тетрадей. Сверяют ответы с образцом. Ставят отметку товарищу по парте (2 – 4 класс).

9. Составление сенкана …

10.Спросите своего товарища о…

11.Подготовьте монолог…

12.Перескажите текст от лица…

13. Упражнение «Верно-неверно»

14. «Дерево решений». Запишите на листочках конкретные ожидаемые результаты от урока.

15. Составление «паутинки» к различные словам.

Предлагаю фрагмент урока-игры, на котором использую групповую форму работы.

Тема: Урок-игра « Путешествие на остров Наречие»

Цель: обобщить знания о наречии, о правописании их; о синтаксической роли наречия в предложении; развивать устную и письменную речь; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать культуру взаимоотношений, чувство дружбы и взаимопомощи.

Фрагмент урока

-Сегодня, ребята, мы побываем в стране Морфология и посетим остров Наречие.

I. Представление команд и девизов. Выбор капитанов.

«Зоркий глаз» 1 команда

Девиз: Чтобы в цель попасть не раз,

Зоркий требуется глаз.

«Искра» 2 команда

Девиз: Гореть самим, зажечь других.

Быть впереди и точка.

Слово учителя о проведении игры.

II. Проведение игры между двумя командами.

Задание №1(прочитайте стихотворения, выпишите наречия и поставьте вопросы к ним)

«Весёлые стихи»

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни взглянешь,

Все кругом светло.

И. Суриков

Друзья

Если плачет кто-то рядом, И спросите: «Почему?»

Если слёзы льются градом, Это дети, сделать надо-

Подойдите вы к нему Плохо плакать одному.

Д.Родович

Задание №2

Напиши предложения, заменяя рисунки названиями изображенных на них предметов и вставляя вместо точек, подходящие по смыслу наречия.

1. Черепаха передвигается (как?) … .

2. Кенгуру прыгает (как?)… .

3. Машина едет (как?) … .

4. Дерево тянется (куда?) … .

5. Петух поёт (как?) … .

6. Парашют опускается (куда?)….

Задание №3 Подобрать к наречиям антонимы.

густо-

слева-

вперед-

сегодня-

прямо-

поздно-

ярко-

Задание №4

Вставь в пословицы пропущенные наречия.

-Кто …. говорит, тот…. делает.

- Говорит …., делает…. .

- …..едешь,……. будешь.

- …..думай, а ….. делай.

- ……говори, да ….. делай.

Задание №5

« Четвертое – лишнее»

В каждой строке найди лишнее слово. Выбор обоснуйте.

Решать - быстро, правильно, рационально, прочно.

Строить - добротно, быстро, верно, качественно.

Играть - дружно, навсегда, легко, весело.

Работать - быстро, издалека, много, плохо.

Писать - аккуратно, чисто, громко, разборчиво.

Задание №6

«Грустно - весело»

Одна команда подбирает глаголы к наречию «грустно»,

2 команда-к наречию «весело».

Задание №7

«Добавьте наречие»

На доске в столбик записаны глаголы. К каждому глаголу добавьте наречие.

Пиши, учи, работай, бегай, веди, стой, прыгай, слушай, играй, решай, чини, говори, зови, ешь.

Задание №8

«Народные приметы»

Прочитай народные приметы и назови наречия.

Хлопотно летом, зато сытно зимой.

Если звёзды сильно мерцают - к ненастью.

Кольцо вокруг Луны - к ветрам.

Весной сверху печёт, а снизу мочит.

Лето бежит вприпрыжку, а зима бредет, понурив голову.

Если скоро тает и вода бежит дружно - к дождливому лету.

Выводы:

Рекомендации учителям:

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподнести материал в доступной, образной форме, способствует лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативные способности. Таким образом, коммуникативные УУД формируются во всех видах речевой деятельности: аудирование,говорение ,чтение, письмо.

Преимущества использования интерактивных технологий:

в работе задействованы все учащиеся класса;

учащиеся учатся работать в группе (команде);

формируется доброжелательное отношение к оппоненту;

каждый ребенок может высказать своё мнение;

за короткое время происходит освоение нового материала;

формируются навыки толерантного общения;

создается на уроке «ситуация успеха».


Список использованных источников и литературы:

Никишина И.В. Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.

 http://infourok.ru/osobennosti-formirovaniya-kommunikativ...-shkole-1338010.html?

http://docplayer.ru/198713849-Formirovanie-kommunikativny...urnogo-chteniya.html?




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.