12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Саитова Светлана Олеговна180
воспитатель высшей категории стаж работы 17 лет
Россия, Башкирская респ., Октябрьский
0

Родительское собрание на тему: «Формирование экологической культуры у дошкольников»

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Надежда» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Родительское собрание на тему:

«Формирование экологической культуры у дошкольников»

(в подготовительных к школе группах)


 


 


 


 


 

Подготовили: Светлана Олеговна Саитова,

воспитатель высшей квалификационной категории

Регина Рифовна Бадамшина,

воспитатель первой квалификационной категории

Лилия Камилевна Юсупова,

воспитатель высшей квалификационн

Согласовано: зам по УВР

У.Т. Шаймарданова _____________

Дата проведения: _____________

 


 


 

г. Октябрьский, 2017г.

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Задачи:

Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;

способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;

представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей.

Предварительная работа:

1. Организовать и провести конкурс детских рисунков.

2. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «Любить, ценить и охранять»

3. Подготовить памятку для родителей «Правила поведения в лесу»

4.Видеоролик «SOS новости» с участием воспитанников.

5.Фото- отчет «Мы на экологической тропе»

Оборудование и материалы: выставка детских рисунков и поделок; ромашка с лепестками - на обратной стороне вопросы; атрибуты и материалы для проведения опытов; поднос с «перчиками»; мяч, ноутбук, ИКТ.

Ход собрания:

Воспитатель I: читает стихотворение:

«Что значишь ты, без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?»

Сказочна и прекрасна природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Каждый человек должен иметь определённый уровень экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности

Воспитатель II: И сегодня мы с Вами отправимся по экологической тропе. Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.

Итак первая остановка: «Походная разминка»

(Все родители встают и берутся за руки)
Воспитатель II: Мы сейчас рукопожатием передадим всю любовь к природе и её обитателям. (Начиная от ведущего, поочерёдно, родители сжимают друг другу руку). Спасибо, любовь пробежала по всем нашим организмам.

1. «Надеваем рюкзаки» - круговые движения рук у плеча вперед и назад.

2. «Определим погоду» - поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.

3. «Собери ветки для костра» - наклоны влево и право.

4. «Завяжи шнурки на кедах» - наклоны то к правой, то к левой ноге.

5. «Перепрыгни через кочку» - прыжки вперед, назад, влево, вправо.

6. «Идем в поход» - ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.

Воспитатель III: Целью экологического воспитания является обеспечение условий для формирования экологических знаний, экологически правильного отношения к природным объектам. Для реализации цели мы ставим перед собой следующие задачи:

-формировать элементарные экологические знания и представления;

-развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с объектами;

-воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, бережное отношение ко всему живому;

-содействовать накоплению позитивного опыта в процессе общения с природой.

Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.

Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники.

На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.

Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных. Где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).
Вторая остановка : «Знатоки природы».

Воспитатель I:

Игра «Ромашка» Предлагаю вам провести игру и узнать, насколько вы компетентны в сфере экологии. Вам предлагается цветок ромашки, на лепестках которой размещены вопросы, ваша задача поочередно отрывать лепестки и ответить на них.

1 Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)

2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)

3. Какое яйцо самое прочное? (страусиное – выдерживает вес 15 кг)

4. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)

5. Где у кузнечика уши? (на ногах)

6. Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)

7. Где живут тараканы? (в домах, в квартирах)

8. Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)

9. Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)

10. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)

11. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)

12. Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)

13. Самое крупное млекопитающее? (синий кит: длина – 33, 5м, вес – 160т.)

14. Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)

21. Что относится к 15. Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)

17. О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос? »

18. Кто кукует у кукушки? (самец)

19. Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (Сорока)

20. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)

неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)

22. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)

23. У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)

24. Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»? (подорожник)

25. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. (Туман)

26. Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (Снежинки)

 

Воспитатель II: Уважаемые родители, вы знаете, что дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой: уголки природы, на территории детского сада - небольшой огороды, цветники.

В уголке природы групп имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.

Ежегодно в ДОУ проводится конкурс на тему: «Огород на подоконнике», где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.

 

Воспитатель III: Сегодня мы Вас познакомим с работой, которую мы проводим с детьми в условиях детского сада. И так, я приглашаю Вас в «научную лабораторию», где мы с вами проведем опыты. В своей работе мы уделяем всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему? ”

Третья остановка: «Научная лаборатория»

Предлагаю Вам провести опыты вместе со мной. Итак,

1 опыт: «Извержение вулкана»

2 опыт: «Весёлая радуга из воды».

3 опыт: «Вода поднимается по салфетке»

Четвёртая остановка«Острое блюдо» 

Воспитатель I: Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». (Родителям раздаются «

перчики» с короткими вопросами по теме собрания на обратной стороне. Дается время для ответа (1-3 минуты).

Вопросы:

«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажите?»;

«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал?»

«Ребенок видит паука и говорит«он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснит ребенку, что этого делать нельзя» и другие

Пятая остановка «SOS новости»:

Воспитатель II: Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Интерес к природе необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у птиц, животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движения, повадки, мы формируем не только знания о природе, но и отношение детей к ней. В результате общения и наблюдения у детей формируется доброжелательность, проявляются познавательные интересы, которые лягут в основу понимания природы.

А теперь вашему вниманию небольшой видеоролик с SOS новостями от ваших детей:

Кострище не зарастает 5-7 лет;

Ландыш зацветает на 6-й год, купавница - на 8-й год;

Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.

чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

крокодил обладает самым сильным голосом;

змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

у улитки около 25 000 зубов;

животное с самым большим мозгом по отношению к телу – муравей

70% газет отправляется в мусорный ящик. Если сдавать хотя бы часть в пункт приема макулатуры, т о можно сохранить ежегодно миллион деревьев.

Для разложения в природной среде бумаге требуется 10лет; консервной банке 90лет; полиэтиленовому пакету 200лет; пластмассе 500лет;а стеклу до 1000лет.

Дождевой червь за год перерабатывает и рыхлит 20т сухой земли. Это количество земли поместится в 5 самосвалах.

Легковой автомобиль выбрасывает в год столько углекислого газа, столько весит сам.

Люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов растений.

Площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Шестая остановка «Слово-эстафета»

Выслушав эти новости, я вам предлагаю продолжить начатое мною  высказывание:

«Мой ребенок будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я…»). (При этом родители передают друг другу модель глобуса).

Воспитатель III: На этом наш поход закончен. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.  Уважаемые родители, мы точно знаем, что вы самые лучшие родители самых лучших детей на свете!

Хочется закончить наше собрание стихотворением:

Всё хорошее в людях – из детства! 
Как истоки добра пробудить? 
Прикоснуться к природе всем сердцем: 
Удивиться, узнать, полюбить! 
Я хочу, чтоб земля расцветала, 
И росли, как цветы, малыши, 
Чтоб для них экология стала - 
Не наукой, а частью души!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.