Статья «Формирование культуры здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальной недостаточностью»
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У УЧАЩИХСЯ с интеллектуальной недостаточностью.
Буковцова Е.Н.
МКОУ «Общеобразовательная школа № 30»г.Белгород
«Забота о здоровье – это важнейший
труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в
свои силы…»
В.А. Сухомлинский
Здоровье ребенка, его физическое развитие, социально-психологическая адаптация во многом определяется средой, в которой он находится. Для ребенка от 7 до 18 лет этой средой является учреждение образования, где он пребывает значительную часть своего времени.
Наша общеобразовательная школа № 30 города Белгорода занимается образовательной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих стойкое нарушение физического и психического развития, которое препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Она относится к разряду специальных образовательных учреждений с повышенным уровнем внимания к здоровью обучающихся, так как многие воспитанники имеют сложную структуру дефекта, т.е. наличие нескольких сопутствующих заболеваний. Почти каждый из обучающихся в школе, имеет разную степень выраженности органического поражения центральной нервной системы и, кроме того, от 3 до 6 сопутствующих заболеваний и функциональных нарушений состояния здоровья. Для таких детей особенно важно создание здоровьесберегающей среды: содержательных, организационных условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, формирование у них потребности в здоровом образе жизни.
По словам доктора медицинских наук профессора Б. Н. Чумакова [3], купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и других), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Это особенно актуально применительно к заботе о здоровье детей с интеллектуальной недостаточностью.
Зачастую у школьников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева [1], это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в работе с такими детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: «Трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным» [2].
Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) коррекционная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Исходя из этого, наши педагоги стремятся сделать занятия оздоровительно-педагогического характера систематичными и комплексными, вызывающими у ребят положительные эмоциональные реакции, по возможности содержащими элементы дидактической игры и двигательные упражнения.
Для решения этой задачи в школе была принята программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Укрепление здоровья». Цель этой программы - создание в образовательном учреждении специальных организационно-педагогических, санитарно-гигиенических и материально-технических условий, способствующих формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья школьников, их познавательному и эмоциональному развитию, достижению планируемых результатов освоения специальной коррекционной программы образования.
Задачи программы:
- сформировать у ребенка с ограниченными возможностями здоровья основные представления о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации; формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью;
- сформировать умения поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами, умение включаться в доступные и показанные подвижные игры и занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна;
- сформировать умения следить за своим физическим состоянием и отмечать и радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
- сформировать стремления к максимально возможной для данного ребенка физической независимости;
- сформировать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Обозначая цели и задачи деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом психофизическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
В своей работе наши педагоги используют здоровьесберегающие технологии, которые объединяют в себе все направления деятельности школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Рассматривая педагогическое направление, мы говорим о том, что поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной. С позиции здоровьесбережения на уроке учитель должен соблюдать следующие условия. Не допускать утомляемости школьников и риска развития аллергических расстройств. Это в немалой степени зависит от соблюдения гигиенических условий в классе (чистоты, температуры и свежести воздуха, рационального освещения класса и доски, наличия или отсутствия монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.).
Число видов учебной деятельности, используемых учителем, к которым относятся опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач, практические занятия и другие в норме должно быть не менее 4. Однообразие урока способствует утомлению школьников.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7 – 10 минут.
Использование словесного, наглядного, аудиовизуального и других методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, должно быть не менее 3-х за урок. Сюда относятся методы, направленные на самопознание и развитие эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и другие. Длительность применения на уроке технических средств обучения должна регламентироваться в соответствии с гигиеническими нормами.
Учителю необходимо помнить, что нарушение осанки формируется в школе. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.
Оздоровительные минутки, которых должно быть 2-3 за урок, способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала. Комплексы упражнений состоит из 3-4 простых и хорошо знакомых упражнений. Время выполнения - 1-3 минуты на каждом уроке после завершения какого-либо этапа. Упражнения выполняются сидя или стоя с музыкальным сопровождением, речевой зарядкой, стихотворным текстом и др. Комплексы оздоровительных минуток подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. Упражнения проводятся в различных формах: с музыкальным сопровождением, речевой зарядкой, стихотворным текстом и др. Для пальчиковой гимнастики можно использовать массажные мячики. Игольчатые выступы, воздействуя на активные точки ладоней и пальцев рук, обеспечивают быстрый хороший эффект. Использование массажных мячей в течение 2-3 минут во время урока значительно улучшает кровоток в утомленных мышцах, психоэмоциональное состояние детей, снимает напряжение, что положительно сказывается на результатах их образовательной деятельности. Для снятия зрительного утомления в арсенале учителя имеются специальные упражнения и игры.
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация примеров, обсуждение разных возможностей и последствий выбора той или иной модели поведения способствуют формированию у учащихся отношения к человеку и его здоровью как ценности, выработке индивидуального способа безопасного поведения.
К вопросам здоровья вопросы мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу) имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.
От благоприятного психологического климата на уроке также зависит многое. Заряд позитивных эмоций, полученных учениками, говорит о положительном воздействии школы на их здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и тому подобные проявления, как со стороны учителя, так и учеников, свидетельствует о преобладании на уроке здровьеразрушающих тенденций. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
Темп и особенности окончания урока также имеет большое значение. К нежелательным показателям относятся:
- неоправданно быстрый темп заключительной части, её «скомканность»;
- отсутствие времени на вопросы учащихся;
- необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.
Все это - ненужный стресс, как для школьников, так и для учителя. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
Отдельное внимание следует уделять объему и сложности материала, задаваемого на дом. Лучше всего его основные пункты разобрать на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось только повторить.
На наш взгляд, для изменения ситуации при выполнении задач здоровьесбережения ключевой фигурой следует признать учителя.
Забота о здоровье подрастающего поколения начинается с заботы педагога о состоянии собственного здоровья, а оно во многом зависит от образа жизни, который он ведет. Экстремальные формы поддержания здоровья («моржевание», многокилометровые пробежки и так далее) – это удел немногих энтузиастов. Мы также не всегда можем повлиять на принятие решений, от которых зависит экологическое состояние города , где мы живем. Но всегда можно избежать вредных привычек, разнообразить свой пищевой рацион, научиться так регулировать профессиональную деятельность, планируя свой рабочий график, чтобы не допускать перегрузок и соблюдать режим труда и отдыха.
Знание методов поддержки сил собственного организма, его возможностей и симптоматики тех или иных заболеваний поможет учителю внимательнее относиться к состоянию здоровья своих воспитанников. Да и собственный пример лучше всяких слов послужит обучению детей соблюдению правил здорового образа жизни.
Литература
1. Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
2. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989.
3. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.