Статья «Формирование культуры здорового питания у детей и их родителей в ДОО»
Формирование культуры здорового питания у детей
и их родителей в ДОО
Здоровье – основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие и обеспечивающие её решение:
«Закон Российской Федерации об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52 ФЗ
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1
Указ Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» от 20.04.1993 № 468
Указ Президента России «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» от 14.09.1995 № 94
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на:
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка; формирование предпосылок учебной деятельности.
Детский сад – территория равных возможностей для: педагогов, родителей, детей. Это:
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединение усилий для приобщения детей к здоровому образу жизни;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Культура здорового питания – это совокупность компетенций, помогающих человеку реализовать одну из базовых потребностей (пищевую потребность), и ведущих к сохранению и развитию физической, психической и духовно-нравственной составляющей здоровья.
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры питания. Изучение вопросов культуры питания в ДОУ является наиболее значимой проблемой, так как именно педагоги способны разбудить в сознании детей и родителей осознанную ответственность за здоровье.
Формирование у детей культуры здорового питания:
1. Формирование представлений о:
- значении правильного питания для всего организма и отдельных органов;
- пользе различных продуктов;
2. Воспитание культуры поведения за столом.
3. Соблюдение гигиенических правил и требований
Задачи:
Обеспечить качественную работу дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей путём внедрения новых форм работы;
Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни;
Расширить у детей дошкольного возраста представления о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья;
Сформировать у детей осознанное отношение к выбору продуктов, наиболее ценных для организма и отказу от «вредных» для детского организма продуктов;
Закрепить навыки санитарно-гигиенических правил при употреблении пищи.
Формирование основ правильного питания ребенка – это, прежде всего овладение полезными навыками, которые помогут ему в повседневной жизни.
Цель работы:
Формирование у детей целостного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.
Задачи работы:
Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания.
Сформировать знания о том, какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья, подвести к пониманию, что не все вкусное полезно.
Пополнить знания о безопасном питании, то есть сформировать осторожное отношение к несвежим и незнакомым продуктам.
Способствовать закреплению навыков санитарно-гигиенических правил при употреблении пищи.
Содействовать развитию у детей творческих способностей, их интересов, познавательной деятельности.
Содействовать воспитанию у детей осознанного отношения к своему питанию.
Моделирование системы деятельности педагога
1 этап – диагностический
2 этап – организационный
3 этап - практический
Работа по формированию культуры здорового питания проводится в соответствии с возрастными особенностями детей
Этап |
Возраст детей |
Направление деятельности |
1 этап |
Младший дошкольный возраст |
«Двигательная активность, расширение кругозора, овладение основами гигиены» |
2 этап |
Средний дошкольный возраст |
«Азбука питания. Обучение практическим навыкам здорового питания» |
3 этап |
Старший дошкольный возраст) |
«Кодекс здоровья: формирование культуры здорового питания» |
Система работы по формированию отношения к питанию, как части культуры питания, познавательного интереса детей, просвещения родителей о значимости рационального питания не только в детском саду, но и дома:
Методические разработки по реализации программы (перспективное, тематическое планирование; конспекты занятий; картотеки этических бесед, дидактических игр и упражнений и др.)
Развивающая предметно-пространственная среда (материалы и игровое оборудование для сюжетно-ролевых и дидактических игр; организация уголков дежурства; оборудование для практической и опытно экспериментальной деятельности)
Методические разработки и материалы по взаимодействию с родителями (тематический план заседаний родительских собраний, встреч; картотека консультаций; сценарии совместных праздников и развлечений; информационные стенды и др.)
В рамках НОД для повышения интереса детей используются ИКТ, работа в тетрадях, свои знания дошкольники отображают в художественно-творческой деятельности.
Можно широко использовать кулинарные и сенсорные игры: «Приготовь овощной или фруктовый салат», «Варим компот», «Угадай по вкусу».
Можно включить в работу с детьми составление творческих сказок и рассказов: «Полезные сказки» и «Вкусные истории».
Формами организации могут быть:
- Практическая деятельность
- Игровые приёмы
- Экспериментальная деятельность
- Чтение художественной литературы
- Беседы о культуре здорового питания
- Информационные стенды в группах, информационные газеты - «Витамины - наши друзья!»
Моделирование системы взаимодействия с родителями
Формы работы:
Круглый стол;
Тематические выставки;
Консультации специалистов;
Семейные встречи;
Телефон доверия;
Открытые занятия для родителей;
Родительская гостиная, клуб;
Конкурс семейных талантов;
День открытых дверей.
Контрольно-диагностический блок
Снижение заболеваемости и укрепление здоровья дошкольников;
Повышение у детей интереса и потребности в здоровом образе жизни;
Совершенствование навыков санитарно-гигиенических правил при употреблении пищи;
Создание благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка;
Рост мотивации к изучению проблемы здорового питания у всех участников проекта.
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».