Выступление «Система работы по реализации программы «Разговор о правильном питании»»

3
0
Материал опубликован 17 September 2017 в группе

Система работы по реализации

программы «Разговор о правильном питании»

Основные подходы к формированию культуры здорового питания обучающихся в Российской Федерации нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). В основополагающих документах отмечается, что формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребёнка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учётом возрастных особенностей.

Чтобы вырастить здорового ребёнка необходимо создать условия для его полноценного воспитания и развития. Один из основных факторов, определяющих состояние здоровья ребёнка, его физическое и умственное развитие, – организация качественного питания подрастающего поколения.

Почему именно в школах следует принимать меры по улучшению питания? В детском возрасте закладывается фундамент здоровья человека, следовательно, целесообразно начинать развивать здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью именно в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни как система норм и правил. Эти правила лучше усваиваются ребенком в специально проектируемой деятельности. Одной из ведущих причин распространённости неправильного питания является недостаточная информированность школьников, учителей и родителей о современных рекомендациях по здоровому питанию. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами организации питания детей: нежелание ребенка завтракать перед школой; есть горячий завтрак – кашу; привычка есть всухомятку; нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Неконтролируемый поток рекламы чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме. Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей.

Нужно помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьёзной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребёнка. Работа с родителями должна вестись параллельно с работой по формированию культуры здорового питания у обучающихся. В течение 1 четверти я провожу подготовительную работу с родителями. Работа по программе «Разговор о правильном питании» осуществляется со второй четверти в рамках внеурочной деятельности, предусмотренных ФГОС. Занятия проводятся еженедельно. На изучение каждой темы отвожу по 2 часа.

Моя работа по реализации программы "Разговор о правильном питании" представлена на основе учебно-методического комплекта первой части программы "Разговор о правильном питании", разработанного специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии Образования и методического пособия "Разговор о правильном питании" авторов М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой. В комплект входят методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь для школьников, плакаты, информационный материал для родителей. Реализацией программы «Разговор о правильном питании» наше образовательное учреждение занимается с 2012 года. В реализации этой программы участвуют 24 учащихся в возрасте 7 лет.

В ходе планирования деятельности по реализации программы «Разговор о правильном питании» мною была поставлена цель:

формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Культура здорового питания формируется с учётом принципов формирования основ культуры питания:

регулярность;

разнообразие;

адекватность;

безопасность;

удовольствие.

В пропаганде здорового питания используются здоровьесберегающие и адаптивные технологии, в том числе:

игровые технологии;

метод проектов;

метод уровневой дифференциации;

метод педагогических мастерских (планируем вместе);

уроки-тренинги;

уроки-консультации;

формирование у школьников ключевых компетенций о здоровье;

обеспечение и поддержание процессов самопознания и самореализации личности ребёнка, развития его индивидуальности;

анкетирование учащихся, педагогов, родителей.

В преподавании различных предметных областей должны быть уточнены и реализовываться:

А) Предметные цели обучения:

овладение основами научных знаний о правилах рационального питания;

овладение способами учебной деятельности;

формирование представлений о культуре здорового питания.

Б) Личностные цели обучения:

развитие у школьников здоровьесберегающего мышления, познавательных способностей;

развитие у школьников общих способностей и культурных интересов, потребностей в реализации норм здорового образа жизни;

формирование у школьников мотивации к саморазвитию, в том числе и на основе самонаблюдений за состоянием своего здоровья.

В) Образовательные компетенции:

общекультурные:

ответственность за своё здоровье и здоровье общества;

соблюдение норм и правил здорового питания;

понимание последствий употребления фаст-фуда;

учебно-познавательные:

умение добывать знания на основе наблюдений;

умение вести дневники здоровья, наблюдений, самоконтроля спортивных достижений;

социально-трудовые:

опыт взаимопомощи и заботы о здоровье близких;

понимание влияния труда и спорта на здоровье.

Я поставила перед собой следующие задачи:

реализация принципов правильного питания;

получение каждым ребёнком качественного образования с сохранением и укреплением здоровья;

формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного творчества, самостоятельности в игровой деятельности;

сотрудничество с родителями и просвещение по вопросам организации правильного питания детей;

расширение у детей знаний, связанных с питанием и здоровьем, а также с историей и традициями русского народа.

Исходя из этого, моя методика реализации программы «Разговор о правильном питании» основывается на теории педагогики сотрудничества. Главное в теории – идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием. Принцип сотрудничества распространяется на все виды отношений учителя, учеников и родителей. В результате, мною разработана и апробирована система работы, которая включает в себя следующие компоненты:

I. Соответствие занятий принципам здоровьесбережения (по Н.К. Смирнову):

  1. принцип двигательной активности – обучение организовано в режиме чередования динамических поз (стояние, сидение, передвижение по классу);

    принцип профилактического эффекта – проведение триединых физкультминуток (имею богатую «копилку» физкультминуток для опорно-двигательного аппарата, дыхания, зрения);

    принцип психологической комфортности позволяет создать ситуацию успеха для повышения самооценки учащихся, снижает барьер страха, способствует развитию доброжелательных взаимоотношений.

    принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка создаёт у детей ощущение комфорта, защищённости, формирует учебную мотивацию;

    принцип личного примера учителя помогает детям овладевать способами делового и личностного общения;

    принцип психокоррекции подразумевает использование игр и упражнений для развития психических процессов.

II. Система занятий.

Тематика, предложенная программой «Разговор о правильном питании» позволяет решать поставленные задачи не только в рамках факультативной работы, но и на уроках по предметам базового учебного плана. 

 

Некоторые темы были включены в цикл внеклассных мероприятий:

а) мастерская «Оч. умелые ручки» («Аппликация из круп», настольные игры «Фруктовое лото», «Съедобное - несъедобное»);

б) художественная галерея (рисунки, плакаты, фотовыставки);

в) «часы общения»:

классные часы (например, «Зачем есть кашу?»);

праздники («Праздник урожая»);

экскурсии (хлебозавод, школьная столовая).

III. Соответствие форм и методов работы психо-возрастным особенностям детей.

Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы я использую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

1. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, что наиболее соответствует возрастным особенностям младших школьников, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Кроме того, дидактические игры формируют у детей навыки учебного сотрудничества, развивают творческие способности, умение работать самостоятельно, индивидуально и в группах, способствуют развитию психических процессов.

2. Задания, предлагаемые в рабочей тетради (авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.) также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе. В процессе выполнения заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают. Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, формирует реалистичный образ изучаемых объектов, доставляет удовольствие детям.

3. В целях более эффективной реализации программы, кроме традиционных словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и метод демонстраций) методов, я использую такие формы занятий, которые предусматривают трансформацию и оригинальность стандартных способов организации:

сказка «Путешествие пирожка», «В гостях у тётушки Припасихи»;

экскурсия «Где и как готовят пищу», «Как хлеб на стол пришёл»;

блиц-турнир «Где найти витамины весной»;

практикум «Накрываем стол к ужину»;

проект «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», «Вкусная азбука»;

панорама «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».

4. Ведение своеобразного дневника помогает моим ученикам вести наблюдение за своими физиологическими изменениями, осмыслить индивидуальный опыт организации питания, систематизировать полученные знания в виде выводов к занятиям.

5. Активно использую в работе технические средства обучения:

а) презентации (как авторские, так и презентации других педагогов, адаптированные в соответствии с особенностями учеников моего класса, целями и задачами конкретного занятия).

б) видео:

мультфильмы из серии «Семья Почемучек»;

фрагменты мультфильмов и художественных фильмов (например: м/ф «Дракоша на шоколадной фабрике», фрагмент х/ф «Девчата» о блюдах из картофеля, фрагмент х/ф «Джентельмены удачи» о приглашении к столу, фрагмент х/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» о правилах гигиены (пирожки, яблочки) и меню бабы Яги, фрагмент х/ф «Иван Васильевич меняет профессию» о блюдах старинной кухни).

в) диафильмы (собраны с помощью родителей, помогают повысить качество чтения):

«Как мужик гусей делил»;

«Каша из топора»;

«Война грибов»;

«Лиса и Журавль»;

«Горшочек каши»; др.

Демонстрация детских творческих работ создаёт положительную учебную мотивацию, ответственное отношение к учебному труду. Ребятами нашего класса проведены выставки рисунков в школьной столовой, театрализация сказки для родителей.

7. Для придания занятиям практической целесообразности систематически провожу дегустацию продуктов питания под названием «Скатерть самобранка». Я (иногда совместно с родителями) подбираю продукты питания для дегустации. Дети стараются отгадать продукт, который они попробовали с закрытыми глазами. При этом они описывают свои ощущения. В случае затруднения можно снять с глаз ребёнка повязку.

Задачи метода. 1. Учить распознавать продукты с опорой на собственное восприятие.

2. Развивать описательную речь, чувства восприятия окружающего мира: цвет, запах, вкус, плотность, сочность, др.

3. Воспитывать терпение, умение слушать товарища.

С успехом проведены дегустации:

молочных каш;

фруктов;

некоторых овощей (которые можно употреблять в сыром виде);

зимних заготовок (консервированные овощи и фрукты, варенье, размороженные ягоды, сухофрукты);

блинов (в походных условиях на празднике Масленицы).

Обязательные условия проведения дегустации:

  • Дегустация проводится только по желанию ребёнка, с учётом индивидуальных особенностей детей.

    Все продукты должны находиться в отдельных контейнерах (я использую стеклянные баночки с герметичными крышками из-под детского питания: они легко стерилизуются, что позволяет их использовать многократно, эстетично выглядят, небольшого размера).

    Ложки или вилки необходимо приготовить на каждого ребёнка (я беру их в школьной столовой).

    Соблюдать температурный и временной режим при хранении до занятия (я договариваюсь с работниками столовой, оставляя продукты в холодильнике на некоторое время – 5-6 часов в зависимости от времени проведения занятия).

    Все продукты должны быть высокого качества.

Участие родителей в реализации конкурсной работы

В процессе реализации программы я всегда помнила о существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.

На первом собрании моей основной задачей стало сделать родителей своими союзниками. Мы обсудили факторы, влияющие на успешное обучение младшего школьника. В итоге диспута пришли к выводу, что таковыми являются:

генетические задатки;

здоровье ребёнка;

правильное питание;

соблюдение режима дня;

психологическая поддержка родителей;

взаимоотношения ученик – учитель – родитель.

Из этих шести факторов мы подробно остановились на одном – правильном питании, так как оно значительно влияет на здоровье ребёнка в период обучения в школе. Я предложила родителям ответить на вопросы анкеты.

Чтобы не возникло сомнений в пользе проведения занятий по программе «Разговор о правильном питании», на следующем собрании я познакомила родителей с результатами анкетирования, раскрыла цели и задачи программы, её тематику. Родители получили информацию о необходимости соблюдения режима питания, приняли активное участие в обсуждении вопроса по организации горячего питания в школе.

Чтобы родители могли высказать своё мнение о проводимой работе, пожелания, я использую разные формы сотрудничества с родителями: родительские собрания в форме диспута, «круглого стола», анкетирование, конкурсы, выставки, оформление стенгазет. Анализ работы с родителями помогает мне правильно организовывать совместную работу родителей и детей при реализации программы: разработан режим дня младшего школьника, примерное меню завтраков, рацион питания для детей, занимающихся спортом.

В целях обобщения и систематизации знаний дети совместно с родителями выполняют творческие задания: рисуют плакаты, составляют кроссворды, готовят устные сообщения, сообщения с презентацией.

Оценка эффективности конкурсной работы

В ходе реализации программы у детей повысился эмоциональный настрой на занятиях, качество знаний. Дети смогли осознать важность правильного питания. Ученики моего класса могут объяснить:

какие продукты полезные и почему;

что надо есть, если хочешь быть здоровым и сильным;

в каких продуктах можно найти витамины весной;

Как показывают опросы родителей, программа "Разговор о правильном питании" позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона.

Более того, по признанию большинства родителей, программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав их более эффективными и полезными.

В результате последнего исследования выявлено, что у детей в рейтинге любимых продуктов питания более высокое место заняли молочные продукты (73%), каши (85%), фрукты, овощи и со­ки (94%). Ребята реже стали называть в качестве любимых продуктов кондитерские изделия, чипсы, сухарики, газированные напитки, значительная часть детей относит их к числу опасных продук­тов. Увеличилось количество детей, ежедневно употребляющих молоч­ные продукты, сливочное и растительное масло, каши, соки, ры­бу. Незначительно, но снизился уровень заболеваемости.

Представленная мной система реализации программы «Разговор о правильном питании» показала максимальное вовлечение детей и их родителей в поисковую и творческую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей нашего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, сообщения, презентации самих участников занятий.

Впереди ещё много педагогических открытий и творческих находок, но главная моя задача как учителя состоит в том, чтобы каждое проведённое занятие приносило детям чувство удовлетворения, радость познания и откровенное желание сохранить своё здоровье как главную ценность человека.


 

Дополнительные источники информации

В ходе работы по реализации программы использовалась литература, рекомендованная разработчиками программы и Интернет-ресурсы.

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 80 с.

2.. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 80 с.

3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 80 с.

4. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. М.,2002.

5. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998

6. Езушина Е.В. Азбука правильного питания. Дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель, 2008

7. Касаткина В.Н., Щеплягина Л.А., Здоровье, учебно-методическое пособие для учителей, РОО «Образование и здоровье», М., 2007

8. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

9. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. (Стандарты второго поколения).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации