Применение технологий «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы на уроках русского языка с использованием интерактивных технологий»
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы на уроках русского языка через использование интерактивных технологий
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями в образовании. В компьютерный век учащиеся мало стали общаться друг с другом, плохо развита устная речь, ответы дают односложные. Мы все чаще сталкиваемся с проблемой развития коммуникативных способностей учащихся.
В связи с современными реалиями все больше внимания уделяется инновациям в образовательном процессе. Сегодня уже невозможно обучать традиционно, в центре учебно-воспитательного процесса должен быть ученик, ведущими являются такие формы и методы обучения, которые делают акцент на интересы ученика, его запросы и ценности как субъекта учебного процесса. Учитель должен не только дать ученикам определенный объем знаний, но и воспитать человека творчески мыслящего, умеющего принимать решение, иметь свою позицию, брать на себя ответственность, адаптироваться к условиям мобильности, быстрой смены социальных ролей.
Учитывая эти задачи, я выбрала для себя работу над реализацией проблемы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через использование интерактивных технологий». В своей работе применяю интерактивные методы и приемы обучения, которые формируют коммуникативные универсальные учебные действия. Интерактивная деятельность на уроках предполагает диалоговое общение, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, анализировать, принимать решения, участвовать в общении. Причем, происходит это в доброжелательной атмосфере, что позволяет получать новые знания, развивать коммуникативные способности.
Интерактивные технологии обучения, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия
Одной из ключевых компетенций является коммуникативная компетенция, которая включает овладение языками и способами взаимодействия с людьми, навыками работы в группе, умение общаться устно, письменно, формирование собственной точки зрения, адекватное отношение к критике, развитие культуры речи, умение адаптироваться в языковой среде.
Я считаю, что начальная школа - это важный этап в процессе формирования коммуникативных УУД. За четыре года ученику не только надо освоить программный материал учебных дисциплин, но и научиться учиться. Происходит обновление в содержании и структуре образования. От признания знаний, умений и навыков произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
В начальной школе, изучая учебные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной и творческой деятельности, овладеть информационными и коммуникативными умениями, быть готовым к продолжению образования в дальнейшем. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников – одна из важнейших проблем современного обучения в начальной школе.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование на уроке сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов в поиске и сборе информации;
- определение проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
В своей работе стараюсь опираться на принципы коммуникативной направленности обучения (обучение общению с помощью общения).
Принципы коммуникативной направленности обучения:
• речевая направленность (обучение через общение);
• функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
• ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
• новизна речевых ситуаций ;
• принцип: от простого к сложному;
• личностная ориентация общения;
У младших школьников преобладают следующие коммуникативные умения:
- риторические умения;
- умение вести диалог;
- умение слышать и слушать и вести спор;
- умение вставать на точку зрения другого;
- умение работать сообща для достижения общей цели.
Коммуникативные УУД формируются, когда ученик учится отвечать на вопросы; задавать вопросы; вести диалог; пересказывать сюжет; слушать.
В своей работе для успешного формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий использую интерактивные технологии обучения, которые предусматривают организацию учебного процесса, благодаря которому невозможно неучастие в процессе познания, происходит взаимодействие «учитель-ученик», «ученик-учитель», «ученик-ученик». Такой подход предполагает введение учащегося в речевую ситуацию. Большое внимание уделяю на уроках работе в малых группах и парах. Кооперативное обучение учит учащихся общаться, использовать навыки активного слушания, выражать собственные мысли, убеждать, понимать других, способствует достижению учащимися высоких результатов усвоения знаний и формированию коммуникативных универсальных учебных действий. На уроках использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые, в паре.
Упражнения и задания, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
На уроках русского языка обучающимся предлагаю следующие задания, которые формируют коммуникативные УУД:
-совместное составление диалога, что позволяет формирование культуры речи;
-составить задание партнёру;
- работа в группе по составлению кроссворда;
-диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
-обсуждение поставленной проблемы «Обсудите с соседом по парте, как будете писать слова с пропущенными буквами »;
-взаимоопрос (проверка домашнего задания);
-взаимообмен заданиями (Объясни соседу по парте, как надо выполнить)
-взаимопроверка. Внимательно сравни два текста. Какой из них труднее записать правильно? Выбери один текст и запиши. А твой сосед запишет второй текст. Потом поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.
При работе в парах и группе использую следующие задания:
1.Оперативно написать небольшой мини- сочинение на изучаемую тему (4 класс). В этом случае обучающиеся совместно составляют план работы, распределяют, кто какую часть будет писать, чтобы быстро выполнить задание.
2. Задание «Исключи лишнее»
3. «Исправь ошибку». Обсуждение. Взаимопроверка (1 – 4 класс).
4. Составление текстов разных типов. Задайте вопросы по тексту друг другу (2 – 4 класс). Оцените ответы товарищей.
