Применение технологий «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы на уроках русского языка с использованием интерактивных технологий»

2
0
Материал опубликован 17 January 2021 в группе

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы на уроках русского языка через использование интерактивных технологий

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями в образовании. В компьютерный век учащиеся мало стали общаться друг с другом, плохо развита устная речь, ответы дают односложные. Мы все чаще сталкиваемся с проблемой развития коммуникативных способностей учащихся.

В связи с современными реалиями все больше внимания уделяется инновациям в образовательном процессе. Сегодня уже невозможно обучать традиционно, в центре учебно-воспитательного процесса должен быть ученик, ведущими являются такие формы и методы обучения, которые делают акцент на интересы ученика, его запросы и ценности как субъекта учебного процесса. Учитель должен не только дать ученикам определенный объем знаний, но и воспитать человека творчески мыслящего, умеющего принимать решение, иметь свою позицию, брать на себя ответственность, адаптироваться к условиям мобильности, быстрой смены социальных ролей.

Учитывая эти задачи, я выбрала для себя работу над реализацией проблемы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через использование интерактивных технологий». В своей работе применяю интерактивные методы и приемы обучения, которые формируют коммуникативные универсальные учебные действия. Интерактивная деятельность на уроках предполагает диалоговое общение, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, анализировать, принимать решения, участвовать в общении. Причем, происходит это в доброжелательной атмосфере, что позволяет получать новые знания, развивать коммуникативные способности.

Интерактивные технологии обучения, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия

Одной из ключевых компетенций является коммуникативная компетенция, которая включает овладение языками и способами взаимодействия с людьми, навыками работы в группе, умение общаться устно, письменно, формирование собственной точки зрения, адекватное отношение к критике, развитие культуры речи, умение адаптироваться в языковой среде.

Я считаю, что начальная школа - это важный этап в процессе формирования коммуникативных УУД. За четыре года ученику не только надо освоить программный материал учебных дисциплин, но и научиться учиться. Происходит обновление в содержании и структуре образования. От признания знаний, умений и навыков произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

В начальной школе, изучая учебные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной и творческой деятельности, овладеть информационными и коммуникативными умениями, быть готовым к продолжению образования в дальнейшем. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников – одна из важнейших проблем современного обучения в начальной школе.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование на уроке сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов в поиске и сборе информации;

- определение проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

В своей работе стараюсь опираться на принципы коммуникативной направленности обучения (обучение общению с помощью общения).

Принципы коммуникативной направленности обучения:

речевая направленность (обучение через общение);

функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);

ситуативность (ролевая организация учебного процесса);

новизна речевых ситуаций ;

принцип: от простого к сложному;

личностная ориентация общения;

У младших школьников преобладают следующие коммуникативные умения:

- риторические умения;

- умение вести диалог;

- умение слышать и слушать и вести спор;

- умение вставать на точку зрения другого;

- умение работать сообща для достижения общей цели.

Коммуникативные УУД формируются, когда ученик учится отвечать на вопросы; задавать вопросы; вести диалог; пересказывать сюжет; слушать.

В своей работе для успешного формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий использую интерактивные технологии обучения, которые предусматривают организацию учебного процесса, благодаря которому невозможно неучастие в процессе познания, происходит взаимодействие «учитель-ученик», «ученик-учитель», «ученик-ученик». Такой подход предполагает введение учащегося в речевую ситуацию. Большое внимание уделяю на уроках работе в малых группах и парах. Кооперативное обучение учит учащихся общаться, использовать навыки активного слушания, выражать собственные мысли, убеждать, понимать других, способствует достижению учащимися высоких результатов усвоения знаний и формированию коммуникативных универсальных учебных действий. На уроках использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые, в паре.

Упражнения и задания, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

 

На уроках русского языка обучающимся предлагаю следующие задания, которые формируют коммуникативные УУД:

-совместное составление диалога, что позволяет формирование культуры речи;

-составить задание партнёру;

- работа в группе по составлению кроссворда;

-диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

-обсуждение поставленной проблемы «Обсудите с соседом по парте, как будете писать слова с пропущенными буквами »;

-взаимоопрос (проверка домашнего задания);

-взаимообмен заданиями (Объясни соседу по парте, как надо выполнить)

-взаимопроверка. Внимательно сравни два текста. Какой из них труднее записать правильно? Выбери один текст и запиши. А твой сосед запишет второй текст. Потом поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

При работе в парах и группе использую следующие задания:

1.Оперативно написать небольшой мини- сочинение на изучаемую тему (4 класс). В этом случае обучающиеся совместно составляют план работы, распределяют, кто какую часть будет писать, чтобы быстро выполнить задание.

2. Задание «Исключи лишнее»

3. «Исправь ошибку». Обсуждение. Взаимопроверка (1 – 4 класс).

4. Составление текстов разных типов. Задайте вопросы по тексту друг другу (2 – 4 класс). Оцените ответы товарищей.

5. Работа по учебнику с картинками. Распределение их по группам (на уроках русского языка с 1 по 4 класс).

6. Упражнение «Шифровальщик» Расшифровать по коду название … (1 – 4 класс).

7. Выразительное чтение текстов на уроках русского языка.

Обсуждение прочитанного (2 – 4 класс).

8. Словарный диктант. Взаимопроверка тетрадей. Сверяют ответы с образцом. Ставят отметку товарищу по парте (2 – 4 класс).

9. Составление сенкана …

10.Спросите своего товарища о…

11.Подготовьте монолог…

12.Перескажите текст от лица…

13. Упражнение «Верно-неверно»

14. «Дерево решений». Запишите на листочках конкретные ожидаемые результаты от урока.

15. Составление «паутинки» к различные словам.

Предлагаю фрагмент урока-игры, на котором использую групповую форму работы.

Тема: Урок-игра « Путешествие на остров Наречие»

Цель: обобщить знания о наречии, о правописании их; о синтаксической роли наречия в предложении; развивать устную и письменную речь; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать культуру взаимоотношений, чувство дружбы и взаимопомощи.

Фрагмент урока

-Сегодня, ребята, мы побываем в стране Морфология и посетим остров Наречие.

I. Представление команд и девизов. Выбор капитанов.

«Зоркий глаз» 1 команда

Девиз: Чтобы в цель попасть не раз,

Зоркий требуется глаз.

«Искра» 2 команда

Девиз: Гореть самим, зажечь других.

Быть впереди и точка.

Слово учителя о проведении игры.

II. Проведение игры между двумя командами.

Задание №1(прочитайте стихотворения, выпишите наречия и поставьте вопросы к ним)

«Весёлые стихи»

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни взглянешь,

Все кругом светло.

И. Суриков

Друзья

Если плачет кто-то рядом, И спросите: «Почему?»

Если слёзы льются градом, Это дети, сделать надо-

Подойдите вы к нему Плохо плакать одному.

Д.Родович

Задание №2

Напиши предложения, заменяя рисунки названиями изображенных на них предметов и вставляя вместо точек, подходящие по смыслу наречия.

1. Черепаха передвигается (как?) … .

2. Кенгуру прыгает (как?)… .

3. Машина едет (как?) … .

4. Дерево тянется (куда?) … .

5. Петух поёт (как?) … .

6. Парашют опускается (куда?)….

Задание №3 Подобрать к наречиям антонимы.

густо-

слева-

вперед-

сегодня-

прямо-

поздно-

ярко-

Задание №4

Вставь в пословицы пропущенные наречия.

-Кто …. говорит, тот…. делает.

- Говорит …., делает…. .

- …..едешь,……. будешь.

- …..думай, а ….. делай.

- ……говори, да ….. делай.

Задание №5

« Четвертое – лишнее»

В каждой строке найди лишнее слово. Выбор обоснуйте.

Решать - быстро, правильно, рационально, прочно.

Строить - добротно, быстро, верно, качественно.

Играть - дружно, навсегда, легко, весело.

Работать - быстро, издалека, много, плохо.

Писать - аккуратно, чисто, громко, разборчиво.

Задание №6

«Грустно - весело»

Одна команда подбирает глаголы к наречию «грустно»,

2 команда-к наречию «весело».

Задание №7

«Добавьте наречие»

На доске в столбик записаны глаголы. К каждому глаголу добавьте наречие.

Пиши, учи, работай, бегай, веди, стой, прыгай, слушай, играй, решай, чини, говори, зови, ешь.

Задание №8

«Народные приметы»

Прочитай народные приметы и назови наречия.

Хлопотно летом, зато сытно зимой.

Если звёзды сильно мерцают - к ненастью.

Кольцо вокруг Луны - к ветрам.

Весной сверху печёт, а снизу мочит.

Лето бежит вприпрыжку, а зима бредет, понурив голову.

Если скоро тает и вода бежит дружно - к дождливому лету.

Выводы:

Рекомендации учителям:

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподнести материал в доступной, образной форме, способствует лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативные способности. Таким образом, коммуникативные УУД формируются во всех видах речевой деятельности: аудирование,говорение ,чтение, письмо.

Преимущества использования интерактивных технологий:

в работе задействованы все учащиеся класса;

учащиеся учатся работать в группе (команде);

формируется доброжелательное отношение к оппоненту;

каждый ребенок может высказать своё мнение;

за короткое время происходит освоение нового материала;

формируются навыки толерантного общения;

создается на уроке «ситуация успеха».

 

Список использованных источников и литературы:

Никишина И.В. Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.

 http://infourok.ru/osobennosti-formirovaniya-kommunikativ...-shkole-1338010.html?

http://docplayer.ru/198713849-Formirovanie-kommunikativny...urnogo-chteniya.html?

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации