12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фурлова Ольга Ивановна3196
учитель истории и обществознания, методист
Россия, Липецкая обл., Липецк
Материал размещён в группе «ФГОС ООО История Обществознание»
6

Формирование универсальных учебных действий на уроках обществознания (из опыта работы в 6 классе по программе «Школа 2100»)



Фурлова О.И., учитель истории

МАОУ СОШ № 20 г.Липецка

Формирование универсальных учебных действий на уроках обществознания (из опыта работы в 6 классе по программе «Школа 2100»)

Обществознание является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобальном мире.

Однако спорность и противоречивость анализа общественного развития, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание обществознания в школе. К тому же анализ результатов современного школьного обществоведческого образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладение обществоведческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора определений (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки общественных событий. Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить обществоведческие знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях (5, с.16).

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций (или универсальных учебных действий) в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной,  информационной сферах.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (1, с.9)

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия (как обобщенные) открывают возможность для широкой ориентации учащихся — и в различных предметных областях, и в строении самой учебной деятельности, включая осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Основа метапредметных результатов заложена в системе универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях(3, с.135-136).

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к осознанному выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий(3, с.136).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми(3, с.136-139).

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные и логические действия, действия по постановке и решению проблем: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера(3, с.136-139).

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД на уроках обществознания особое место занимают практико - ориентированные , которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Это, прежде всего, технология проблемного диалога. Использование этой технологии приводит к полному изменению структуры урока. Учитель вместо объявления темы начинает урок с создания проблемной ситуации – предъявляя, например, ученикам два противоречивых мнения, факта.

Урок можно начинать с чтения источников, которые есть в учебниках (или давать их на экране проектора), в ответах на вопросы будут выявляться противоречащие друг другу факты, мнения, положения, которые позволяют создать проблемную ситуацию и сформулировать учебную проблему темы в виде вопроса. В результате все последующие действия по разбору нового материала будут мотивированы для учеников необходимостью снять противоречие – решить проблему.

Например, проблема урока «Взгляд человека на мир» в 6 классе ( учебник Д.Д. Данилова, программа «Школа 2100») - «Какое мировоззрение является сильнейшим?» (2, с.64-69).

Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

Учитель актуализирует знания: «Каким было мировоззрение различных древних цивилизаций, мы с вами узнали. А теперь давайте прочитаем, что по этому поводу думают наши друзья из учебника. О чём спорили ребята?»

С помощью учителя формулируются названия мировоззрений. На доске записываются виды мировоззрений:

– религиозное;

– философское;

– житейское.

Учитель задает вопрос: «Какое наблюдается противоречие? Какой вопрос может возникнуть, если исходить из этого противоречия?». Поиск решения проблемы происходит следующим образом: каждый из ребят по- своему определял сильнейшее мировоззрение. Выслушиваются все варианты, выбирается один, который затем учащиеся сравнивают свои версии с формулировкой авторов учебника

Учащиеся самостоятельно формулируют проблему: «Какое мировоззрение является сильнейшим?».

Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний, планирование собственной деятельности

В проблемно-диалогической технологии повторение изученного материала происходит на этапе актуализации знаний. После формулирования учебной проблемы ученики вспоминают, какие имеющиеся у них знания пригодятся для её решения, и обращаются к изученному материалу.

Этот этап актуализации обеспечен в учебнике вопросами перед параграфом. Вопросы актуализации предлагают ученикам вспомнить основные понятия и факты, с которыми они познакомились на предыдущих уроках и которые необходимы для понимания новой темы. Причём вопросы о ключевых понятиях и фактах повторяются многократно в течение всего учебного года. Таким образом постепенно осуществляется их освоение и запоминание

Учитель дает задание: определить, как решать проблему урока? Для этого надо выяснить, какие бывают мировоззрения, и сравнить их: «Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?». Учащиеся предлагают свои гипотезы (с одобрением принимается любая – даже абсурдная):

1. Жизненный опыт или вера в Бога?

2. Наука и миф.

3. Любители мудрости.

Так формулируется план изучения нового материала:

1. Виды мировоззрений.

2. Сравнение мировоззрений.

Какие же умения формируются при использовании такой технологии проблемного диалога? Выдвижение гипотез. Умение группировать информацию. Составление плана действий.

Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода

На этапе поиска решения проблемы ученики самостоятельно открывают новое знание – закономерность, понятие, свои оценки событий и т.п. в зависимости от постановки проблемы. Для обеспечения этого этапа к каждому фрагменту текста или иллюстрации ставятся продуктивные вопросы и задания ( обычно они идут после параграфа). Решая эти задачи, ученики пошагово приближаются к снятию учебной проблемы урока.

Я обычно использую либо побуждающий диалог, задавая вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (что развивает творческие способности детей), либо подводящий диалог, состоящий из цепочки вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе.

Например: «Сегодня мы будем учиться новому учебному умению –сравнивать. Прочитайте материал в рабочей тетради на с. 35. Что такое сравнение? Как целесообразнее проводить сравнение?»

Учащиеся читают памятку: « Сравнение – способ получения нового знания путём выявления сходств и различий между объектами. Его лучше выполнять в табличной форме; у таблицы должно быть название; в таблице должны быть существенные критерии (основания) для сравнения; по итогам сравнения делается вывод – новое знание». После этого учащиеся, читая вслух, выполняют задание. Принимаются с одобрением самостоятельные выводы учащихся.

Учитель задает вопросы: «Какое мировоззрение вам ближе? Почему? Чей взгляд на мир вы разделяете? Почему?»

Такие приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение позволяют прочитать скрытый авторский смысл. Ученики на каждом уроке встречаются с различными видами информации, которые помогают им проникнуть в ту или иную науку, сферу окружающего мира. Прежде необходимо вычитать, найти важное, раскодировать и добиться точности понимания текста. Задавая вопросы автору и самому себе во время чтения, ученик учится общаться, развивая коммуникативные навыки. Извлекая любую информацию, человек становится богаче интеллектуально. А оценивая поступки исторических или литературных героев с точки зрения нравственных норм и правил, учится оценивать ситуации и характеры людей с подобными качествами в жизни.

Большую роль играют приемы составления по тексту таблиц и кластеров. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

Например: « Из каких элементов складывается человеческое мировоззрение? Что лежит в основе каждого мировоззрения? Приведите примеры. На что направлена деятельность? Приведите примеры. Что является общим во всех мировоззрениях? Чем отличается каждое мировоззрение? Какое из мировоззрений вам показалось более сильным? Почему?», - задает вопросы учитель.

Учащиеся находят в тексте ответы: «Из системы ценностей, которая отражает картину мира. Человек ставит перед собой жизненные цели и стремится их реализовать (т.е. занимается деятельностью). Так складывается мировоззрение человека. Например, в научном мировоззрении главной ценностью является истина и т.п. На достижение определённых целей, например, в религиозном мировоззрении – на спасение души и т.п. Картина мира, которую пытается познать человек. Системой ценности, деятельностью и целями познания мира».

С одобрением принимаются все версии.

Этап урока: применение нового знания, домашнее задание

Необходимая для ответа информация есть в учебнике, но без выводов - их надо сделать самостоятельно. Приведенные в тексте факты позволяют ученику обосновать как положительную, так и отрицательную оценку того или иного исторического персонажа или явления. Проблемно-диалогический урок завершается выражением решения проблемы, применением нового знания, подведением итогов.

На этом этапе учитель подводит учащихся к формулировке вывода по проблеме: «Так какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?»

Учащиеся делают вывод, что ни одно мировоззрение нельзя назвать сильным или слабым. Каждое имеет право на существование. Их различают те позиции, с которых каждое мировоззрение объясняет мир.

Рефлексия урока заключается в том, что учащиеся знания и умения , полученные на уроке, могут применять к анализу уже известной информации.

Например, учитель задает вопрос: «Какой вопрос мы поставили в начале изучения главы 1? Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?»

Ответы учащихся: «Что такое человек? Это -личность, имеющая собственное мировоззрение».

Чтобы согласовать проблемно-диалогическую технологию с насыщенным обществоведческим материалом, стараюсь использовать ещё одну технологию – продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). Она осваивается учениками на уроках литературы ещё в начальной школе, а потом переносится на другие предметы. Применительно к обществознанию это выглядит следующим образом. Перед уроком ученики получают домашнее задание – предварительное чтение текста нового (ещё не изученного) параграфа. При этом от учеников вовсе не требуется запомнить или заучить что-либо из нового материала. Предварительное чтение необходимо для того, чтобы на уроке ученики смогли ориентироваться в тексте при выполнении заданий по нему.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Умения организовывать свою деятельность, взаимодействовать с другими людьми для достижения общих целей формируются при изучении всех учебных дисциплин. Умения же решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли, трудно заложить во все курсы (например, физики, химии). Эти умения явно связаны с содержанием именно обществоведческого курса(4, с.8-12).

Нам, учителям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опыта действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

 

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2008.
  2. Данилов Д.Д. Обществознание. Учебник для 6 класса, издательство «Баллас», 2010
  3. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе. М: Просвещение, 2011.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
  5. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. М.: «Русское слово», 2009.

Презентация:

Здесь будет файл: /data/edu/files/d1461790937.pptx (Формирование УУД на уроках обществознания)

Опубликовано в группе «ФГОС ООО История Обществознание»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.