Родительское собрание «Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»

5
0
Материал опубликован 11 April 2017 в группе

МБОУ «Чихачёвская средняя школа»

Семёнова Елена Николаевна, учитель

Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников

Здоровое питание – важный фактор нормального развития и здоровья детей

(Родительское собрание)

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.
Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления:

рациональную организацию питания в образовательном учреждении;

включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания

просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений.

Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.

Здоровое питание – важный фактор нормального развития и здоровья детей
Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма. На период от 7 до 18 лет, который ребёнок проводит в школе, приходится наиболее интенсивный рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. Организация питания в каждой возрастной группе школьников имеет свои особенности.

Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которые, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальнейшем.

Одна из важнейших составляющих пищи – белок. Недостаток белка, а тем более , белковое голодание, приводит к отставанию роста, нарушениям не только физического, но и умственного развития, снижению сопротивляемости болезням, успеваемости и трудоспособности, а избыток ведет к нарушению обменных процессов и снижению аппетита.

В период роста особенно велика потребность в жидкости, благодаря которой происходит лучшее усвоение питательных веществ, а также выведение продуктов распада из организма. Недостаток жидкости в ежедневном рационе (около 2 литров в сутки) может привести к нарушению терморегуляции и процесса пищеварения, вызвать плохое самочувствие, которое у детей часто проявляется в виде расторможенности, невозможности сосредоточиться. Постоянный дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени.

Регулярный приём пищи (примерно через каждые 4-5 часов) также является важнейшей составляющей правильного питания, так как способствует её наилучшему усвоению.

Для учащегося начальной школы необходимо 4 или 5 приемов пищи. Но всегда важно стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка, есть в строго определенные часы.

Питание детей подросткового возраста имеет свои особенности. В средней школе начинается половое созревание, которому предшествует скачок роста. С началом полового созревания потребность в некоторых веществах у мальчиков и юношей выше по сравнению с девушками . Достаточное поступление белков, необходимых для формирования новых структурных компонентов организма приобретает особое значение. Именно поэтому недостаток или даже полное исключение из рациона питания белковой пищи (что происходит в том случае, когда подростки, желая следовать модным стандартам, используют различные диеты), отражается не только на самочувствии, но может привести к нарушению естественного хода развития.

Важное значение имеет и присутствие в рационе питания продуктов -источников кальция, необходимого для нормального роста и развития костной ткани. Недостаток кальция приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: сколиозу и нарушению осанки. Естественным источником кальция являются молоко и кисломолочные продукты. В связи с увеличением объема крови и мышечной массы значительно увеличивается потребность организма подростков в железе (железосодержащие продукты - мясо, гречка, гранаты и т.д.). Нарушение питания в этот период может стать причиной хронических заболеваний и задержек в развитии.

Организация питания старшеклассников должна учитывать значительный рост энергетических потребностей организма, связанных с увеличением интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок. Важно отметить, что расход энергии в сутки в юношей и девушек выше, чем у взрослых мужчин и женщин (разница составляет около 15 %). Большинство привычек к старшим классам уже сформировано. По данным исследований последних лет каждый шестой житель планеты имеет избыточный вес. В настоящее время достоверно доказано, что избыточный вес появляется в первую очередь благодаря образу жизни, т.е. зависит не столько от генов, сколько от возможности реализовать заложенную программу.

Только системная работа по формированию культуры здорового питания может помочь изменить вкусовые пристрастия, постепенно изменить структуру питания, научить детей делать сознательный выбор в пользу полезных блюд, здорового питания. К вышесказанному мне придётся сообщить Вам, уважаемые родители, что среди наших воспитанников имеют место быть такие капризы, что эта тема стала особенно актуальна. В нашей школьной столовой идут на встречу разным запросам детей, но когда некоторые вообще игнорируют отдельные блюда – это настораживает. Не случайно мы в очередной раз поставили перед собой цель расширить знания учащихся и родителей по этой тематике.


При разработке региональных программ по совершенствованию организации школьного питания важно учитывать не только требования, предъявляемые ФГОС и СанПиН, но и реальную ситуацию в образовательных учреждениях.

В нашем образовательном учреждении работа по формированию культуры здорового питания проводиться по трем направлениям.
Первое – рациональная организация питания, в школьной столовой, где все от внешнего вида школьной столовой до состава продуктов соответствует принципам здорового питания и способствует формированию здорового образа жизни.

Структура, режим и организация питания в образовательных учреждениях не только соответствуют всем гигиеническим требованиям, но и служить примером здорового питания.
Второе – реализация образовательных программ по формированию культуры здорового питания. При формировании культуры здорового питания наиболее эффективна комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых питательных веществах, о рациональной структуре питания,

Например, на протяжении уже многих лет зарекомендовала себя комплексная программа «Дорога к доброму здоровью», которая является частью программы развития нашей школы.

Программа предусматривает различные формы организации занятий, наиболее эффективные в разном возрасте и предполагает тесное взаимодействие с родителями. Основная задача педагога – сделать родителей своими союзниками.

Третье направление – просветительская работа с родителями (законными представителями), вовлечение родителей в процесс формирования культуры здорового питания в семье. Что мы в очередной раз и делаем.

Специальные исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, показывают, что питание детей в семье, как правило, нерационально и несбалансированно, нарушен режим питания.

Во многих семьях, даже живущих в сельской местности, в питании мало овощей, фруктов, молочных продуктов, а предпочтение отдается колбасным и кондитерским изделиям и т.п. Только 20% родителей знакомы с общими принципами организации здорового питания. Очень хочется верить, что это не про нас!

Уважаемые родители, проявите внимание! 
Перед Вами программа 
о правильном питании!

.....................

- Благодаря этой программе 
Папы многие и мамы 
Постигать могут основы 
Пищи правильной, здоровой.

- О правильном питании 
Очень важно знать 
И режим питания 
Строго соблюдать.

- Если время подошло 
Завтрака, обеда, 
А ребенок есть не хочет – 
Скачет непоседа…

- Пусть поможет стол накрыть, 
Посуду приготовить. 
На еду такой прием 
Настроиться позволит.

- Питание ребенка 
Должно быть полноценным, 
Чтоб насытить организм 
Нужным всем и ценным.

Недостаток мяса 
И его излишек 
Вреден для здоровья 
Маленьких детишек.

Это стройматериал 
Для ребенка, знайте! 
- Натуральные масла 
В рацион включайте.

В них помимо жира есть 
Минералы, витамины. 
Это каждому ребенку 
Ценно и необходимо.

- Растительная пища – 
Источник витаминов, 
А также минералов 
Всех необходимых.

- А еще питание 
Должно быть калорийным, 
Если Ваш ребенок 
Подвижный и активный.

- Если Ваш малыш попросит 
Что-нибудь «перекусить», 
Яблоко или морковку 
Ему можно предложить.

- А к обеду Вы подайте 
Хлеб пшеничный и ржаной, 
А еще для организма 
Хлеб полезен отрубной.

- Если Ваш ребенок любит 
Спортом заниматься – 
В углеводах и белках 
Будет он нуждаться.

- Мясо, рыба, молоко, 
Творожок и яйца 
Юному спортсмену 
Очень пригодятся

. . . .

Надеемся, советы наши 
Помогут непременно Вам. 
А мы желаем всем здоровья: 
И Вам и Вашим малышам!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации