Формирование навыков коммуникативного общения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средство социализации
Слайд 1 Формирование навыков коммуникативного общения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средство социализации.
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь позволяет реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе.
Слайд 2 Основная задача в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.
По мнению Льва Семёновича Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.
Активизация коммуникативной деятельности обучающихся предполагает процесс побуждения их к энергичному, целенаправленному общению.
Для более успешной социализации умственно отсталых обучающихся необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Социализация личности обучающегося и формирование коммуникативных навыков выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Объединение направлений не случайно, а закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Слайд 3 Основной целью социально-коммуникативного развития является:
- позитивная социализация воспитанников;
- приобщение к социокультурным нормам;
- традициям семьи, общества и государства.
Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт обучающихся с нарушениями интеллекта. Рекомендуется по возможности приближать воспитательный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненные ситуации.
Слайд 4 ,5, Важное значение в развитии коммуникации имеют экскурсии на природу, в общественные места в магазин, на почту. Обучающиеся многое узнают об окружающем мире и учатся общению во время прогулок и экскурсий. Содержание целевой прогулки меняется в зависимости от времени года. Во время экскурсии происходит обогащение словаря ребенка, чему способствуют разнообразные задания, выполняя которые, ребенок развивается, совершенствует себя и свое мышление. Отвечая полными предложениями, составляя описания того или иного предмета, анализируя его, ребенок активизирует познавательную деятельность. С помощью “живой” наглядности ребенок тренируется в составлении рассказа, а в заключение экскурсии – и пересказа. В таких условиях речь становится более развернутой и последовательной. Такие прогулки приучают обучающихся к взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, общению.
Слайд 6 Такие мероприятия, как традиционный общешкольный туристический слет, Слайд 7 Акция «Чистый берег» - формируют у обучающихся умения просто и чётко выражать свои мысли, отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества. Ребята учатся договариваться, у них развивается речь.
Слайд 8 Навыки коммуникативного общения обучающиеся совершенствуют во время проведения бесед, диалога, часов общения во время экскурсии в библиотеку, Слайд 9 Краеведческий музей, Слайд 10 Музей Боевой славы, Слайд 11 Погранзаставы. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни, обучающиеся получают дополнительные знания в различных областях культуры, науки, изучение родного края. Дети знакомятся с историей города и его жителей. Узнавая много нового и интересного в общении, обогащается словарный запас новыми словами.
Общение со взрослыми и развитие предметной деятельности приводят к появлению предпосылок общения между детьми. Однако эти предпосылки не будут реализованы, если взрослые не будут специально руководить этим процессом. Необходимо создавать ситуации, в которых у детей возникает потребность в общении, а затем подсказывать им адекватные средства общения.
Приведу примеры таких ситуаций:
Слайд 12 Интересная и познавательная экскурсия состоялась по улицам города Бикина, которые названы в честь героев Советского Союза.
Слайд 13 Обучающиеся 9 класса провели акцию "День белых журавлей", посвященную дню памяти погибших во всех войнах. Дети во время этих экскурсий не только раздавали жителям города буклеты и фигурки белых журавлей, но и рассказывали о самих событиях, вступали в разговор с жителями города, общались, задавали вопросы.
Слайд 14 Участвуя в Акции "Путь к обелиску", обучающиеся посещали памятные места нашего города, поздравляли ветеранов войны с Днём Великой Победы, слушали рассказы о войне, читали стихи, пели песни.
Слайд 15 Незабываемые впечатления остались у наших детей от экскурсии в пожарную часть. Сотрудники знакомили детей с работой пожарной части, техникой, которая помогает пожарным тушить пожар, провели познавательную игру – викторину. Интересно прошла беседа с детьми о правилах поведения во время пожара, и причинах их возникновения. Во время беседы обучающиеся задавали вопросы, делились своими случаями из жизни, связанными с темой о пожаре.
Слайд 16 Обучающиеся 6 класса провели Акцию "Брось сигарету!" Дети постарались на улице привлечь внимание жителей города к проблеме курения и вреде курения. Ученики вручали буклеты жителям города.
У каждого человека существует потребность в общении. Дети с нарушениями интеллектуального развития так же, как и другие дети хотят общаться и быть успешными. Умение общаться влияет не только на социализацию людей, но и на развитие личности в целом. Умение общаться для ребенка с интеллектуальными нарушениями очевидна. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.
Слайд 17 Производственные экскурсии благоприятно влияют на выбор будущей профессии. В старшем звене, в рамках профориентационной программы проходили экскурсии в ПМС-217, где ученики познакомились с профессией монтера пути. Много было задано вопросов об этой профессии. Обучающиеся пообщались с работниками, примерили форму, подержали инструменты.
Слайд 18 Обучающиеся посетили продовольственный магазин, познакомились с профессией продавца.
Слайд 19 Побывали на экскурсии в цветочном магазине. Обучающиеся узнали о профессии флориста, побывали в роли продавца и покупателя, учились составлять букеты, узнали много интересного о цветах.
Слайд 20 Куда пойти учиться? Каким профессиям отдать предпочтение? В каких работниках нуждаются предприятия района. На эти и многие другие вопросы во время экскурсии в Центр занятости населения Бикинского муниципального района, обучающиеся получили ответы. Эти экскурсии позволяют обучающимся сделать обоснованный выбор профиля дальнейшего обучения, подготовиться к будущей профессиональной и трудовой деятельности, адаптируясь к современным социальным условиям и требованиям рынка труда.
Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный мир — необходимо развивать у него коммуникативную компетентность. У детей наблюдается положительная динамика, которая заключается в следующем: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.
Это так же позволяет нам надеяться, что после окончания школы наши обучающиеся смогут достойно жить в современном обществе.
Слайд21 Спасибо за внимание
Ковалева Галина Валентиновна
Ирина Владимировна Казарцева
Наталья Наталья(Семашко-Скоренко