Мастер-класс «Формирование навыка осмысленного чтения у младших школьников с ОВЗ, через работу со сложными словами»
Мастер-класс учителя – логопеда МБОУ СОШ №4 им Д.М. Перова Комаровой С.А.
« Формирование навыка осмысленного чтения у младших школьников с ОВЗ, через работу со сложными словами».
Цель: мотивация педагогов к применению в своей деятельности логопедических приёмов, направленных на формирование у обучающихся с ОВЗ навыков смыслового чтения.
Задачи:
- создать условия для восприятия опыта работы по развитию навыков смыслового чтения;
- познакомить с некоторыми логопедическими приёмами и пособиями, предоставить возможность для оценки их эффективности на практике;
- содействовать формированию мотивации на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с ОВЗ.
Средства обучения:
- выставка пособий; дидактическая игра «Читаем по слогам»- пазл; игровое пособие в виде карточек - схем; картинки со сложными словами; карточки с напечатанными текстами, раздаточный материал для развития воздушной струи для формирования речевого дыхания.
Время: 15 мин.
Содержание:
1. Организационный момент, положительная мотивация.
Добрый день, уважаемые коллеги. Свой мастер-класс хочу начать со слов К.Д.Ушинского « Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». Во время обучения своих учеников вы сталкиваетесь с разными группами учеников. Есть ученики, у которых и техническая сторона чтения соответствует нормам чтения и они могут осмысленно пересказать текст, правильно выполнить задание. Но в связи с инклюзивным образованием в классах учатся и ученики с ограниченными возможностями здоровья, у которых наблюдается нарушения чтения. Работа с ними предполагает индивидуальный подход в обучении.
2. Вводный момент, выставка пособий.
- Хочу обратить ваше внимание на выставку пособий, которые я использую на своих логопедических занятиях. Использование этих пособий и приёмов - позволяет выстроить логопедическую работу в соответствии с принципом от «простого к сложному».
НА первом этапе формирования навыка чтения: «Знакомство с буквами» использую такие приёмы:
1.Узнай букву и назови.
2.Найди букву и назови.
3.Найди букву среди других букв в тексте и назови.
4.Изобрази букву и назови. (От звука к букве - работа над артикуляционным укладом, показ правильной артикуляции звука. Если есть нарушение звукопроизношения, то проводится работа над постановкой и автоматизацией звука.)
На втором этапе формирования навыка чтения: «Знакомство со слогом» использую упражнения:
1. Узнай слог.
2. Изобрази слог.
3.Прочитай и добавь слог.
4.Раздели слова на слоги.
Третий этап формирования навыка чтения: «Чтение первых слов».
Сразу же начинается работа над смыслом слова.
Упражнения, используемые при семантической дислексии:
1.Слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т – кот, Р, А, М, А – рама; 2.Слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;(В это время исследуется звуко-буквенный и слоговой состав слова. Для учеников, имеющих нарушения слоговой структуры слова проводится коррекционная работа над формированием слоговой структуры слова)
3.Прочитать слово и показать соответствующую картинку.
4.Прочитать слово и выполнить соответствующее действие.
5.Прочитать слово, уточнить понимание значения слова через приёмы словообразования (сложные по слоговой структуре слова)
Четвёртый этап работы: Чтение предложений.
1.Прочитать предложение и показать соответствующую картинку.
2. Прочитать предложение и ответить на вопрос по его содержанию.
3.Дополнить прочитанное предложение другими словами (с помощью вопросов какой? где? куда? и т.д.)
4. Повторить прочитанное предложение, чистоговорку, скороговорку.
Пятый этап: «Работа с текстом»
1.Найди в тексте ответ на заданный вопрос.
2.Разложи серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом.
3.Работа с деформированным текстом. Прочитав изолированные предложения, составить связный текст.
4.Составь план прочитанного текста.
5. Придумать конец или начало прочитанного текста.
- Все эти приёмы я использую для коррекции дислексии.
3. Постановка учебной задачи (Практическая часть)
-Сегодня на мастер классе я бы хотела Вас познакомить с логопедическими приёмами, которые я использую в своей практической деятельности по коррекции дислексии.
-Представьте, что вы подгруппа учеников 1 класса с ограниченными возможностями здоровья, вы читает по слогам.
-Сейчас мы с вами « поиграем со словами, состоящими из пазлов. Давайте выложим из конвертов карточки-пазлы, глядя на картинку соберём слово.
-А сейчас прочтите слова по слогам и расскажите о значении этих слов.
При возникновении затруднения объясняю значение слова «маракасы».
( Это древнейший ударно - шумовой инструмент индейцев, разновидность погремушки, издающий при потряхивании шумящий звук).
-Те, кто хорошо справился с заданием получите фишку со словом « молодец».
- Представьте, что вы подгруппа учеников 2 класса, имеющие общее недоразвитие речи и у вас трудности в словообразовании.
-Следующее задание на образование сложных слов.
-Разбирайте карточки - схемы и конверты с маленькими карточками.
-Прочитайте слова на карточках - схемах. Выложите маленькие карточки с контрастным изображением предметов. А теперь подберите большие карточки с картинками к соответствующему слову.
-прочитайте эти слова. Обратите внимание, как образуются эти слова ( они образуются путём слияния двух слов: чёрный глаз - черноглазый мальчик).
-Мы поработали со сложными словами …а сейчас я вам предлагаю прочитать скороговорки используя мнемотаблицы (мнемотехника)
- Чтобы правильно и плавно читать мы поработаем над речевым дыханием, потренируем плавный выдох. ( Предлагаю раздаточный материал для тренировки воздушной струи).
-все хорошо прочитали слова с опорой на схематическое изображение, получите фишки со словом « отлично».
- А сейчас представьте, что вы подгруппа учеников 3 класса с задержкой речевого развития и вам дан текст с незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями.
-на листе я выписала синонимы, прочитайте тексты и найдите эти синонимы в ваших текстах. Объясните значение этих слов с помощью словарей.( карточек)
Предлагаю образцы текстов:
«Вам не видать таких
сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел……..»
М.Ю.Лермонтов Бородино
Сражение-бой, битва, схватка, побоище.
«..А голова ему вослед,
Как сумасшедшая, хохочет,
Гремит: «Ай, витязь, шею сломишь
даром..»
А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане.
Витязь-солдат, боец, дружинник, ратник, воин.
«..Пошёл он ко своей
Землянке,
А землянки нет уж следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичной белёной трубою..»
А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане.
Светёлка-комната, светлица, горница, каморка.
Лисица к дереву на
цыпочках подходит
Вертит хвостом, с вороны
Глаз не сводит..»
И.А.Крылов Ворона и лисица.
Не сводить глаз - смотреть, глядеть, глазеть.
- Кто активно участвовал в разборе слов - синонимов и назвал значение этих слов получите фишки со словом « блестяще».
Заключительная часть( рифлексия)
Заключительное слово:
-Применение разнообразных логокоррекционных методов и приемов не только на логопедических занятиях, но и на уроках, значительно повышает результативность работы с детьми, имеющими речевые нарушения, побуждает их к активному включению в полноценную учебную деятельность. Это, в свою очередь, помогает избежать серьезных трудностей в дальнейшем обучении Таким образом, учитывается один из главных принципов коррекционного обучения – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы, решаются следующие задачи: - формировать необходимые знания, развивать речь путем накопления, обогащения и активизации словаря, уточнения значения слов и представлений.
- Обобщая свой опыт хочется сказать, что у учеников с ОВЗ характерны ограниченные представления об окружающем мире, не сформированность интеллектуальных интересов и ослабленность мотивационной деятельности. При осознанном чтениини обходимо достигнуть понимания смысловой и идейной сторон произведения. А ученики с ОВЗ имея небольшой словарный запас, не понимают значение слов поэтому чтобы обогатить словарный запас использую показанные сегодня приёмы для коррекцией семантической дислексии.
Обмен мнениями:
Предлагаю продолжить фразу: «Я возьму в свою педагогическую копилку-….»,
« Я ухожу с мастер класса….».
Спасибо всем!
-В заключении предлагаю вам раздаточный материал для развития речевого дыхания, Давайте потренируем воздушную стую.
-Вы были очень активны , получите фишу со словом « блестяще».
3. Рифлексия( Заключительная часть.
Заключительное слово
-Применение разнообразных логокоррекционных методов и приемов не только на логопедических занятиях, но и на уроках, значительно повышает результативность работы с детьми, имеющими речевые нарушения, побуждает их к активному включению в полноценную учебную деятельность в условиях дидактической коммуникации. Это, в свою очередь, помогает избежать серьезных трудностей в дальнейшем обучении, способствует полноценному овладению детьми академическими знаниями.
- Таким образом, учитывается один из главных принципов коррекционного обучения – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы, решаются следующие задачи:формировать необходимые знания, развивать речь путем накопления, обогащения и активизации словаря, уточнения значения слов и представлений.
Обмен мнениями:
-предлагаю продолжить фразу:
- я возьму в свою педагогическую капилку-
-я ухожу с мастер класса-
Спасибо всем!