Статья на тему «Формирование учебной мотивации у младших школьников»
Формирование учебной мотивации у младших школьников
Градскова Л. А.
Россия, г. Нижний Тагил, ГБПОУ СО НТПК №1, 4 курс.
Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, младшие школьники.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования мотивации младших школьников, ее раскрытия и дальнейшее осуществлении в условиях современного образовательной деятельности, а так же пути и методы реализации на учебных занятиях.
В современных условиях формирование учебной мотивации обучающихся начальных классов приобретает особую актуальность, что подтверждается нормативными документами системы образования. Ссылаясь на нормативные документы такие как: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального и Основного Общего Образования и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, которые позволяют нам понять, насколько важно приобрести ученику начальных классов мотивацию в учебном процессе.
Проблемы учебной мотивации младших школьников приобретает особую актуальность и имеет значимость в определении задачами повышения успешности обучения обучающихся общеобразовательных школ. В образовательной теории и практики определены вопросы, связанные с формированием мотивации ученья обучающихся .[5,с.33] Преподавателями и психологами всё чаще замечается значительное увеличение числа обучающихся, обладающих или приобретающих «мотивационный пустоту». Это можно объяснить тем, что для большей части обучающихся какой-либо данной школой степень требований проявляется слишком высоким, как в результате личных способностей и возможностей, так и ввиду отсутствия заинтересованности к итогам своей деятельности.
На современном этапе разработкой вопросов, касающихся мотивационной сферы, занимались следующие ученые: Б.Г.Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В. Г. Асеев, В. Э. Чудновский, П. М. Якобсон, К. В. Бардин, Л.И. Божович, В.Г. Алексеев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, П.И. Зинченко и другие.
Формирование мотивации учения - одна из главных проблем всех учителей нашей страны.[4] В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из основных требований к результатам обучающихся, изучивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию. Молодые специалисты нового поколения легче справляются с этой задачей, а традиционная школа не привыкла мотивировать, она привыкла только требовать от школьника.
По определению Эльконина Д.Б., мотивация - это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость. [4]
Абсорбируют пять уровней учебной мотивации:
1 уровень – высокий. Обучающиеся четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно волнуются, если получают неудовлетворительные отметки.
2 уровень – хорошая школьная мотивация. Схожий уровень мотивации выявляется средней нормой.
3 уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает обучающих внеучебной деятельностью. Обучающиеся на этом уровне довольно удачно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится испытывать себя учениками, иметь красивый портфель, тетради, ручки, пенал. Познавательные мотивы у таких детей основаны в минимальной степени, и учебный процесс их мало притягивает.
4 уровень – низкая школьная мотивация. Эти обучающиеся ходят в школу нехотя, предпочитают пропускать уроки. На уроках часто занимаются посторонней деятельностью, например такая деятельность как игра. Ощущают серьезные затруднения в учебном процессе.
5 уровень – негативное отношение к школе. Обучающиеся ощущают серьезные трудности в учебной деятельности: они не справляются с заданной учителем задачей, испытывают трудности в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с учителем. [2, с. 33].
Учителя и школа обязаны взять в свои руки руководство, управление процессом формирование учебной мотивации обучающихся. При этом значимо обеспечить такое формирование, которое помогало бы действенную и продуктивную учебную деятельность каждого обучающегося в классе на протяжении всех лет его нахождения в школе и стало бы ядром для его самообучения и самосовершенствования предстоящем времени.
Каковы пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности? Рассмотрим основные пути и методы формирование положительно мотивации из общего списка.
1. Роль содержания учебного материала в учебной мотивации. [1]
В итоге обучающийся приобретает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно обучающимся, отталкиваться из имеющихся у них знаний и основываться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал обязан быть достаточно сложным и трудным.
2. Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации.
Психологические исследования учебного процесса показали: учебную деятельность нужно выстраивать необычным образом для того, чтобы у обучающихся сформировалось правильное отношение к ней. Выяснилось, что изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трёх основных этапов:
- мотивационного;
- операционно-познавательного;
- рефлексивно-оценочного.
Особо следует подчеркнуть роль методов проблемно-развивающего обучения в формировании мотивов учения. Рассмотрим некоторые психологические аспекты значений и роли проблемного обучения для становления мотивации.
Дело в том, что формирование потребностей и мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой деятельности. Сколько бы обучающийся ни слышал о необходимости учиться, о его долге и обязанностях, о важности для него самого и будущей его жизни учебной деятельности, но если он не включился в эту деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызывает у него интерес, если в процессе её выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.
3. Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учении. [1]
В последнее время в школе всё шире применяются различные формы совместной деятельности учащихся на уроке: коллективные и групповые. Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, поскольку их использование втягивает в активную работу всех учащихся. Различные формы коллективной учебной деятельности дают возможность дифференцировать эту деятельность для различных категорий учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого ученика.
4. Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности. [1]
Деятельность учащихся, не подкреплённая в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная главным образом на внешние её атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной, отметка зачастую становится неадекватной. Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчёркивание всех положительных моментов, продвижение в освоение учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация.
Для того, чтобы развивать у обучающихся умение самооценки и самоконтроля работы, следует использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, задания на рефлексию своей деятельности. Как показывают многолетние эксперименты, всё это формирует у учащихся правильное и разумное отношение к отметке, как к важной, но не самой существенной ценности в работе.[3, с. 14]
Таким образом, искусство воспитания всё-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых мотивов» и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности. Пути воспитания мотивации учения у школьников должны быть в центре внимания педагогического коллектива школы. Воспитание мотивации учения чрезвычайно важно, потому что, оно означает формирование активной социальной позиции молодого человека.[1]
Библиографический список:
1. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. [Электронный ресурс] / А. К. Маркова // Электронная статья практического психолога: [Психология / Разные статьи]. – URL: http://psymania.info/raznoe/307.php
2. Иванова С. В. Развитие мотивации учения у младших школьников /С. В. Иванова //логопед – 2009 – №2 – с. 31 -36
3. Бывшева М. В. Мотивация к учению у младших школьников.: истоки субъективности // нац. шк. Плюс до и после – 2014 - №1 – с. 14 – 20
4. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь [Электронный ресурс] / Коджаспирова Г. М. // Электронный словарь: [ЮОР.YAXY.RU]. ‑ URL: http://yaxy.ru/dictionaries/87.html
5. Лубовский Д. В. Особенности внутренней позиции учащегося как факторы риска в развитии учебной деятельности / Д. В. Лубовский // Психологическая наука и образование – 2009 - №2 – с. 33 – 34