Статья «Формирование культуры здорового питания у детей и их родителей в ДОО»

0
0
Материал опубликован 9 January 2019

Формирование культуры здорового питания у детей

и их родителей в ДОО

Здоровье – основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие и обеспечивающие её решение:

«Закон Российской Федерации об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52 ФЗ

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1

Указ Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» от 20.04.1993 № 468

Указ Президента России «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» от 14.09.1995 № 94

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на:

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка; формирование предпосылок учебной деятельности.

Детский сад – территория равных возможностей для: педагогов, родителей, детей. Это:

установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

объединение усилий для приобщения детей к здоровому образу жизни;

создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Культура здорового питания – это совокупность компетенций, помогающих человеку реализовать одну из базовых потребностей (пищевую потребность), и ведущих к сохранению и развитию физической, психической и духовно-нравственной составляющей здоровья.

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры питания. Изучение вопросов культуры питания в ДОУ является наиболее значимой проблемой, так как именно педагоги способны разбудить в сознании детей и родителей осознанную ответственность за здоровье.

Формирование у детей культуры здорового питания:

1. Формирование представлений о:

- значении правильного питания для всего организма и отдельных органов;

- пользе различных продуктов;

2. Воспитание культуры поведения за столом.

3. Соблюдение гигиенических правил и требований

Задачи:

Обеспечить качественную работу дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей путём внедрения новых форм работы;

Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни;

Расширить у детей дошкольного возраста представления о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья;

Сформировать у детей осознанное отношение к выбору продуктов, наиболее ценных для организма и отказу от «вредных» для детского организма продуктов;

Закрепить навыки санитарно-гигиенических правил при употреблении пищи.

Формирование основ правильного питания ребенка – это, прежде всего овладение полезными навыками, которые помогут ему в повседневной жизни.

Цель работы:

Формирование у детей целостного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

Задачи работы:

Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания.

Сформировать знания о том, какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья, подвести к пониманию, что не все вкусное полезно.

Пополнить знания о безопасном питании, то есть сформировать осторожное отношение к несвежим и незнакомым продуктам.

Способствовать закреплению навыков санитарно-гигиенических правил при употреблении пищи.

Содействовать развитию у детей творческих способностей, их интересов, познавательной деятельности.

Содействовать воспитанию у детей осознанного отношения к своему питанию.

Моделирование системы деятельности педагога

1 этап – диагностический

2 этап – организационный

3 этап - практический

Работа по формированию культуры здорового питания проводится в соответствии с возрастными особенностями детей

Этап

Возраст детей

Направление деятельности

1 этап

Младший дошкольный возраст

«Двигательная активность, расширение кругозора, овладение основами гигиены»

2 этап

Средний

дошкольный возраст

«Азбука питания. Обучение практическим навыкам здорового питания»

3 этап

Старший дошкольный возраст)

«Кодекс здоровья: формирование культуры здорового питания»

Система работы по формированию отношения к питанию, как части культуры питания, познавательного интереса детей, просвещения родителей о значимости рационального питания не только в детском саду, но и дома:

Методические разработки по реализации программы (перспективное, тематическое планирование; конспекты занятий; картотеки этических бесед, дидактических игр и упражнений и др.)

Развивающая предметно-пространственная среда (материалы и игровое оборудование для сюжетно-ролевых и дидактических игр; организация уголков дежурства; оборудование для практической и опытно экспериментальной деятельности)

Методические разработки и материалы по взаимодействию с родителями (тематический план заседаний родительских собраний, встреч; картотека консультаций; сценарии совместных праздников и развлечений; информационные стенды и др.)

В рамках НОД для повышения интереса детей используются ИКТ, работа в тетрадях, свои знания дошкольники отображают в художественно-творческой деятельности.

Можно широко использовать кулинарные и сенсорные игры: «Приготовь овощной или фруктовый салат», «Варим компот», «Угадай по вкусу».

Можно включить в работу с детьми составление творческих сказок и рассказов: «Полезные сказки» и «Вкусные истории».

Формами организации могут быть:

- Практическая деятельность

- Игровые приёмы

- Экспериментальная деятельность

- Чтение художественной литературы

- Беседы о культуре здорового питания

- Информационные стенды в группах, информационные газеты - «Витамины - наши друзья!»

Моделирование системы взаимодействия с родителями

Формы работы:

Круглый стол;
Тематические выставки;
Консультации специалистов;
Семейные встречи;
Телефон доверия;
Открытые занятия для родителей;
Родительская гостиная, клуб;
Конкурс семейных талантов;
День открытых дверей.

Контрольно-диагностический блок

Снижение заболеваемости и укрепление здоровья дошкольников;

Повышение у детей интереса и потребности в здоровом образе жизни;

Совершенствование навыков санитарно-гигиенических правил при употреблении пищи;

Создание благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка;

Рост мотивации к изучению проблемы здорового питания у всех участников проекта.

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.