Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Специальная индивидуальная программа развития1
обучающегося 1 класса
УЧРЕЖДЕНИЕ
ФИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, 2009 г.р.
на УЧЕБНЫЙ ГОД
Общие сведения о ребенке.
М. А. Д. 2009 года рождения. Родился в … Самарской области. Заключение ТПМПК: По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлено, что ребенок с установленной инвалидностью является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в организации специальных образовательных условий. Умеренная умственная отсталость с поведенческими нарушениями. Социальная дезадаптация. Системное недоразвитие речи тяжелой степени. Рекомендации: обучение по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), обучение на дому, занятия с логопедом/психологом/дефектологом на развитие понимания и активной речи, формирование регулятивного компонента.
Семья полная, в меру обеспеченная. Отец работает, мать – домохозяйка, занимается воспитанием детей. А. второй по счету ребенок. Со слов матери, родственников, имеющих проблемы в психиатрическом плане, нет. Родители к заболеванию сына относятся критически, считают, что ребенок со временем даст позитивную динамику в развитии. Родители ведут трезвый образ жизни. Стиль воспитания матери – демократичный с гиперопекой. Мать и отец любят сына, занимаются его воспитанием. Родители имеют среднее образование. Уровень социальной среды развития средний. Старшая сестра окончила 9 классов общеобразовательной школы и обучается на 2 курсе экономического колледжа. А. проживает в благоустроенном коттедже. У ребенка есть своя комната. В комнате есть книги и игрушки, к которым мальчик совершенно равнодушен. Со слов матери – ребенок в игры не играет, бегает по дому, может схватить любой предмет и бегать с ним по квартире, на улице бегает с палками, которые зачастую грызет.
Диагностический блок
Медицинское обследование и его анализ.
Ребенок родился в срок, вес при рождении 3450 гр, рост 57 см. Роды тяжелые, затяжные. Ребенок родился обвитым пуповиной, с асфиксией. Со слов матери – отставать в развитии стал с самого рождения. А. – ребенок-инвалид.
Логопедическое обследование и его анализ.
Мальчик неконтактен, необщителен, так как речь отсутствует. Строение артикуляционного аппарата в норме, но кривое построение зубов. Речь тихая, нечеткая, невнятная, лепетная, шепчет что-то непонятное очень тихо, разобрать невозможно. Мама утверждает, что ребенок называет несколько слов – мама, бух, все, еще и другие, но при обследовании никаких слов А. не называет. Фразовой и связной речью не владеет. Знает свое имя, понимает и устанавливает элементарные родственные связи с помощью взрослого /мама, папа, баба/; запас сведений об окружающем мире из-за дефектов в развитии не соответствует возрасту – значительно ниже возрастной нормы. На обращенную речь иногда реагирует (можно жестом показать на предмет и попросить принести – мальчик выполняет). Грамматический строй речи отсутствует. Письменная речь отсутствует.
Психолого-педагогическое обследование и его анализ.
А. неспокойный, легко возбудимый мальчик. Общая моторика расторможена. Ребенок может самостоятельно передвигаться – ходит и бегает. Мелкая моторика развита слабо, движения малодифференцированы, неловкие, угловатые. Захват письменных принадлежностей неправильный.
Различение цветов не выявлено, цвета не называет, соотносить отказывается. Геометрические фигуры не знает. Величины не соотносит. При предъявлении стимульного материала не проявляет интереса, материалом манипулирует не по назначению. Взгляд пустой, бессмысленный, несосредоточенный. Увлекается новыми предметами мгновенной и кратковременно.
Азамат не может сосредоточить взгляд на объекте, сопровождать взглядом движущийся объект, передвигаемый взрослым и самим ребенком; может перемещать косточки по проволочной раме, переворачивать плоские предметы. Объекты по форме и размеру не дифференцирует. На слух воспринимает речевые и неречевые звуки. Не воспроизводит ритмы по слуховому образцу и по словесной инструкции. Кожно-тактильное восприятие развито очень слабо, поиграть в «волшебный мешочек» не смог.
Ребенок не ориентируется в помещении; в книге и на листе не ориентируется - манипулятивно перелистывает, рвет и бросает. Не ориентируется с помощью взрослого в схеме собственного тела: не показывает нос, глаза, уши, голову, руки, ночи.
Мальчик не оперирует основными временными категориями: не указывает времена года, части суток даже с опорой на сюжетные картинки.
Восприятие неполное, нецелостное, неосмысленное, пассивное.
На занятиях непоседлив, подвижен, быстро устает, требует частой смены деятельности /через каждые 1-2 минуты/; однообразную, кропотливую работа не выполняет.
Память не развита, не помнит игры и задания, которые выполняли на занятиях, не любит, когда они повторяются, почти каждый день необходимо продумывать новые игры и виды работы, чтобы удержать внимание ребенка хотя бы несколько минут на учебной деятельности, которая практически отсутствует и моментально переходит на игровую развивающую, но не на долго.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышления не развиты. Мыслительные процессы и операции не развиты, логические приемы не выполняет. Динамика мыслительной деятельности нестабильная, скачкообразная.
Навыки самообслуживания не развиты. Знает назначение одежды и обуви, но самостоятельно одеться и обуться не может, не различает стороны одежды, обувь по схеме тела. Самостоятельные навыки обувания, приема пищи и пользования туалетом отсутствуют. Навыки личной гигиены не привиты.
Социальными навыками не владеет: телефоном не пользуется, общественным транспортом пользоваться не может…
Самооценка не выявлена. Мотивационная сфера узкая, потребительская. Сам перед собой не ставит учебные задачи, не ориентируется на готовые задачи учителя. Эмоциональная сфера лабильная, зависит от удовлетворения элементарных потребностей. Во время общения с трудом устанавливает визуальный контакт, удерживать позы во время диалога не может. Мимикой и жестами при беседе адекватно не пользуется.
Положительные аспекты в развитии обучающегося
При предъявлении яркой, красочной наглядности, возможно удержать внимание на несколько минут. Новые игры так же способствуют удерживанию внимания. Если звучит музыка, делает попытки петь.
Проблемы в развитии обучающегося
Отсутствие учебной мотивации. Рассеянное внимание. Нарушение компонентов общения и двигательного развития.
Приоритетные образовательные области, учебные предметы
Язык и речевая практика: Речь и альтернативная коммуникация.
Математика: Математические представления.
Окружающий мир: Окружающий природный мир, Человек, Окружающий социальный мир.
Искусство: Музыка и движение, Изобразительная деятельность.
Физическая культура: Адаптивная физкультура.
Коррекционно-развивающие занятия.
Жизненные компетенции:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях:
умение пользоваться личными адаптивными средствами в бытовых ситуациях;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: формирование элементарных представлений о домашней жизни;
прогресс самостоятельности в быту;
овладение навыками коммуникации:
умение выразить отказ и недовольство, попросить о помощи;
дифференциация и осмысление картины мира:
адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих;
сохранность окружающей предметной и природной среды на примитивном доступном уровне.
Академические компетенций:
формирование на доступном уровне простейших навыков альтернативной речи, социализации.
Индивидуальный учебный план.
В своей учебно-образовательной деятельности при организации индивидуальных занятий Учреждение руководствуется:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Самарской области «Об образовании в Самарской области» от 22.12.2014 №133-ГД;
Приказом минобрнауки Самарской области от 04.09.2014 №276-од «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Инструктивно-методическим письмом «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов» от 23.08.2016 №МО-16-09-01/815-ТУ;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17 июля 2015 г.);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 г. № 4/15);
Методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ (разработаны ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 10 апреля 2014 г.);
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15 (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015);
Положением об организации индивидуального обучения на дому;
Уставом Учреждения.
Сроки освоения программы: 1 учебный год.
Сроки СИПР могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Объем недельной нагрузки обучающегося 1 класса индивидуального обучения - 8 часов.
Индивидуальный учебный план
Исходя из структуры нарушений обучающегося приоритетными областями являются:
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов | |
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 2 | |
Математика | Математические представления | 2 | |
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 0,5 | |
Окружающий социальный мир | 1 | ||
Искусство | Музыка и движение | 0,5 | |
Изобразительная деятельность | 1 | ||
Коррекционно-развивающие занятия | 1 | ||
Итого: | 8 |
При составлении расписания учитывается умственная нагрузка ребенка.
Режим занятий:
Продолжительность урока в первом полугодии - 35 минут. Между уроками – перемены продолжительностью 10 мину. Продолжительность уроков во втором полугодии – 40 минут. Уроки и перемены могут быть сокращены из-за обострения реактивного состояния ребенка.
I полугодие
День недели | Время занятий | Предмет |
Понедельник | 15.05 - 15.40 15.50 - 16.25 16.35 – 16.55 | Речь и альтернативная коммуникация Изобразительная деятельность Коррекционно-развивающее занятие |
Вторник | 15.05 - 15.40 15.50 - 16.10 16.15 - 16.35 16.45 – 17.05 | Математические представления Музыка и движение Окружающий природный мир Коррекционно-развивающее занятие |
Среда | 15.05 - 15.40 15.50 - 16.10 | Речь и альтернативная коммуникация Окружающий природный мир |
Четверг | 14.45 – 15.20 15.30 – 16.05 | Математические представления Окружающий социальный мир |
II полугодие
День недели | Время занятий | Предмет |
Понедельник | 15.05 - 15.45 15.55 - 16.35 16.45 – 17.05 | Речь и альтернативная коммуникация Изобразительная деятельность Коррекционно-развивающее занятие |
Вторник | 15.05 - 15.45 15.55 - 16.15 16.20 - 16.40 16.50 – 17.10 | Математические представления Музыка и движение Окружающий природный мир Коррекционно-развивающее занятие |
Среда | 15.05 - 15.45 15.55 - 16.15 | Речь и альтернативная коммуникация Окружающий природный мир |
Четверг | 14.45 – 15.25 15.35 – 16.15 | Математические представления Окружающий социальный мир |
Расписание коррекционно-развивающих занятий специалистов
День недели | Время занятий | Специалист | Название курса |
Вторник | 14.55 – 15.15 | Учитель-дефектолог | Альтернативная коммуникация |
Четверг | 14.30 – 14.50 | Учитель-логопед | Надо пальцы развивать |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | Количество часов | |
Коррекционные курсы | Предметно-практические действия | 0,5 |
Речевое развитие | 0,5 | |
Итого: | 1 |
Требования, предъявляемые к учебным урокам/занятиям, состоят в следующем:
наличие положительного эмоционального контакта между ребенком и учителем-дефектологом;
обучение, воспитание и развитие ребенка строить в совместной деятельности и общении со взрослым;
выбор и обучение новым навыкам происходит в ситуации, максимально приближенной к повседневной деятельности ребенка;
обучение ведется в рамках эмоционально-значимой деятельности;
деятельность педагога осуществляется совместно с родителями ребенка.
Содержание образования.
Цель разработки программы: достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества посредством индивидуального поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта повседневных социальных контактов.
Задачи:
Создать условия, способствующие развитию способностей обучающегося решать насущные жизненные задачи.
Формировать у ребенка положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом в ходе содержательной деятельности.
Создавать условия для возникновения речевой активности и использования речевого материала в повседневной жизни.
Программа формирования базовых учебных действий2:
Личностные БУД:
Помочь ребенку освоить позицию ученика.
Формировать учебное поведение.
Формировать адекватные реакции и действия на обращения людей.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Регулятивные БУД:
Формирование выполнять действия по подражанию.
Формирование умений выполнять простую инструкцию с опорой на образец или по подражанию.
Коммуникативные БУД:
Формирование готовности обучающегося к эмоциональному, коммуникативному и предметному взаимодействию с педагогом и другими взрослыми.
Формирование навыков взаимодействия с учителем.
Слушание обращенной речи.
Познавательные БУД:
Формировать умение учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности.
Учить обучающегося совместно с учителем дифференцировать и выбирать предметы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ…
Коррекционно-развивающие занятия
Цель - обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы ребенка.
Задачи:
1. Формирование эмоциональной отзывчивости на занятиях.
