12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абульханова Зиля Хабировна18
0

Статья «Формирование экологической культуры школьников во внеурочной деятельности»

 

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.
(Китайская мудрость)

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Сохранение всего живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.


За последнее десятилетие в Российской Федерации предприняты активные усилия по развитию системы экологического образования, направленного на воспитание экологической культуры человека. Человечество сможет спасти окружающую среду при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – Земля. Кто, если не учитель, будет заниматься формированием экологического сознания и поведения детей? 

Общество диктует необходимость изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек - это не царь природы и не ее управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли. В школу приходят дети с разным уровнем подготовки. Дети часто различают и называют лишь небольшое количество животных и растений, не могут назвать их особенности, сравнивают объекты по разным несравнимым признакам, не всегда проявляют гуманное отношение по выходу из трудной ситуации. Познавательное отношение неустойчиво
Как изменить ситуацию? Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке школьников?

Целью экологического воспитания является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений.
Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к загрязнению природной среды радиоактивными, промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. К крупномасштабным экологическим проблемам следует отнести и парниковый эффект, и разрушение озонового слоя, и изменение климата на Земле. Все это приводит к нарушению экологического равновесия.

Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.


Виды деятельности

Эффективность экологического образования определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности.
Экологические сказки. «Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку способы решения конкретной проблемы». По мнению профессионалов, именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. К тому же экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.

Пример: Сказка о воде.

Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река.

Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром. 

- Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?

Солнце улыбнулось и ответило:

- Растениям и деревьям нужен дождь!

И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:

- Спасибо тебе, Дождик!

Природа отвечает:

- Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!


Положительным является такой приём: детям предлагается попробовать сочинить экологические сказки на избранную тему, переделать известную сказку на новый лад. «Если ребёнок придумал сказку, связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира – значит можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить»

(В. А. Сухомлинский)

Пример: «… В царстве водорослей прятались жители морского дна. Здесь я встретила дельфина, он стал моим новым знакомым. Такой красивый! Я танцевала с ним на волнах, выпрыгивала из воды, играла в мячик! Никогда не думала, что дельфины дышат, как люди, ведь у них есть лёгкие! А ещё они умеют разговаривать особыми звуками, которые, то успокаивают, то вызывают тревогу. Они умеют дружить, не оставляют своих сородичей в беде».

Благоприятно подавать сведения с опорой на этно-экологию. Издавна, бытующие в народе экологические ценности формируются в строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Представляют большой интерес традиции народа, связанные с выбором деревьев для посадки во дворе. У дома можно было сажать иву, приносящую добро и охраняющую от бед. Тополь не сажали, так как считалось, что мальчики в доме будут болезненными, не сажали сосну, так как это дерево было высоким, а в высокое дерево ударит молния. Орех сажали в конце огорода – в нем живет злой дух, насылающий на спящего кошмарные сны. Не рубили и плодоносящие деревья.


 

Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний: как и где проложить тропы, без гари и копоти, оборудовать стоянку; как относиться к живым обитателям леса, луга; стоит ли рвать дикорастущие растения; нужно ли экономить колодезную воду и т. д.
Наиболее интересным аспектом деятельности школьников является участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и пришкольного участка. Подобная работа проводится совместно с учащимися старших классов.

Учащиеся делятся на группы по несколько человек. Им вручаются инструктивные карточки по проведению работы. При выполнении заданий каждая группа изучает экологическое состояние одного из школьных помещений – кабинета, коридоров школы, столовой и т. д. Учащиеся дают оценку эмоционального восприятия данного помещения; исследуют его санитарно-гигиеническое состояние; режим проветривания, освещенность помещения, уровень внешней и внутренней шумовой нагрузки; описывают качество и расстановку мебели и оборудования, окраску стен, пола, определяют их соответствие эстетическим требованиям; изучают озелененность помещения и описывают его эстетическое оформление.

Игра. Игра - наиболее понятный, радостный и естественный вид деятельности. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают живыми, более интересными для детей. В играх заложена огромная информация различных знаний.

 

Пример:

Игра «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо, вы знаете родную природу. Она, как никогда сегодня, нуждается в защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает природу своего края, жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готов ее оберегать.


 

Задание 1 «Бывает – Не бывает»

Команды получают предложение. Если они с ним согласны, то отвечают «бывает», если нет – «не бывает». За правильный ответ команда получает по одному баллу.


 

1. Выпал снег и зацвели подснежники.

2. Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.

3. Выпал снег и дети строят ледяную горку.

4. На деревьях появились первые листья, а в школе начинается учебный год.

5. На поле тает снег, а на реке начался ледоход.

6. Зацвели подснежники, а птицы улетают в теплые страны.

7. На дворе звенит капель, а медведь залег в спячку.

8. В лесу нет животных.

9. Лягушки дышат под водой кожей.

10.В марте выпал первый снег


 

Задание 2 «Да – Нет»

Вопросы задаются капитану команды.


 

1. Ласточки и стрижи питаются насекомыми. (Да)

2. Лягушка – домашнее животное. (Нет)

3. У кукушки кукует самец. (Да)

4. Перелетные птицы на юге тоже строят гнезда. (Нет)

5. Почки на деревьях раскрываются сразу же после листопада. (Нет)

6. Число 28 есть только в феврале. (Нет)

7. Волк, лиса, рысь – хищники. (Да)

8. Береза, осина, тополь – лиственные деревья. (Да)

9. Одуванчик, клевер, ландыш – кустарники. (Нет)

10.Индюк, курица, петух – домашние животные. (Да)


 

Задание 3 «Эстафета из букв»

Командам вручаются одинаковые наборы букв, из которых нужно как можно быстрее составить слово-отгадку.

Эта птичка прилетает в наши края весной, когда еще холодно и зябко. Как ее зовут? (Зяблик)


 

Задание 4 «Зоошутки»

Команды вручают друг другу иллюстрации, на которых изображены фантастические животные. Необходимо определить части, каких животных изображены (иллюстрации команды подготовили друг другу заранее дома).


 

Задание 5 «Эстафета»

Вопросы команды выбирают сами, в зависимости от того, какой цвет выбирают на карточках ведущего. Предлагаемые цвета: зеленый, синий, красный, желтый.


 

«Зеленый сектор» (вопросы о растениях)

1.Какой цветок имеет мужское и женское имя одновременно? (Иван-да-марья)

2. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (Годовые кольца)

3. Что за трава, что и слепые знают? (Крапива)

4. Какие деревья зимой остаются зелеными? (Ель, сосна, туя)

5. Дерево символ нашей Родины? (Береза)

6. Какие лекарственные травы лечат простуду? (Мать-и-мачеха, подорожник, душица, мята)

7. Самое сладкое дерево в нашем городе? (Липа)

8. Какая ягода может быть красной, черной, белой? (Смородина)

9. Назовите ядовитые ягоды, которые растут в лесу. (Волчье лыко, вороний глаз)

10.Назовите жизненные формы растений. (Деревья, кустарники, травы)


 

«Синий сектор» (вопросы о птицах)

1. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)

2. Пингвин это птица? (Да)

3. Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнезда? (Кукушка)

4. Зимуют ли птица в своих скворечниках? (Нет)

5. Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом)

6. Где зимой и осенью спят вороны? (В садах, парках, скверах)

7. С прилетом, каких птиц мы считаем начало осени? (Грачи)

8. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

9. Какие птицы спят на лету? (Стрижи)

10.Когда температура тела птиц ниже: зимой или летом? (Одинаковая)


 

«Красный сектор» (вопросы о животных)

1. Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц, белка, лиса)

2. Что теряет лось каждую зиму? (Гора)

3. Что случается с пчелой, после того как она ужалит? (Умирает)

4. Животное похожее на кошку? (Рысь)

5. Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь)

6. Чем еж на медведя похож? (Спит зимой)

7. Каких зайцев называют листопадничками? (Которые родятся осенью в листопад)

8. Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц)

9. Кто может пить ногой? (Лягушка)

10.Чем питается медведь, когда спит в берлоге? (Запасом жира)


 

«Желтый сектор» (вопросы о насекомых)

1. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи прячутся в норки и закрывают свои ходы)

2. Куда осенью деваются бабочки? (Гибнут от холода, прячутся в щели, под кору и там зимуют)

3. Какую пользу приносят черви? (Рыхлят землю)

4. Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекозы)

5. У кого самый чуткий «нос»? (Бабочка)

6. Что используют пчелы для строительства своих сот? (Слюну)

7. Каких насекомых зовут как животных? (Жук-олень, жук-носорог, коровка)

8. Не птица, а летает,

Не слон, а с хоботом,

Никто не приручает,

А на нос садиться. (Муха)

9. Почему насекомых так называют? (На брюшке есть насечка)

10.Не зверь, не птица,

Носок как спица.

Летит – кричит,

Сядет – молчит. (Комар)


 

Задание 6 «Вопрос-описание»

Команда должна угадать растение по описанию. За правильный ответ команды получают по два балла.


 

1. Красива во время цветения. Отличается красноватой листвой и ярко красными гроздьями сочных плодов осенью. Плоды горькие, но полезные. (Калина)

2. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят между большими остроконечными листьями. А летом, на месте цветов – красные ягоды. Они ядовиты. (Ландыш)

3. Вроде сосен, вроде елок,

А зимою – без иголок. (Лиственница)

4. Название этого дерева состоит из головного убора и злака. (Кипарис)


 


Заключение

Успех и эффективность экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой.

 

К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.