12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Сташкова381
Россия, Владимирская обл., Александров
2

Программа инновационной деятельности частного ДОУ «Детский сад №47 ОАО «РЖД» г. Александрова на 2019-2023 гг. на тему «Система работы ДОУ по формированию у детей-дошкольников культуры здорового образа жизни»

 

Программа инновационной деятельности

частного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 47 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги» г. Александрова

на 2019-2023гг.

 

Система работы ДОУ по формированию у детей-дошкольников культуры здорового образа жизни

 

 

Разработчики программы:

 

Ляшенко Марина Ильинична, заведующий

Детским садом № 47 ОАО «РЖД»

Сташкова Татьяна Николаевна, старший воспитатель

 

Руководство программой осуществляет педагогический

совет Детского сада № 47 ОАО «РЖД»

 

Содержание инновационной программы

 

Введение

 

Обоснование темы

Цель, ведущая инновационная идея и задачи Программы

 

Концептуальные основы организации инновационной площадки

 

Реализация инновационной программы

 

Критерии и показатели результативности инновационной деятельности. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

 

Сроки и этапы инновационной работы

 

Ресурсное обеспечение инновационной деятельности

 

Календарный план реализации Программы

 

Участники инновационной деятельности и их функциональные обязанности

 

Информационная справка и проблемно-ориентированный анализ состояния ДОУ

 

Введение

 

Обоснование темы

 

Физическое образование ребенка есть база для всего остального.

Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения. (Анатолий Васильевич Луначарский)

 

 

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью.

На образование возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения как одной из основных составляющих национальной культуры. Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

Произошедшие в нашем обществе перемены отразились на состоянии здоровья всех возрастных групп. Наибольшую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. У каждого ребенка в возрасте до года можно определить не менее трех различных заболеваний.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим людям. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В многозначном аспекте трактуется понятие «здоровый образ жизни»: П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А. Мильштейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др. рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М.Д. Маханевой, В.Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, компьютером, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры. В нашем ДОУ у детей наблюдаются следующие проблемы в здоровье: плоскостопие (9 чел.), ухудшение зрения (1 чел.), у некоторых детей задержка возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляется гипокинезия. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением (1 чел.). 74 (46%) ребенка в детском саду - с первой группой здоровья, 85 (53%) – со второй группой, 1(1%) – с третьей.

В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении из-за “заорганизованности” воспитательно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и т.д. для тренировки основных нервных процессов: торможения и возбуждения.

Серьезным барьером, осложняющим жизнь ребенка, является тревожность. Причинами тревожности могут быть, во-первых, недостаток эмоциональной поддержки в семье и детском саду, во-вторых, недостаток информации (либо ее недостоверность), которая порождает эмоциональное заостренное ощущение предстоящей угрозы.

Исследования в области детской психологии большое значение отводят культуре психофизической регуляции. Наиболее доступными способами такой тренировки нервных процессов (возбуждения и торможения) являются регулярная физическая нагрузка и психическая саморегуляция посредством аутогенной тренировки.

Чтобы решить физиологические, психологические и социальные проблемы детского здоровья необходимо в настоящее время все усилия коллектива направить на воспитание у детей культуры здорового образа жизни (ЗОЖ): культуры отношения к своему здоровью (осознание себя как человека и личности, формирование позиции созидателя в отношении своего здоровья В.Г. Алямовская, С.А. Козлова, Ю.Ф. Змановский, М.Д. Маханева); культуры движений, устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями; культуры гигиены (гигиеническое воспитание детей О. Ю. Толстова), культуры привычек (ухода за собой, своим телом; получения «мышечной радости», бережного отношения к окружающим людям), культуры питания (организация правильного питания детей, поведения за столом, выбор полезных и здоровых продуктов в своём рационе, формирование норм этикета; Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева, М.М. Безруких), экологической культуры дошкольников (здоровье как критерий взаимосвязи среды и организма человека, закрепление в сознании ребёнка своего ощущения неразрывности с природой (Л.М. Маневцова, Е.Г. Кушнина, Т.В. Поштарева, О.А. Овсянникова), культуры психофизической регуляции, культуры отношений с окружающими людьми.

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А. Деркунской, С.А. Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой и др., которые показывают, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

Таким образом, здоровый образ жизни – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья». Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности ребёнка. В современном понимании ЗОЖ – это стиль жизни, адекватное поведение детей в различных неожиданных ситуациях на улице и дома в целях сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

Таким образом, воспитательная и образовательная деятельность нашего дошкольного учреждения, совместная работа всех педагогов и сотрудников будет направлена на формирование мировоззрения о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста, педагогов, родителей как системы знаний и усвоенных культурных ценностей, на формирование позиции созидателя дошкольников в отношении своего здоровья.

В нашем ДОУ успешно функционирует модель здоровьесберегающей среды, однако, имеем 10% частоболеющих детей, недостаточную компетентность педагогов в вопросах формирования ЗОЖ дошкольников, недостаточный уровень образованности и активности родителей по формированию здорового образа жизни детей в условиях семьи.

Несмотря на многочисленные исследования учёных, реализацию здоровьесберегающих программ и технологий в образовательной деятельности нашего ДОУ наблюдается тенденция снижения здоровья детей. Поэтому проблема формирования здорового образа жизни дошкольников требует дальнейшего изучения, научного обоснования, поиска новых подходов к её реализации в практической деятельности дошкольного учреждения, что обусловливает выбор темы и разработку программы инновационной деятельности.

С данных позиций разработана программа инновационной деятельности «Система работы ДОУ по формированию у детей-дошкольников культуры здорового образа жизни». Она ориентирована на разработку системы образовательной деятельности педагогов-практиков, осуществляющих повседневную работу с дошкольниками и их родителями, и направлена на воспитание основ ЗОЖ детей: культуры здоровья, культуры движений, устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями; культуры гигиены, культуры питания, экологической культуры, культуры безопасного поведения, культуры общения, культуры психофизической регуляции.

 

1.2 Цель, ведущая инновационная идея и задачи Программы.

создание условий для формирования культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД» в условиях введения ФГОС ДО.

В соответствии с целью определены идея и замысел инновационной работы, которые заключаются в возможности привить ребенку с малых лет правильное осознанное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него; в формировании у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья; в формировании позиции созидателя в отношении своего здоровья, здоровья окружающих людей и окружающей среды, позиции признания ценности здоровья.

Задачи программы

1.Создать модель педагогического процесса ДОУ по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников как планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие всех субъектов процесса, при котором происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную деятельность ДОУ, направленная на формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.

2. Апробировать модель педагогического процесса ДОУ по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников.

3. Разработать критерии и показатели эффективности функционирования модели педагогического процесса ДОУ по формированию культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД».

4. Организовать работу по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах формирования культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность ДОУ на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД.

Если мы с самого раннего возраста научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться на положительные результаты.

 

Новизна Программы заключается в новом интегративном подходе к пониманию понятия «культура здорового образа жизни дошкольников», включающем культуру здоровья, движения, гигиены, питания, безопасного поведения, общения с окружающими людьми, экологическую культуру, культуру психофизической регуляции, стойкие навыки и привычки ЗОЖ; охватывающем все образовательные области ФГОС ДО, все виды детской деятельности; обеспечивающем возможности для сохранения физического, психического, социального благополучия ребенка, формирования ценностного отношения к своему здоровью и создании модели педагогического процесса по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников как планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие всех субъектов процесса, при котором происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную деятельность ДОУ, направленную на формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.

Наш замысел предстоит осуществлять путем создания целостной взаимосвязанной системы образовательной деятельности по воспитанию культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность ДОУ.

Для освоения новых видов оздоровительной деятельности ребёнок должен пройти все этапы развития умений (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин), научиться каждому виду и приёму в совместной деятельности педагога с детьми, родителя с детьми и самостоятельной деятельности детей. Овладение различными видами оздоровительной деятельности и приобретение способов действий, умений с помощью взрослого позволит детям в дальнейшем действовать самостоятельно, свободно выбирая себе занятия на основе желаний и потребностей в ЗОЖ.

Следовательно, возникает необходимость в создании модели педагогического процесса по воспитанию культуры здорового образа жизни у дошкольников как планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие всех субъектов в совместной деятельности, при котором происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную деятельность, направленную на формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни.

Алгоритм взаимодействия выглядит следующим образом.

1) Самосовершенствование педагогов: перестройка мышления на здоровый образ жизни; пополнение собственного багажа теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.); овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, здоровьесбережения; приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений, дозированное и рациональное питание, полезные привычки т.п.).

2) Работа с родителями: проведение теоретико-практических семинаров, матер-классов по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.); практических семинаров; семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»; семейных традиций по ЗОЖ, дней открытых дверей и других мероприятий.

3) Работа с дошкольниками: формирование адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела); осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привитие навыков гигиены, первой медицинской помощи; формирование умения предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; умения сочувствовать, сопереживать и оказывать первую посильную помощь людям, попавшим в опасные жизненные ситуации.

Мы предполагаем, что системная, целенаправленная образовательная совместная деятельность всех педагогов ДОУ и родителей по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников будет способствовать развитию потребностно-мотивационной сферы родителей в поддержке работы, осуществляемой в дошкольном образовательном учреждении, повышению их психолого-педагогической компетенции в данном направлении и росту личной ответственности за сохранение и укрепление здоровья собственных детей.

 

Структурные составляющие модели воспитания культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД»:

1. Предметно-пространственный компонент:

- воздушная среда (воздушный бассейн, защищённый насаждением комбинированных древесно-кустарниковых полос; в помещениях проведение регулярных односторонних и сквозных проветриваний, очищение воздуха ионизаторами и т.д.);

- закаливающие процедуры водой и воздухом (бассейны с водой летом на участках детского сада);

- физкультурный зал с необходимым оборудованием, спортивным инвентарём и игрушками;

- сенсорная доска;

- городошный спорт;

- занятия ЛФК (лечебный и оздоровительный массаж, аромо- и фитотерапия);

- ПРС в группах (оборудуют уголки здоровья, книжные уголки оформляют раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей прогулок, закаливающих процедур, семейных традиций по ЗОЖ);

- центр кулинарии по приготовлению с детьми здоровой пищи и т.д.;

- центр литературы (выставки литературы по теме, а так же плакатов, выполненных совместно с детьми и т.д.);

- центр воды и песка;

- информационные стенды для родителей по ЗОЖ;

- тренажеры для самостоятельных занятий физической культурой.

 

2. Психо-дидактический компонент:

Детский сад должен стать «Школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. В соответствии с данной моделью будут разработаны:

- программно-методическое обеспечение по формированию ЗОЖ;

- индивидуальные образовательные программы и маршруты по формированию ЗОЖ для детей с проблемами здоровья, детей с двигательными способностями, например, использование программы занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию социально-эмоционального интеллекта «Круговорот эмоций» Е. Марич);

- новые эффективные формы организации совместной деятельности педагогов с детьми, родителей с детьми, самостоятельной оздоровительной деятельности детей по формированию ЗОЖ дошкольников.

 

3. Социальный компонент:

модели личностно-ориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе субъект-субъектных отношений с учетом их индивидуальных потребностей, интересов, способностей и личностных особенностей;

профессиональная компетентность педагогов в вопросах организации работы по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД»: повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка, интерактивные формы методической работы, самообразование;

социальное партнёрство семей, заинтересованных родителей в ЗОЖ для воспитания культуры ЗОЖ дошкольников, формирования ценностного отношения к своему здоровью.

 

Функциональные механизмы реализации модели воспитания культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД»:

разработка нормативной базы, регламентирующей порядок организации и воспитания всех детей в образовательной модели, гарантирующей охрану и укрепление здоровья, воспитание привычек ЗОЖ;

разработка и внедрение программно-методического обеспечения по воспитанию культуры ЗОЖ, учитывающих различные образовательные потребности, интересы, способности детей;

использование оздоровительных систем и здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности (дистанционные образовательные технологии; метод проектов, системно-деятельностный подход, ИКТ, здоровьесберегающие технологии; социо-игровые технологии; логоритмика, песочная терапия, музейная педагогика и т.д.);

реализация новых форм интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность ДОУ по воспитанию культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста.

 

Реализация идеи требует решения целого ряда задач.

 

Разработать содержание оздоровительной деятельности по воспитанию культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста на основе ФГОС ДО, современных исследований, программ, методических пособий по дошкольному образованию на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД», направленной на формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Разработать на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД» модель педагогического процесса по воспитанию культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность ДОУ, наполнить ее соответствующим содержанием, которая обеспечит формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Отобрать, научно обосновать и апробировать в образовательной деятельности Детского сада № 47 ОАО «РЖД» здоровьесберегающие технологии и оздоровительные системы, направленные на воспитание культуры ЗОЖ дошкольников и формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Разработать критерии и показатели эффективности функционирования модели педагогического процесса по воспитанию культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность ДОУ на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД».

Организовать работу по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах воспитания культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность ДОУ на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД».

Создать систему социального партнёрства семьей, заинтересованных родителей в воспитании культуры ЗОЖ дошкольников, ценностного отношения детей к своему здоровью и здоровью окружающих.

 

Методы, используемы для решения поставленных задач:

анализ научной литературы по проблеме;

письменные и устные опросы субъектов образовательного процесса (анкетирование, беседы);

педагогическая диагностика (наблюдение за детьми);

психодиагностические методики;

статистические методы обработки результатов;

педагогическое моделирование;

анализ продуктов деятельности.

 

Концептуальные основы организации инновационной площадки

В основе разработки модели находятся положения международного и российского законодательства, определяющие подходы, принципы, организационные условия и основные целевые ориентиры в воспитании культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста:

- Постановление Правительства РФ от 30.01.2002 «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения»;

Конвенция о правах ребенка (ООН, резолюция 44/25, 20 ноября 1989 г.);

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» (в редакции от 20.12.2011).

Теоретико-методологической основой инновационной деятельности являются:

- представления о специфике психического развития ребенка в онтогенезе как процессе присвоения социокультурного опыта (Л. С. Выготский);

- учение о ведущей деятельности и иерархии видов деятельности как движущей причине психического развития (А. Н. Леонтьев);

- концепция возрастной периодизации психического развития ребенка (Д. Б. Эльконин);

- положение об амплификации психического развития ребенка (А. В. Запорожец);

- теория игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев);

- положения об осознании себя как человека и личности, формирование позиции созидателя в отношении своего здоровья (В.Г.Алямовская, С.А.Козлова, Ю.Ф.Змановский, М.Д. Маханева);

- положения о формировании представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни (А.А. Бодалев, А.Л. Венгер, В.Д. Давыдов, М.И. Лисина, В.А. Сластенин, Е.О. Смирнова);

- положения о возникновении уже в дошкольном возрасте устойчивого интереса к своему здоровью, бережного отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности. (В.А.Деркунская, С.А.Козлова, Л.Г. Касьянова, О.А.Князева, И.М. Новикова и др.).

 

Реализация инновационной программы

. Критерии и показатели результативности инновационной деятельности. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.

Главными критериями результативности инновационной деятельности являются:

Индивидуальный прогресс в развитии ребенка, отражающий образовательную и социальную интеграцию ребенка с проблемами в здоровье в общество, формирование позиции созидателя в отношении своего здоровья.

Наличие личностных достижений у всех детей дошкольного возраста, позволяющих ребенку быть социально адаптивным и активным субъектом образования.

Сформированное мировоззрение о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, педагогов, родителей как системы знаний и усвоенных культурных ценностей в отношении своего здоровья.

Наличие модели педагогического процесса по воспитанию культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность Детского сада № 47 ОАО «РЖД», обеспечивающей формирование ценностного отношения к своему здоровью по следующим направлениям:

Предметно-пространственный компонент:

В дошкольном образовательном учреждении имеется оборудованный зал для физкультуры (наличие достаточного пространства, необходимого инвентаря и оборудования с тренажерами для самостоятельных занятий физической культурой); сенсорная комната; соляная пещера, аромо- и фитотерапия); предметно-развивающая среда групп (уголки здоровья, центры кулинарии, литературы, воды и песка для развития интеллектуальной, эмоционально–личностной сферы детей, художественно – эстетического развития); соляная пещера, информационные стенды для родителей по ЗОЖ.

Психо-дидактический компонент:

В образовательном процессе ДОУ используются

- программно-методическое обеспечение по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников;

- индивидуальные образовательные программы и маршруты по воспитанию культуры ЗОЖ для детей с проблемами здоровья, детей с двигательными способностями;

- новые эффективные формы организации совместной деятельности педагогов с детьми, родителей с детьми, самостоятельной деятельности детей по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников;

Социальный компонент:

В дошкольном образовательном учреждении реализуются модели личностно-ориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе субъект-субъектных отношений с учетом их индивидуальных потребностей, интересов, способностей и личностных особенностей; постоянно ведется работа, направленная на повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах воспитания культуры ЗОЖ дошкольников на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность ДОУ: повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка, интерактивные формы методической работы, самообразование; реализуются модели социального партнёрства семей, заинтересованных родителей в воспитании культуры ЗОЖ собственных детей и ценностного отношения к своему здоровью.

Разработаны критерии и показатели эффективности функционирования модели по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД», подобран диагностический инструментарий, определяющий динамику физического, личностного и социального развития детей (автор Н. Веракса).

 

Сроки и этапы региональной инновационной работы

Организация инновационной деятельности предполагает три этапа.

 

На первом организационно-диагностическом этапе (2019 г.)

- анализ содержания основных компонентов образовательной среды Детского сада № 47 ОАО «РЖД»; определены теоретические основы создания и внедрения модели по формированию культуры ЗОЖ дошкольников на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность ДОУ, формирования ценностного отношения к здоровью; разработан диагностический инструментарий по теме инновационной деятельности; организованы обучающие мероприятия по повышению компетенции педагогов и родителей (консультации, занятия, тренинги и др.).

На втором опытно-практическом этапе (2020-2022гг.)

- внедрение модели по формированию культуры ЗОЖ дошкольников на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность ДОУ; обеспечить программно-методическое сопровождение инновационной деятельности.

На третьем обобщающем этапе (2023 г.)

- обобщение и оформление полученных результатов инновационной работы, издание методические пособия, проведены семинары, подводящие итоги инновационной работы.

 

Индикаторами успешности работы инновационной площадки могут быть:

- создание и апробирование модели педагогического процесса ДОУ по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников;

- разработка критериев и показателей эффективности функционирования модели педагогического процесса ДОУ по формированию ЗОЖ детей дошкольного возраста на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность;

- организация работы по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах формирования культуры ЗОЖ

- позитивная динамика показателей в личностном и социальном развитии всех детей, и индивидуальный прогресс, отражающий уровень сформированности позиции созидателя в отношении своего здоровья, здоровья окружающих людей и окружающей среды, позиции признания ценности здоровья;

сформированная профессиональная компетентность педагогов, родителей в вопросах воспитания культуры ЗОЖ дошкольников;

наличие публикаций, обобщенного опыта работы, отражающих результаты инновационной деятельности.

 

Предметно-пространственный компонент (см.п.3.1).

Психо-дидактический компонент (см.п.3.1).

Социальный компонент (см.п.3.1).

 

Ресурсное обеспечение инновационной деятельности.

Нормативно правовое.

- Локальные акты Детского сада № 47 ОАО «РЖД», регулирующие формирование ЗОЖ дошкольников на основе интеграции педагогической деятельности педагогов и специалистов ДОУ;

Конституция Российской Федерации;

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральные государственные образовательные стандарты ДО;

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26;

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года;

- Программа действий по повышению качества общего образования в частных дошкольных образовательных учреждениях ОАО «РЖД» до 2024г.

- Программа развития дошкольного учреждения на 2019-2023гг.

Кадровое:

В штатное расписание включены следующие штатные единицы: заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, 2 музыкальных руководителя, старшая медсестра.

 

Финансовое:

- Бюджетное и внебюджетное финансирование.

- Доплата участникам инновационной деятельности.

 

Календарный план реализации Программы

 

Этапы программы

 

Управление программой

(организация деятельности по реализации проекта)

 

Ответственные

Результаты

I Организационно-диагностический этап (2019 г.)

Цель:

Изучение особенностей образовательной среды Детского сада № 47 ОАО «РЖД»

Определение теоретических основ создания и внедрения модели по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность педагогов, специалистов и родителей ДОУ на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД».

Разработка критериев и показателей эффективности функционирования разработанной модели, подбор диагностического инструментария по теме инновационной деятельности

 

Организация обучающих мероприятий по повышению компетенции педагогов и родителей в рамках темы инновационной деятельности

1) изучение характеристик образовательной среды Детского сада № 47 ОАО «РЖД»:

предметно-пространственный компонент:

анализ инфраструктуры на предмет доступности среды для воспитания культуры ЗОЖ дошкольников;

 

-психо-дидактический компонент: анализ образовательных программ, технологий ДОУ, поиск путей реализации модели воспитания культуры ЗОЖ в разнообразных формах активности дошкольников;

 

социальный компонент:

анализ моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов, детей. родителей);

анализ условий для внедрения моделей социального партнерства семей и заинтересованных родителей в ЗОЖ;

 

2) Создание теоретической базы для разработки и внедрения модели по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность педагогов, специалистов и родителей ДОУ на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД».

 

3) Разработка критериев и сбор диагностического инструментария по теме инновационной деятельности

 

4) Сбор и анализ показателей индивидуального развития детей на основе педагогической диагностики и психодиагностических исследований

 

5) Организация специальной подготовки педагогов к работе в инновационном режиме.

заведующий, старший воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

старший воспитатель, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

старший воспитатель

 

 

 

 

старший воспитатель, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

старший воспитатель, педагог-психолог

 

 

1.Наличие информации об особенностях образовательной среды Детского сада № 47 ОАО «РЖД»

 

2. Наличие перечня необходимых документов для реализации инновационной деятельности

 

3. Наличие теоретических материалов и методических пособий по теме инновационной деятельности.

 

4. Система диагностического инструментария

 

5. Наличие комплекса показателей индивидуального развития детей на исходном этапе инновационной деятельности ДОУ.

 

6. Система методической работы с кадрами по проблеме инновационной деятельности.

II этап опытно-практический этап (2020-2022 гг.)

Цель:

Внедрение и реализации модели образовательной деятельности по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность педагогов, специалистов и родителей на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД».

 

 

Обеспечение программно-методического сопровождения инновационной деятельности.

 

 

1. Внедрение и реализация модели по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность педагогов, специалистов и родителей ДОУ

по следующим направлениям:

предметно-пространственный:

- воздушная среда (воздушный бассейн, защищённый насаждением комбинированных древесно-кустарниковых полос; в помещениях проведение регулярных односторонних и сквозных проветриваний, очищение воздуха лампами-ионизаторами и безопасными ультрафиолетовыми облучателями т.д.);

- закаливающие процедуры водой и воздухом;

- физкультурный зал с необходимым оборудованием, спортивным инвентарём, игрушками и развивающими играми;

- сенсорные доски;

- мини-музей «Здоровье»;

- городошный спорт;

- занятия ЛФК (лечебный и оздоровительный массаж, аромо- и фитотерапия);

- ПРС в группах (оборудуют уголки здоровья, книжные уголки оформляют раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей прогулок, закаливающих процедур, семейных традиций по ЗОЖ;

- центр кулинарии по приготовлению с детьми здоровой пищи и т.д.);

- центр литературы (выставки литературы по теме, а также плакатов, выполненных совместно с детьми и т.д.);

- центр воды и песка;

- информационные стенды для родителей по ЗОЖ;

- тренажеры для самостоятельных занятий физической культурой.

 

2. Психо-дидактический компонент:

Детский сад должен стать «Школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. В соответствии с данной моделью будут разработаны:

- программно-методическое обеспечение по воспитанию культуры ЗОЖ:

- индивидуальные образовательные программы и маршруты по воспитанию культуры ЗОЖ для детей с проблемами здоровья, детей с двигательными способностями;

- новые эффективные формы организации совместной деятельности педагогов с детьми, родителей с детьми, самостоятельной деятельности детей по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников;

 

3. Социальный компонент:

модели личностно-ориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе субъект-субъектных отношений с учетом их индивидуальных потребностей, интересов, способностей и личностных особенностей;

профессиональная компетентность педагогов в вопросах организации работы по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД»: повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка, интерактивные формы методической работы, самообразование;

социальное партнёрство семей, заинтересованных родителей в ЗОЖ по формированию дошкольников ценностного отношения к своему здоровью.

заведующий, старший воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Наличие доступной инфраструктуры (предметно-пространственной среды для формирования ЗОЖ детей).

2. Разработанное программно-методическое обеспечение.

3.Владение педагогами оздоровительными системами и здоровьесберегающими педагогическими технологиями с целью воспитания культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста.

3. Постоянно функционирующие вариативные формы организации совместной деятельности педагогов с детьми, родителей с детьми, самостоятельной деятельности детей по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников;

4. Постоянно функционирующие различные формы консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам воспитания культуры ЗОЖ дошкольников.

5.Наличие различных форм сотрудничества (социального партнёрства) семей, заинтересованных родителей в воспитании культуры ЗОЖ детей.

6. Наличие системы организационно-методического сопровождения модели образовательной деятельности по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников.

 

 

III этап обобщающий этап (2023 гг.)

Цель:

анализ результативности, обобщение и оформление полученных результатов инновационной работы

 

1.Сбор и анализ диагностических данных, отражающих эффективность функционирующей модели по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность педагогов, специалистов и родителей ДОУ на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД» (анализ условий образовательной среды, динамики показателей в социальном и индивидуальном развитии детей).

 

2. Документальное обобщение инновационного педагогического опыта по формированию ЗОЖ дошкольников.

 

 

3. Разработка конкретных предложений по организации и совершенствованию модели образовательной деятельности по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность педагогов, специалистов и родителей ДОУ на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД».

заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог

 

 

 

 

заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог

 

 

 

 

 

1. Представления об эффективности инновационной деятельности по созданию и внедрению модели по воспитанию культуры ЗОЖ дошкольников на основе интеграции оздоровительной деятельности в образовательную деятельность педагогов, специалистов и родителей ДОУ на базе Детского сада № 47 ОАО «РЖД» (Итоговый отчет об инновационной деятельности ДОУ).

 

2. Наличие в программе и перспективном плане ДОУ семинаров, конференций по теме инновационной деятельности.

 

3. Наличие публикаций, обобщенного опыта работы, отражающих результаты инновационной деятельности.

 

Участники инновационной деятельности и их функциональные обязанности.

 

п/п

Должность, структура

Функциональные обязанности

1.

Педагогический совет Детского сада № 47 ОАО «РЖД»

Осуществление общего руководства инновационной деятельностью

2.

Заведующий

Стимулирование участников инновационной деятельности; создание материально-технических, психолого-педагогических условий для инновационной деятельности; создания пакета нормативных документов

3.

Старший воспитатель

Осуществление методического руководства инновационной деятельности, разработка методических пособий, обеспечение информационного сопровождения инновационной площадки

4.

Педагог- психолог

Осуществление психологической поддержки участников образовательного пространства ДОУ, проведение психодиагностических исследований

5.

Воспитатели

Реализация замысла инновационной деятельности, разработка технологического обеспечения образовательной деятельности, проведение диагностических процедур

6.

Музыкальные руководители

Реализация замысла инновационной деятельности, разработка технологического обеспечения образовательной деятельности, проведение диагностических процедур

7.

Учитель-логопед

Реализация замысла инновационной деятельности, разработка технологического обеспечения образовательной деятельности, проведение диагностических процедур

8.

Инструктор по физкультуре

Реализация замысла инновационной деятельности, разработка технологического обеспечения образовательной деятельности, проведение диагностических процедур

9.

Научный консультант

Помощь в разработке программы инновационной деятельности, научное консультирование, экспертиза разработанных материалов, разработка программ инновационной деятельности, обобщение, систематизация материалов инновационной деятельности.

 

Информационная справка и проблемно-ориентированный анализ состояния ДОО

 

Название (по уставу)

частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Тип и вид

детский сад

Организационно-правовая форма

частное дошкольное образовательное учреждение

Учредитель

ОАО «РЖД»

Год основания

1947

Юридический адрес

г. Александров, Красный переулок, д.15

Телефон

8(49244)2-37-34

E-mail

detsad_47@ mail.ru

 

Должность руководителя

Заведующий

Фамилия, имя, отчество руководителя

Ляшенко Марина Ильинична

Форма государственно-общественного управления

Общее собрание работников Учреждения, педагогический совет Учреждения

 

 

 

Данные об образовании педагогического состава

образование

количество

Высшее педагогическое

14

Среднее специальное педагогическое образование

7

Студенты профильных колледжей

3

 

п/п

Направления развития

Фактическое

выполнение

Проблема

1

Сохранение и укрепление психического и физического

здоровья дошкольников

1. Наличие логопедической группы

2. Реализация Программы спортивного кружка «Мы играем в городки»

3. Организовано 5-ти разовое питание по 10-дневному меню с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания для двух возрастных категорий: для детей с 2 до 3-х лет и для детей от 3 до 7 лет.

4. Опыт работы «Мы играем в городки» инструктора по физкультуре Тулкиной Е.А. обобщен на уровне района

5. Авторский материал педагогов детского сада к программе «От рождения до школы» «Организация освоения образовательной области «Безопасность» опубликован в брошюре издательства г. Волгоград

6. Оздоравливание детей в соляной пещере.

 

Наличие детей с недостатками речевого развития

(9% от общего числа детей)

Задержка возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы у вновь поступивших детей. Дети имеют излишний вес (1 чел.), плоскостопие (9 чел.). ухудшение зрения (1 чел.)

 

Уровень развития воображения у 32% дошкольников не соответствует возрастным требованиям.

Динамика освоения программы в дошкольных группах за 2018-2019гг. показало, что в учебном году необходимо работать над образовательной областью «Речевое развитие»;

интегративными качествами «эмоционально отзывчивый», «любознательный, активный».

 

2

Повышение профессиональ

ной компетентности педагогов.

Существует система работы с педагогами по повышению профессиональной компетентности и успешности педагогов: методические проекты, творческие группы, рабочие группы, участие в конкурсах различного уровня, участие в проблемных семинарах, методических объединениях наставничество, мастер классы, повышение компетенции через курсовую подготовку, участие в конференциях и семинарах разного уровня, публикации на уровне района, области, РФ.

Наличие в

педагогическом

коллективе молодых

педагогов и педагогов с небольшим стажем

работы.

Педагоги не учитывают уровень развития психических процессов детей при индивидуальном взаимодействии

 

 

3

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Привлечение родителей:

- к участию в практикумах, семинарах, мастер-классах, семейных клубах, творческих мастерских, выставках, конкурсах, семейных досугах;

- к реализации образовательных проектов;

- к спортивным соревнованиям;

- к театрализованным постановкам

 

Недостаточный уровень психолого–педагогической компетентности родителей в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в целях оздоровления дошкольников.

Недостаточный уровень образованности и активности родителей по формированию здорового образа жизни у детей.

4

Внедрение инновационных форм работы

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс:

- ИКТ технологий;

- сенсорных досок;

-мини-музея «Здоровья»;

- городошного спорта;

- системно-деятельностного подхода;

- проектного метода;

- песочной терапии;

- логоритмики;

- программы «Круговорот эмоций»

Недостаточная компетентность педагогов в вопросах формирования ЗОЖ, развития воображения, творчества и креативности у дошкольников.

 

5

Выполнение основной общеобразователь-ной программы по дошкольному воспитанию

1. Ежегодное обновление основной общеобразовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

2. Использование календарно-тематического планирования по образовательным областям.

3. Реализация тематических недель, образовательных проектов и других, адекватных возрасту, форм работы с детьми.

Выполнение требований к структуре основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО.

6

Конструирование предметно-пространственной развивающей образовательной среды

Обновление и пополнение предметно-развивающей среды:

- использование природных ресурсов (сосновый бор, водоёмы)

- детские спортивные тренажёры,

- мягкие модули – трансформеры,

- сухой бассейн,

- мячи-прыгуны для фитбола,

- физкультурно-тренажёрный зал с современным оборудованием,

- центры физической культуры с инвентарём,

- спортивная площадка с «полосами препятствий» (рукоходы, дуги, мишени для попадания в цель, яма для прыжков в длину), гимнастическими стенками, волейбольная сетка, (для зимних видов спорта: лыжня, санный путь, лабиринты, горки, ледянки, снежные постройки для физических упражнений; для летних видов спорта: велосипедные и самокатные дорожки), экологическая тропа с целью формирования ЗОЖ;

- приборы для физиопроцедур;

- лампы - ионизаторы;

- бактерицидные лампы в группах;

- набор для песочной терапии;

- центры песка и воды;

- уголки безопасности в группах;

- уголки театров

Выполнение требований к предметно-пространственной развивающей образовательной среде в соответствии с ФГОС ДО.

Своевременное обновление спортивного оборудования и инвентаря.

Фитобар.

Соляная пещера.

Кружки.

 

 

 

 

 

 

7

Обеспечение преемственности со школой.

Сотрудничество в рамках договора с школой № 14; разработан план совместных мероприятий.

 

Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО в контексте формирования ЗОЖ, в т.ч. формирование культурно-гигиенических навыков, необходимых для комфортного пребывания ребёнка в школе

8

Взаимодействие с социумом

 

- Спортивная школа

- Детский сад № 46 ОАО «РЖД»,

- Детская экологическая библиотека

- Детская поликлиника

- Парикмахерская

- Магазины

- Железная дорога

- музеи города

Не всегда есть необходимые условия для дошкольников.

9

Конструирование образовательного процесса для полноценного физического развития.

Созданы условия с использованием здоровьесберегающих технологий:

- разработан режим дня для каждой возрастной группы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;

- разработан двигательный режим для каждой группы с указанием времени, отведенного для организованной и самостоятельной двигательной активности;

- разработано расписание занятий для каждой возрастной группы с учетом нормативов и требований;

- регулярно проводится медико-педагогический контроль;

- организована оздоровительно- профилактическая работа.

Функционирует модель здоровьесберегающей среды.

Наличие часто-болеющих детей 21%.

 

 

Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду - это процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.

Цель:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

1. Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, потребность к здоровому образу жизни. Расширить и углубить представления детей о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.

2. Воспитывать уважение к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру (в рамках модуля «Я и мой дом», программы «Диалог культур»).

3. Создавать условия для воспитания будущего гражданина правового государства – свободного и ответственного, знающего свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающего чувством собственного достоинства и с уважением относящегося к другим, способного на собственный выбор и с пониманием воспринимающего мнения и предпочтения окружающих.

4. Решение проблем преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях внедрения новых стандартов.

Работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:

- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

- повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада;

- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;

- воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Принимая во внимание достигнутые результаты, и основные проблемы, с которыми столкнулись работники детского сада в 2018-2019 учебном году, были определены перспективы работы (задача по здоровьесбережению) на 2019-2020 учебный год:

формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, потребность к здоровому образу жизни. Расширить и углубить представления детей о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.

Вопросы здоровьесбережения ежегодно обозначены в годовых планах и успешно реализуются в дошкольном учреждении.

 

26

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.