2. Обогащение чувственного опыта познания ближайшего окружения.
3. Формирование элементарного зрительного, слухового, кинестетического восприятия.
4. Развитие вкусовых ощущений и обоняния.
Содержание:
Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности обучающегося, реализуются учителем через систему специальных упражнений и коррекционно-адаптационных технологий, включают большое количество практических, игровых упражнений и образовательных ситуаций.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У ребенка сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Ожидаемые личностные результаты:
формирование эстетических потребностей — потребностей в общении, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в практической деятельности;
формирование интереса (мотивации) к окружающему миру;
осуществление пошагового контроля своих действий под руководством учителя;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Возможные предметные результаты:
фиксация взгляда на лице человека, на объектах исследования»;
прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом;
эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;
реакция на продукты, различные по вкусовым качествам.
4. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Учебное место включает школьный стол, стул, которые соответствуют росту ребенка. Специальное оборудование: папка с пиктограммами, фломастеры («Малыш»), восковые мелки, пластилин, краски, карточки. Дидактические и игровые материалы находятся вне поля зрения ребенка, появляются в ходе самого занятия.
Игровая часть комнаты - полки с игровым и дидактическим материалами в специальных коробках и корзинах, игрушках, различных конструкторах, настольных коррекционных и развивающих игр.
5. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации программы.
В реализации специальной индивидуальной программе развития участвуют учитель, учитель-дефектолог, родители, согласно рекомендациям, составленным специалистами ТПМПК.
6. Программа внеурочной деятельности.
Цель:
Создание условий обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающегося, развитие здоровой, творчески растущей личности, формирование гражданской ответственности, элементарного самосознания.
Задачи:
Создавать условия для развития социально-эмоциональных, общекультурных умений.
Расширять контакты обучающегося с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы с ребенком, обучающимся индивидуально на дому.
Виды работы
Организация и проведение школьных праздников, утренников, концертов.
Экскурсии в цирк, театр.
Занятия на базе реабилитационного центра.
Включение родителей в организацию внеурочной деятельности.
Содержание:
№ | Направления работы | № | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Спортивно-оздоровительное | 1. | День здоровья. | 12.09 | Учитель и/о, педагог-организатор. |
2. | День здоровья. | 14.05 | Учитель физкультуры, педагог-организатор. | ||
2. | Нравственное | 3. | Экскурсия в осенний парк. | 24.10 | Родители. |
4. | Экскурсия в зимний парк. | 28.01 | Родители. | ||
5. | Экскурсия в весенний парк. | 07.05 | Родители. | ||
3. | Социальное | 6. | День Знаний. | 01.09 | Учитель и/о, педагог-организатор. |
7. | Осенний бал. | 21.10 | Учитель и/о, педагог-организатор. | ||
8. | Новогодний праздник (в РЦ). | 22.12 | Родители. | ||
9. | Новогодний праздник (в школе). | 21.12 | Учитель и/о, педагог-организатор. | ||
10. | День Защитника Отечества (в школе). | 17.02 | Учитель и/о, педагог-организатор. | ||
11. | Народное гуляние «Масленица» (в школе). | 24.02 | Учитель и/о, педагог-организатор. | ||
4. | Общекультурное | 12. | Народное гуляние «Проводы зимы» (в городе). | 26.02 | Родители. |
13. | Праздник 8 Марта (в школе). | 03.03 | Учитель и/о, педагог-организатор. | ||
14. | До свидания, школа! | 25.05 | Учитель и/о, педагог-организатор. |
Ожидаемые личностные результаты:
Наличие:
мотива к общению с разными людьми;
повышения речевой активности;
наличие адекватных реакций и действий на обращения знакомых и незнакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой, кивнуть головой);
желания выполнять с окружающими людьми игровые действия;
умения понимать себя (весело, грустно, хочу, не хочу) и выражать свои чувства;
умения понимать состояния других людей и адекватно реагировать на это: жалеть, радоваться;
элементарная самоорганизация в игре и культурно-массовых мероприятиях.
Возможные предметные результаты:
Наличие умения:
пользоваться средствами альтернативной коммуникации. Жесты: приветствия, прощания, благодарности, отказа, жалости, радости, указательные. Этюды: я слушаю, вижу, радуюсь, плачу, холодно, тепло, хочу, не хочу. Пиктограммы: хорошо, грустно, спасибо.
подавать коммуникативному партнеру карточку, чтобы получить желаемый предмет.
7. Программа сотрудничества с семьей.
Цель:
Обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей обучающегося в интересах ребенка и его семьи.
Задачи:
Организовать психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью.
Повысить уровень осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.
Обеспечить участие семьи в разработке и реализации программы.
Обеспечить единства требований к обучающемуся в семье и в школе.
Организовать регулярный обмен информацией о ребенке, о ходе реализации программы и результатах ее освоения.
Организовать участие родителей во внеурочных мероприятиях.
Содержание:
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1. | Комплексная диагностика специалистами ПМПк. | Сентябрь. | Специалисты. |
2. | Разработка СИПР. | Сентябрь. | Специалисты, родители. |
3. | Посещение семьи. Составление акта жилищно-бытовых условий. | Сентябрь. | Учитель и/о. |
4. | Как помочь ребенку адаптироваться к школе. Рекомендации. | Сентябрь. | Специалисты ПМПк. |
5. | Почта доверия «Что значит: любить своего ребёнка». | Октябрь. | Учитель и/о. |
6. | Семинар-практикум «Ежедневное планирование организации деятельности ребенка дома». | Ноябрь. | Специалисты. |
7. | Круглый стол «Формирование навыков самообслуживания у ребенка». | Декабрь. | Учитель-логопед, педагог-психолог |
8. | Практикум «Особенности учебной деятельности детей с ОВЗ». | Февраль. | Учитель и/о. |
9. | Вечер вопросов и ответов «Поделимся опытом». | Март. | Специалисты. |
10. | Семинар-практикум «Формирование навыков речевого общения с использованием средств альтернативной коммуникации». | Апрель. | Учитель-дефектолог. |
11. | Исследование мнения родителей «Сотрудничаем вместе». | Май. | Учитель-дефектолог. |
12. | Индивидуальные консультации (по запросам родителей). | В течение года. | Специалисты. |
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
В предметно-образовательной среде для обучения представлены следующие оборудование и материалы:
Демонстрационные и печатные пособия:
серии сюжетных картинок «Осень», «Школа», «Сад» и другие;
сюжетные картинки к сказкам;
наборы родо-видовых предметных картинок;
таблицы «Животные», «Время» и другие;
муляжи овощей, фруктов, ягод;
коллекции «Виды бумаги», «Виды ткани», «Насекомые» и другие;
Технические средства обучения:
ноутбук;
мультимедийный проектор;
экран;
принтер;
магнитофон.
Интернет-ресурсы и другие электронно-информационные источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих и развивающих компьютерных программ:
развивающая игра «Веселый счет»;
Видеоролики/аудиозаписи с исполнениями музыкальных произведений, соответствующих темам уроков.
Коррекционно-развивающие игры и игрушки:
шнуровки мягкие, деревянные, картонные;
массажные мячи;
кубики Никитина (уникуб, кирпичики, кубики для всех, дроби…);
коробка форм;
шарики из разного материала (деревянные, пластмассовые, стеклянные);
игрушки на колесах;
пирамидки;
куклы;
кубики;
машинки;
игрушечная посуда;
кукольная мебель;
набор «Животные»;
набор «Птицы»;
деревянные рамки-вкладыши;
геометрические тела;
деревянные кубики «Сложи узор»;
счеты;
нитки разной толщины;
пуговицы;
прищепки разной фактуры и цвета;
бусы (с бусинами разного диаметра).
Спортивный инвентарь:
дартсы;
обручи;
скакалки;
свистки;
флажки;
мячи резиновые разного размера.
Детские музыкальные инструменты и звучащие игрушки:
бубны;
губная гармошка;
дудочка;
барабаны;
свистки;
погремушки.
Автор: учитель-дефектолог Еремеева И.В.
1 Далее СИПР.
2 Базовые учебные действия – далее БУД.
11