Статья «Как формировать навык каллиграфического письма младших школьников?»

2
0
Материал опубликован 12 August 2020

Как формировать навык каллиграфического письма младших школьников? (по методике В. А. Илюхиной).

                                                                                    Фидарова А.А.

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                    МБОУ «Средняя школа № 76»

                                                                                    г.Ульяновск

           Всё большую актуальность в наше время приобретает проблема формирования каллиграфического навыка. С каждым годом увеличивается количество детей с трудностями обучения письму. Формирование красивого и правильного письма всегда было важной задачей при обучении детей в начальных классах. Изучением этого вопроса занимались и занимаются такие учёные, как Безруких М. М., Агаркова Н. Г., Боголюбов Н. Н., Гурьянов Е. В., Илюхина В. А., Федосова Н. А. Они рассматривают процесс формирования каллиграфического навыка с разных позиций: «Письмо с секретом», развитие мускульной и тактильной памяти, обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приёмов.

            Следует заметить, что процесс обучения каллиграфии у некоторых методистов похож. При рассмотрении методики Илюхиной В. А. «Письмо с секретом», мы выделяем следующие этапы формирования графического навыка письма, основные для всех методик.

Первый этап состоит в санитарно-гигиеническом аспекте, т. е. в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.

На втором этапе учащиеся должны усвоить написание важнейших элементов букв, усвоить алгоритм письма.

На третьем – писать буквы.

На четвёртом – писать целые слова.

            Все этапы следуют друг за другом, и качество усвоения предыдущего этапа будет отражаться в последующих этапах. Что отличает «Письмо с секретом» от других, и насколько оно эффективно при обучении каллиграфии?

     Дети учатся самостоятельно контролировать себя и анализировать работы, предложенные варианты написания, что помогает им не совершать типичные ошибки. В связи с этим выполняются следующие шаги:

Анализ образца, выделение всех элементов букв, их расположение на линейках в тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.

Анализ материала и орудия действия: тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.

Анализ способа выполнения действия и условия его выполнения.

Анализ исполнительных операций, т. е. необходимо раскрыть способ выполнения действия, выделить признаки, которым он должен отвечать. При этом очень важно вычленить те моменты, которые в сформированном навыке выступают как единое целое: сам процесс написания буквы и его конечный результат.

Составление плана выполнения задания: первоначально анализ задания, материала. Орудий, способа выполнения, а затем перечень исполнительных операций.

Необходимо обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.

    В методике Илюхиной В. А. формированию каллиграфического навыка отдано большое количество часов, причем изучение элементов букв, а в последствии и самих букв, идёт медленно, спокойно, последовательно. В данной методике предлагается следующий алгоритм письма:

Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.

Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение определённого математического расчёта в написание букв, слов).

Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.

Письмо крючковой линии до середины строки.

Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней её линейки, соединяя конец крючка с верхней линией рабочей строки.

Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем секрет»).

Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).

                Таким образом, усвоение такого алгоритма письма детьми через игровую

ситуацию, через вовлечение их в посильную «исследовательскую» деятельность не только формируется и совершенствуется правильный каллиграфический навык, но и решается ряд общих развивающих задач.

Рассмотрев этапы формирования графического навыка письма, шаги и порядок выполнения упражнений, алгоритм письма можно прийти к выводу, что методика Илюхиной В. А. «Письмо с секретом» является наиболее эффективной для формирования каллиграфического навыка.


Литература:

Илюхина В. А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В. А. Илюхина // начальная школа. – 1999. - № 10.- с.37-52.

Методика обучения письму младших школьников («Письмо с секретом» - информационный аспект) (http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2006_02_09.html)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.