5. Работа по учебнику с картинками. Распределение их по группам (на уроках русского языка с 1 по 4 класс).
6. Упражнение «Шифровальщик» Расшифровать по коду название … (1 – 4 класс).
7. Выразительное чтение текстов на уроках русского языка.
Обсуждение прочитанного (2 – 4 класс).
8. Словарный диктант. Взаимопроверка тетрадей. Сверяют ответы с образцом. Ставят отметку товарищу по парте (2 – 4 класс).
9. Составление сенкана …
10.Спросите своего товарища о…
11.Подготовьте монолог…
12.Перескажите текст от лица…
13. Упражнение «Верно-неверно»
14. «Дерево решений». Запишите на листочках конкретные ожидаемые результаты от урока.
15. Составление «паутинки» к различные словам.
Предлагаю фрагмент урока-игры, на котором использую групповую форму работы.
Тема: Урок-игра « Путешествие на остров Наречие»
Цель: обобщить знания о наречии, о правописании их; о синтаксической роли наречия в предложении; развивать устную и письменную речь; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать культуру взаимоотношений, чувство дружбы и взаимопомощи.
Фрагмент урока
-Сегодня, ребята, мы побываем в стране Морфология и посетим остров Наречие.
I. Представление команд и девизов. Выбор капитанов.
«Зоркий глаз» 1 команда
Девиз: Чтобы в цель попасть не раз,
Зоркий требуется глаз.
«Искра» 2 команда
Девиз: Гореть самим, зажечь других.
Быть впереди и точка.
Слово учителя о проведении игры.
II. Проведение игры между двумя командами.
Задание №1(прочитайте стихотворения, выпишите наречия и поставьте вопросы к ним)
«Весёлые стихи»
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь,
Все кругом светло.
И. Суриков
Друзья
Если плачет кто-то рядом, И спросите: «Почему?»
Если слёзы льются градом, Это дети, сделать надо-
Подойдите вы к нему Плохо плакать одному.
Д.Родович
Задание №2
Напиши предложения, заменяя рисунки названиями изображенных на них предметов и вставляя вместо точек, подходящие по смыслу наречия.
1. Черепаха передвигается (как?) … .
2. Кенгуру прыгает (как?)… .
3. Машина едет (как?) … .
4. Дерево тянется (куда?) … .
5. Петух поёт (как?) … .
6. Парашют опускается (куда?)….
Задание №3 Подобрать к наречиям антонимы.
густо-
слева-
вперед-
сегодня-
прямо-
поздно-
ярко-
Задание №4
Вставь в пословицы пропущенные наречия.
-Кто …. говорит, тот…. делает.
- Говорит …., делает…. .
- …..едешь,……. будешь.
- …..думай, а ….. делай.
- ……говори, да ….. делай.
Задание №5
« Четвертое – лишнее»
В каждой строке найди лишнее слово. Выбор обоснуйте.
Решать - быстро, правильно, рационально, прочно.
Строить - добротно, быстро, верно, качественно.
Играть - дружно, навсегда, легко, весело.
Работать - быстро, издалека, много, плохо.
Писать - аккуратно, чисто, громко, разборчиво.
Задание №6
«Грустно - весело»
Одна команда подбирает глаголы к наречию «грустно»,
2 команда-к наречию «весело».
Задание №7
«Добавьте наречие»
На доске в столбик записаны глаголы. К каждому глаголу добавьте наречие.
Пиши, учи, работай, бегай, веди, стой, прыгай, слушай, играй, решай, чини, говори, зови, ешь.
Задание №8
«Народные приметы»
Прочитай народные приметы и назови наречия.
Хлопотно летом, зато сытно зимой.
Если звёзды сильно мерцают - к ненастью.
Кольцо вокруг Луны - к ветрам.
Весной сверху печёт, а снизу мочит.
Лето бежит вприпрыжку, а зима бредет, понурив голову.
Если скоро тает и вода бежит дружно - к дождливому лету.
Выводы:
Рекомендации учителям:
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподнести материал в доступной, образной форме, способствует лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативные способности. Таким образом, коммуникативные УУД формируются во всех видах речевой деятельности: аудирование,говорение ,чтение, письмо.
Преимущества использования интерактивных технологий:
в работе задействованы все учащиеся класса;
учащиеся учатся работать в группе (команде);
формируется доброжелательное отношение к оппоненту;
каждый ребенок может высказать своё мнение;
за короткое время происходит освоение нового материала;
формируются навыки толерантного общения;
создается на уроке «ситуация успеха».
Список использованных источников и литературы:
Никишина И.В. Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.
http://infourok.ru/osobennosti-formirovaniya-kommunikativ...-shkole-1338010.html?
http://docplayer.ru/198713849-Formirovanie-kommunikativny...urnogo-chteniya.html?