Мастер-класс «Формирование навыка осмысленного чтения у младших школьников с ОВЗ, через работу со сложными словами»

2
0
Материал опубликован 17 October 2023


Мастер-класс учителя – логопеда МБОУ СОШ №4 им Д.М. Перова Комаровой С.А.

« Формирование навыка осмысленного чтения у младших школьников с ОВЗ, через работу со сложными словами».

Цель:  мотивация педагогов к применению  в своей деятельности логопедических приёмов, направленных на формирование у обучающихся с ОВЗ  навыков смыслового чтения.

Задачи:

- создать  условия для восприятия опыта работы по развитию навыков смыслового чтения;

- познакомить с  некоторыми логопедическими приёмами и пособиями, предоставить возможность для оценки их эффективности на практике;

- содействовать формированию мотивации на осуществление  индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с ОВЗ.

Средства обучения:

- выставка пособий; дидактическая игра «Читаем по слогам»- пазл; игровое пособие в виде карточек - схем; картинки со сложными словами; карточки с напечатанными текстами, раздаточный материал для развития воздушной струи для формирования речевого дыхания.

Время: 15 мин.

Содержание:

1. Организационный момент, положительная мотивация.

Добрый день, уважаемые коллеги. Свой мастер-класс хочу начать со слов К.Д.Ушинского « Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». Во время обучения своих учеников вы сталкиваетесь с разными группами учеников. Есть ученики, у которых и техническая сторона чтения соответствует нормам чтения и они могут осмысленно пересказать текст, правильно выполнить задание. Но в связи с инклюзивным образованием в классах учатся и ученики с ограниченными возможностями здоровья, у которых наблюдается нарушения чтения. Работа с ними предполагает индивидуальный подход в обучении.

2. Вводный момент, выставка пособий.

- Хочу обратить ваше внимание на выставку пособий, которые я использую на своих логопедических занятиях. Использование этих пособий и приёмов - позволяет выстроить логопедическую работу в соответствии с принципом от «простого к сложному».

НА первом этапе формирования навыка чтения: «Знакомство с буквами» использую такие приёмы:

1.Узнай букву и назови.

2.Найди букву и назови.

3.Найди букву среди других букв в тексте и назови.

4.Изобрази букву и назови. (От звука к букве - работа над артикуляционным укладом, показ правильной артикуляции звука. Если есть нарушение звукопроизношения, то проводится работа над постановкой и автоматизацией звука.)

На втором этапе формирования навыка чтения: «Знакомство со слогом» использую упражнения:

1. Узнай слог.

2. Изобрази слог.

3.Прочитай и добавь слог.

4.Раздели слова на слоги.


Третий этап формирования навыка чтения: «Чтение первых слов».

Сразу же начинается работа над смыслом слова.

Упражнения, используемые при семантической дислексии:

1.Слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т – кот, Р, А, М, А – рама; 2.Слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;(В это время исследуется звуко-буквенный и слоговой состав слова. Для учеников, имеющих нарушения слоговой структуры слова проводится коррекционная работа над формированием слоговой структуры слова)

3.Прочитать слово и показать соответствующую картинку.

4.Прочитать слово и выполнить соответствующее действие.

5.Прочитать слово, уточнить понимание значения слова через приёмы словообразования (сложные по слоговой структуре слова)

Четвёртый этап работы: Чтение предложений.

1.Прочитать предложение и показать соответствующую картинку.

2. Прочитать предложение и ответить на вопрос по его содержанию.

3.Дополнить прочитанное предложение другими словами (с помощью вопросов какой? где? куда? и т.д.)

4. Повторить прочитанное предложение, чистоговорку, скороговорку.

Пятый этап: «Работа с текстом»

1.Найди в тексте ответ на заданный вопрос.

2.Разложи серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом.

3.Работа с деформированным текстом. Прочитав изолированные предложения, составить связный текст.

4.Составь план прочитанного текста.

5. Придумать конец или начало прочитанного текста.


- Все эти приёмы я использую для коррекции дислексии.



3. Постановка учебной задачи (Практическая часть)

-Сегодня на мастер классе я бы хотела Вас познакомить с логопедическими приёмами, которые я использую в своей практической деятельности по коррекции дислексии.

-Представьте, что вы подгруппа учеников 1 класса с ограниченными возможностями здоровья, вы читает по слогам.

-Сейчас мы с вами « поиграем со словами, состоящими из пазлов. Давайте выложим из конвертов карточки-пазлы, глядя на картинку соберём слово.

-А сейчас прочтите слова по слогам и расскажите о значении этих слов.

При возникновении затруднения объясняю значение слова «маракасы».

