Опыт работы «Формирование культуры правильно питания в ДОУ»
Пояснительная записка к презентации
Формирование культуры правильно питания в ДОУ.
Человеку нужно есть,
чтобы встать и чтобы сесть,
чтобы прыгать, кувыркаться,
песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться,
и при этом не болеть,
нужно правильно питаться
с самых юных лет уметь.
Питание детей всегда являлось предметом неустанного внимания ученых, медиков, педагогов и психологов. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладывается фундамент здоровья. Поэтому, для того чтобы дети были здоровыми, следует научить их правильно питаться.
Ольга Александровна Маталыгина в своей книге "Все о питании детей дошкольного возраста" говорит, что ребенок 6–7 лет может и должен самостоятельно оценивать свое питание, если взрослые ему помогут.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена область «Физическое развитие», в которой среди прочих задач овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Особое внимание должно уделяться правильному питанию, ведь именно оно — одна из главных составляющих физического развития ребенка.
Проблема правильного и здорового питания стоит очень остро. Современный человек все время куда-то спешит, торопится и полноценные домашние обеды и ужины отошли на второй план. Овощи, зелень, фрукты, молочные продукты и рыба используются недостаточно. Люди стали чаще посещать рестораны быстрого питания, где предлагаются блюда с большим количеством жиров и углеводов, перекусывают не фруктами, а чипсами и сухариками, что негативно сказывается на здоровье современного человека.
Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования основ правильного питания у детей дошкольного возраста.
Все это навело нас на мысль провести работу по формированию основ ЗОЖ и правильного питания.
Наша воспитательно-образовательная работа по формированию начальных
представлений о здоровом образе жизни строиться на основе:
1. Образовательной программы ДОУ составленной в соответствии с ФГОС ДО;
2. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО СанПиН 2.4.1.3049-13
3. Годового плана работы
4. На основе образовательной области «Физическое развитие»
Цель: Сформировать у воспитанников знания о том, что необходимо сохранять и развивать свое здоровье, важность культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. С раннего возраста способствовать привитию у детей навыков правильного питания и здорового образа жизни
2. Способствовать расширению знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формировать готовность соблюдать эти правила
3. Формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности
И наша работа началась в начале учебного года, в связи с тем, что годовая задача у нас была «Создание единого здоровьесберегающего пространства в условиях ДОУ через проектную деятельность», педагогами реализовывалась проектная деятельность и большинство проектов оказалось, как раз-таки про здоровое питание, поэтому мы решили не останавливаться на достигнутом, а наоборот углубиться в эту проблем.
Формирование навыков правильного питания должно проходить в системе
«педагог — ребенок — родитель».
Работа педагогов
Важнейшей задачей взрослых является формирование у детей определенных знаний в области питания, что в дальнейшем поможет сохранить здоровье ребенка. Педагоги и родители закладывают основу правильного питания детей, которое тесно связано с культурой поведения детей за столом. Так как дети большую часть проводят в саду, то и основы питания должны закладывать педагоги. Воспитатели должны научить детей культурно-гигиеническим навыкам, правильному поведению за столом. Важно обращать внимание на осанку ребенка при приеме пищи, на культуру принятия пищи, культурно-гигиенические правила, связанные с приемом пищи. Важно, чтобы во время еды педагоги были спокойны, несуетливы, всегда поддерживали хорошее настроение у детей. Например, использовать следующие фразы: «Как вкусно пахнут котлеты!», «Как сегодня красиво подано блюдо!», «Какой вкусный суп!» и для того, что бы все это было в интересной форме педагогам и младшим воспитателям было предложено продумать расстановку столов, сервировку стола, внешний вид поданного блюда, что бы все вызывало аппетит и интерес у детей.
В каждой группе создается соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, необходимые условия по воспитанию культурно-гигиенических навыков, организованы «Уголки дежурства», которые являются важным фактором воспитания не только культурно-гигиенических навыков, но и решают задачи:
* трудового воспитания – во время дежурства дети получают первоначальные трудовые навыки (накрывают на стол: раскладывают столовые приборы, салфетки);
* нравственного воспитания – оказание посильной помощи помощнику воспитателя;
* эстетического воспитания - ребенок с дошкольного возраста учится видеть, понимать и ценить красоту окружающей обстановки (эстетично накрыты столы)
Дети не просто дежурят, а после этого приглашают других ребят за стол и желают приятного аппетита.
Во время приема пищи педагоги могут включить музыку, могут прочитать что-то из художественной литературы или организовать прием пищи в виде кафе.
Дети
Формировать навыки здорового питания необходимо последовательно и постепенно с учётом возрастных особенностей детей. Чем раньше у ребёнка сформированы навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой. Поэтому работа по правильному питанию у нас ведется с самых ранних групп.
Для познавательной активности используются проблемные ситуации, игровые приемы. В гости к детям приходят сказочные герои — Морковка, Незнайка, Повар и т.д. Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают.
Учитывая, что для детей дошкольного возраста игра является наиболее действенным способом познания и взаимодействия с окружающим миром, педагоги в работе используют игры, пособия. Большинство которых создано собственными руками, но не стоит ограничиваться только дидактическими играми – например такая игра как «Улыбка», служит об напоминании выполнить какое-либо действие (помыл руки без напоминания – улыбка и т.д.)
Образовательная деятельность, связанная с отработкой навыков и правил поведения за столом, в составлении своего дневного рациона: «Встречаем гостей», «Составим меню для сказочного героя», «Вежливый магазин», «День рождения куклы Кати», «Поварята». Как правило, в сюжетно-ролевых играх дети отражают свой жизненный опыт и представление о правильном питании, о семейных традициях в области питании.
Помимо этого во время режимных моментов необходимо планировать чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, отражающих тему питания, например, сказка «Репка», стихи и загадки про овощи и фрукты, «Горшок каши» Б. Гримм, «Яблоко» В. Сутеев, «Слава хлебу!» С. Погореловский; мультфильмы: "Жила-была Царевна - Про еду", "Азбука здоровья - Смешарики", "Мудрые сказки тётушки Совы. Сладкоежка".
Для повышения интереса детей организуется экспериментально-познавательная деятельность по темам: «Что будет с яблоком, если его разрезать?», «Фокусы с кока-колой», «Состояния воды». Проведенные эксперименты были захватывающими и интересными, помогли узнать много нового, дети научились проводить эксперименты, проявляя самостоятельность, творческий подход и ответственность.
Также были разработаны еще проекты:
В результате проектной деятельности все участники образовательного процесса проявили творческую активность, у детей повысился уровень знаний по данной теме, сформировались основы правильного поведения за столом, культуры правильного питания.
Родители
Для того, чтобы ребенок был здоров важно, чтобы родители были грамотными в вопросе правильного питания детей. Мы информируем родителей с примерным десятидневным меню, принципом его составления, рецептами блюд. В группах размещено меню на каждый день.
Для успешной работы с родителями в информационных уголках размещены рекомендации по основам правильного питания. Были изготовлены папки-передвижки: «Самые полезные продукты». «Из чего варят каши и как сделать каши вкусными».
А также привлекали родителей к участию в акции: «Еда без вреда».
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, важная для жизни привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья должны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни. И именно в семье, в дошкольном учреждении, как можно раньше должны помочь ребенку понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.