Родительское собрание на тему «Формирование экологической культуры у дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Надежда» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Родительское собрание на тему:
«Формирование экологической культуры у дошкольников»
(в подготовительных к школе группах)
Подготовили: Светлана Олеговна Саитова,
воспитатель высшей квалификационной категории
Регина Рифовна Бадамшина,
воспитатель первой квалификационной категории
Лилия Камилевна Юсупова,
воспитатель высшей квалификационн
Согласовано: зам по УВР
У.Т. Шаймарданова _____________
Дата проведения: _____________
г. Октябрьский, 2017г.
Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
Задачи:
Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;
способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;
представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей.
Предварительная работа:
1. Организовать и провести конкурс детских рисунков.
2. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «Любить, ценить и охранять»
3. Подготовить памятку для родителей «Правила поведения в лесу»
4.Видеоролик «SOS новости» с участием воспитанников.
5.Фото- отчет «Мы на экологической тропе»
Оборудование и материалы: выставка детских рисунков и поделок; ромашка с лепестками - на обратной стороне вопросы; атрибуты и материалы для проведения опытов; поднос с «перчиками»; мяч, ноутбук, ИКТ.
Ход собрания:
Воспитатель I: читает стихотворение:
«Что значишь ты, без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?»
Сказочна и прекрасна природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Каждый человек должен иметь определённый уровень экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности
Воспитатель II: И сегодня мы с Вами отправимся по экологической тропе. Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.
Итак первая остановка: «Походная разминка»
(Все родители встают и берутся за руки)
Воспитатель II: Мы сейчас рукопожатием передадим всю любовь к природе и её обитателям. (Начиная от ведущего, поочерёдно, родители сжимают друг другу руку). Спасибо, любовь пробежала по всем нашим организмам.
1. «Надеваем рюкзаки» - круговые движения рук у плеча вперед и назад.
2. «Определим погоду» - поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.
3. «Собери ветки для костра» - наклоны влево и право.
4. «Завяжи шнурки на кедах» - наклоны то к правой, то к левой ноге.
5. «Перепрыгни через кочку» - прыжки вперед, назад, влево, вправо.
6. «Идем в поход» - ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.
Воспитатель III: Целью экологического воспитания является обеспечение условий для формирования экологических знаний, экологически правильного отношения к природным объектам. Для реализации цели мы ставим перед собой следующие задачи:
-формировать элементарные экологические знания и представления;
-развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с объектами;
-воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, бережное отношение ко всему живому;
-содействовать накоплению позитивного опыта в процессе общения с природой.
Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.
Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники.
На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.
Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных. Где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).
Вторая остановка : «Знатоки природы».
Воспитатель I:
Игра «Ромашка» Предлагаю вам провести игру и узнать, насколько вы компетентны в сфере экологии. Вам предлагается цветок ромашки, на лепестках которой размещены вопросы, ваша задача поочередно отрывать лепестки и ответить на них.
1 Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)
2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)
3. Какое яйцо самое прочное? (страусиное – выдерживает вес 15 кг)
4. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)
5. Где у кузнечика уши? (на ногах)
6. Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)
7. Где живут тараканы? (в домах, в квартирах)
8. Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)
9. Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)
10. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)
11. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)
12. Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)
13. Самое крупное млекопитающее? (синий кит: длина – 33, 5м, вес – 160т.)
14. Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)
21. Что относится к 15. Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)
17. О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос? »
18. Кто кукует у кукушки? (самец)
19. Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (Сорока)
20. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)
неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)
22. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)
23. У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)
24. Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»? (подорожник)
25. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. (Туман)
26. Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (Снежинки)
Воспитатель II: Уважаемые родители, вы знаете, что дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой: уголки природы, на территории детского сада - небольшой огороды, цветники.
В уголке природы групп имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.
Ежегодно в ДОУ проводится конкурс на тему: «Огород на подоконнике», где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.
Воспитатель III: Сегодня мы Вас познакомим с работой, которую мы проводим с детьми в условиях детского сада. И так, я приглашаю Вас в «научную лабораторию», где мы с вами проведем опыты. В своей работе мы уделяем всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему? ”
Третья остановка: «Научная лаборатория»
Предлагаю Вам провести опыты вместе со мной. Итак,
1 опыт: «Извержение вулкана»
2 опыт: «Весёлая радуга из воды».
3 опыт: «Вода поднимается по салфетке»
Четвёртая остановка: «Острое блюдо»
Воспитатель I: Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». (Родителям раздаются «
перчики» с короткими вопросами по теме собрания на обратной стороне. Дается время для ответа (1-3 минуты).
Вопросы:
«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;
«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажите?»;
«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;
«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал?»
«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснит ребенку, что этого делать нельзя» и другие
Пятая остановка «SOS новости»:
Воспитатель II: Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Интерес к природе необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у птиц, животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движения, повадки, мы формируем не только знания о природе, но и отношение детей к ней. В результате общения и наблюдения у детей формируется доброжелательность, проявляются познавательные интересы, которые лягут в основу понимания природы.
А теперь вашему вниманию небольшой видеоролик с SOS новостями от ваших детей:
Кострище не зарастает 5-7 лет;
Ландыш зацветает на 6-й год, купавница - на 8-й год;
Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.
чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;
крокодил обладает самым сильным голосом;
змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;
крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;
у улитки около 25 000 зубов;
животное с самым большим мозгом по отношению к телу – муравей
70% газет отправляется в мусорный ящик. Если сдавать хотя бы часть в пункт приема макулатуры, т о можно сохранить ежегодно миллион деревьев.
Для разложения в природной среде бумаге требуется 10лет; консервной банке 90лет; полиэтиленовому пакету 200лет; пластмассе 500лет;а стеклу до 1000лет.
Дождевой червь за год перерабатывает и рыхлит 20т сухой земли. Это количество земли поместится в 5 самосвалах.
Легковой автомобиль выбрасывает в год столько углекислого газа, столько весит сам.
Люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов растений.
Площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.
Шестая остановка «Слово-эстафета»
Выслушав эти новости, я вам предлагаю продолжить начатое мною высказывание:
«Мой ребенок будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я…»). (При этом родители передают друг другу модель глобуса).
Воспитатель III: На этом наш поход закончен. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание. Уважаемые родители, мы точно знаем, что вы самые лучшие родители самых лучших детей на свете!
Хочется закончить наше собрание стихотворением:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!