( Это древнейший ударно - шумовой инструмент индейцев, разновидность погремушки, издающий при потряхивании шумящий звук).

-Те, кто хорошо справился с заданием получите фишку со словом « молодец».


- Представьте, что вы подгруппа учеников 2 класса, имеющие общее недоразвитие речи и у вас трудности в словообразовании.

-Следующее задание на образование сложных слов.

-Разбирайте карточки - схемы и конверты с маленькими карточками.

-Прочитайте слова на карточках - схемах. Выложите маленькие карточки с контрастным изображением предметов. А теперь подберите большие карточки с картинками к соответствующему слову.

-прочитайте эти слова. Обратите внимание, как образуются эти слова ( они образуются путём слияния двух слов: чёрный глаз - черноглазый мальчик).


-Мы поработали со сложными словами …а сейчас я вам предлагаю прочитать скороговорки используя мнемотаблицы (мнемотехника)

- Чтобы правильно и плавно читать мы поработаем над речевым дыханием, потренируем плавный выдох. ( Предлагаю раздаточный материал для тренировки воздушной струи).


-все хорошо прочитали слова с опорой на схематическое изображение, получите фишки со словом « отлично».


- А сейчас представьте, что вы подгруппа учеников 3 класса с задержкой речевого развития и вам дан текст с незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями.

-на листе я выписала синонимы, прочитайте тексты и найдите эти синонимы в ваших текстах. Объясните значение этих слов с помощью словарей.( карточек)


Предлагаю образцы текстов:


«Вам не видать таких

сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел……..»

М.Ю.Лермонтов Бородино

Сражение-бой, битва, схватка, побоище.



«..А голова ему вослед,

Как сумасшедшая, хохочет,

Гремит: «Ай, витязь, шею сломишь

даром..»

А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане.

Витязь-солдат, боец, дружинник, ратник, воин.



«..Пошёл он ко своей

Землянке,

А землянки нет уж следа;

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичной белёной трубою..»

А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане.

Светёлка-комната, светлица, горница, каморка.



Лисица к дереву на

цыпочках подходит

Вертит хвостом, с вороны

Глаз не сводит..»

И.А.Крылов Ворона и лисица.



Не сводить глаз - смотреть, глядеть, глазеть.

- Кто активно участвовал в разборе слов - синонимов и назвал значение этих слов получите фишки со словом « блестяще».


Заключительная часть( рифлексия)

Заключительное слово:

-Применение разнообразных логокоррекционных методов и приемов не только на логопедических занятиях, но и на уроках, значительно повышает результативность работы с детьми, имеющими речевые нарушения, побуждает их к активному включению в полноценную учебную деятельность. Это, в свою очередь, помогает избежать серьезных трудностей в дальнейшем обучении Таким образом, учитывается один из главных принципов коррекционного обучения – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы, решаются следующие задачи: - формировать необходимые знания, развивать речь путем накопления, обогащения и активизации словаря, уточнения значения слов и представлений.

- Обобщая свой опыт хочется сказать, что у учеников с ОВЗ характерны ограниченные представления об окружающем мире, не сформированность интеллектуальных интересов и ослабленность мотивационной деятельности. При осознанном чтениини обходимо достигнуть понимания смысловой и идейной сторон произведения. А ученики с ОВЗ имея небольшой словарный запас, не понимают значение слов поэтому чтобы обогатить словарный запас использую показанные сегодня приёмы для коррекцией семантической дислексии.

Обмен мнениями:

Предлагаю продолжить фразу: «Я возьму в свою педагогическую копилку-….»,

« Я ухожу с мастер класса….».

Спасибо всем!

t1697512098aa.gif заключении предлагаю вам раздаточный материал для развития речевого дыхания, Давайте потренируем воздушную стую.

-Вы были очень активны , получите фишу со словом « блестяще».


3. Рифлексия( Заключительная часть.

Заключительное слово

-Применение разнообразных логокоррекционных методов и приемов не только на логопедических занятиях, но и на уроках, значительно повышает результативность работы с детьми, имеющими речевые нарушения, побуждает их к активному включению в полноценную учебную деятельность в условиях дидактической коммуникации. Это, в свою очередь, помогает избежать серьезных трудностей в дальнейшем обучении, способствует полноценному овладению детьми академическими знаниями.


- Таким образом, учитывается один из главных принципов коррекционного обучения – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы, решаются следующие задачи:формировать необходимые знания, развивать речь путем накопления, обогащения и активизации словаря, уточнения значения слов и представлений.

Обмен мнениями:

-предлагаю продолжить фразу:

- я возьму в свою педагогическую капилку-

-я ухожу с мастер класса-

Спасибо всем!
























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации