Статья «Формирование коммуникативных УУД у младших школьников через реализацию программы внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"»
Формирование коммуникативных УУД
у младших школьников через реализацию программы внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании».
Никитина М.Ф., учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г.Муром Владимирская область
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одним из которых являются коммуникативные навыки. Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Проблема развития коммуникативных умений учащихся в современной школе очень актуальна и стоит на стыке таких наук как психология и педагогика, определяет психологическую атмосферу в образовании. Изучение коммуникативных умений школьников обусловлено повышением интереса к новым способам построения урока. По мнению многих исследователей, коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении.
Коммуникативные навыки обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, формулировать высказывание, используя термины, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Реализация программы «Разговор о правильном питании» дает возможность приобрести коммуникативные навыки. Для этого используются различные приемы, методы и формы занятий, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
На занятиях внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании» можно использовать разнообразные организационные формы: индивидуальные, групповые, коллективные. То с чем обучающийся не может справиться самостоятельно, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе, а то, что представляет сложность для малой группы, становится доступным пониманию в условиях коллективной совместной деятельности.
Развитие коммуникативных навыков обеспечивается диалоговым характером текстов рабочей тетради. В текстах рабочей тетради приводятся образцы рассуждений и способы разрешения проблемы. Задания в рабочей тетради развивают такие умения, как умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, прогнозировать результаты, доказывать свою точку зрения. Выполняя задания в рабочей тетради, учащиеся учатся договариваться о распределении функций т ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Приемы формирования коммуникативных умений на уроках и внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»:
Учащимся дается время на обдумывание их ответов.
Учитель обращает свое внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
Поддерживает все высказывания , независимо от того, верны они или нет.
Учащимся предоставляется возможность задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождения во мнении.
Учитель задает уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
На каждом занятии создается атмосфера доброжелательности и уважения в общении.
Организация формирования коммуникативных умений четко прослеживается при следующих условиях:
Используется задание, в котором заложение несоответствие между прежними знаниями учащихся и новой ситуацией, в которой оказались дети.
Создается ситуация противоречия для анализа совершенной деятельности и ее результата по поводу выполнения общего задания.
Организуется общий поиск учащимися по решению общей проблемы, сформулированной ими в ходе конкретного затруднения.
Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Литература.
1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп,2009.
2. Безруких М. М. и др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. – М.: ОЛМА Медиа Групп,2009.
3. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Чернова А.А. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №
4. Программа: «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009).
5. Интернет ресурс - https://zdorovoe.menu/
Приложение
Название темы |
Задачи |
Формы и методы работы |
Если хочешь быть здоров |
формировать представление о ценности здоровья, значении правильного питания |
эксперимент; игра «Вредно-полезно»; игра «Личные –общие»; игра «Доскажи пословицу». |
Самые полезные продукты |
формировать представление о продуктах ежедневного рациона; продуктах, которые нужно есть часто; продуктах, которые нужно есть иногда формировать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека формировать представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию |
сценка «Сладкоежка»; динамическая игра «Поезд»; беседа врача. |
Как правильно есть |
развивать представление об основных правилах гигиены питания, важности их соблюдения развивать основные гигиенические навыки, связанные с питанием |
чтение сказки «Приятного аппетита»; игра «Вредные продукты – полезные продукты»; игра-обсуждение «Законы питания»; составление памятки «Правила правильного питания». |
Удивительные превращения пирожка |
формировать представление о роли регулярного питания для здоровья формировать представление об основных требованиях к режиму питания |
игра «Что ты знаешь о?»; игра – эксперимент «Угадай, какая»; конкурс загадок игра «Что разрушает здоровье, а что укрепляет?» |
Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной |
формировать представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню расширить представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде |
просмотр мультфильма «Каша из топора»; игра «Угадай»; игра «Собери пословицу». Работа в парах. игра «Найди названия каш»; экскурсия в школьную столовую; викторина. |
Плох обед, если хлеба нет |
формировать представление об обеде как обязательной части ежедневного меню формировать представление об основных блюдах, входящих в состав обеда, об опасности питания «всухомятку» |
рассказ учителя; составление меню обеда; чтение пословиц; составление памятки «Золотые правила питания» |
Полдник. Время есть булочки |
формировать представление о полднике как обязательной части ежедневного меню формировать представление о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника |
инсценировка; отгадывание загадок; конкурс-викторина «Знатоки молока»; изготовление жаворонков из слоеного теста; составление меню полдника |
Пора ужинать |
формировать представление об ужине как обязательной части ежедневного меню расширить представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина |
обсуждение стихотворения; конкурс загадок о посуде; игра «Можно-нельзя»; составление меню ужина. |
Где найти витамины весной |
формировать представление о роли витаминов для здоровья человека, основных продуктах — источниках витаминов формировать представление о важности и необходимости включения в рацион питания растительной пищи |
беседа о витаминах; разгадывание кроссворда «Мой огород»; игра «Вершки и корешки»; игра «Аккуратный почтальон»; игра «Овощи и фрукты». |
Как утолить жажду |
формировать представление о роли воды для организма человека расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков |
рассказ учителя; эксперимент с водой; экскурсия в виртуальный музей; игра «Вредные напитки – полезные напитки»; игра «Дегустаторы» |
Что надо есть, если хочешь стать сильнее |
расширить представление о роли спорта для сохранения и укрепления здоровья формировать представление о продуктах и блюдах, которые нужно включать в рацион питания человека, занимающегося спортом |
чтение правил здорового питания; составление пословиц; обсуждение различных меню; конкурс загадок игра «Замечательный банан». |
На вкус и цвет товарищей нет |
познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и блюд формировать представление о том, как происходит распознавание вкуса формировать умение описывать вкусовые свойства продуктов и блюд |
чтение по ролям; экскурсия в виртуальный магазин; рисование овощей и фруктов, заданных цветов; игра «Вкусные жители» |
Овощи, ягоды и фрукты — витаминные продукты |
расширить представление о пользе фруктов и овощей как об источниках витаминов расширить представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи |
чтение стихотворения Ю. Тувима и его обсуждение; разгадывание загадок об овощах, фруктах, ягодах; разгадывание ребусов; знакомство с витаминами. |
Каждому овощу — свое время |
развивать представление о пользе фруктов и овощей формировать представление о сезонных фруктах и овощах |
инсценировка, рассказ учителя; путешествие по огородной стране; игра «Да – нет»; конкурс «В гостях у сказки»; игра «Чего не хватает?» |
Праздник урожая |
обобщить знания о правильном питании расширить представление о наиболее полезных продуктах и блюдах |
выставка рисунков, поделок учащихся; игра – викторина; инсценировка стихотворения «Спор овощей»; аттракционы «Волшебный мешочек», «Попробуй накорми»; игра «Волшебный платок» |