Публикация «ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

0
0
Материал опубликован 24 November 2021





ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)








Выполнил:

 слушатель Енина Виктория Игоревна















г. Москва – 2021


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА.

Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям (так же как и

вариант Стандарта С).

Важным условием реализации АООП является возможность для бес-препятственного доступа тех обучающихся, у которых имеются нарушения

опорно-двигательных функций, зрения к объектам инфраструктуры образо-вательной организации. 19 С этой целью на территория и здание образовательной организации должны отвечать требованиям безбарьерной среды.19 Ст. 15 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (собрание законодательства Российской Федерации,1995, № 48, ст. 4563,Российская Газета, 1995, № 234)

В помещениях для обучающихся должно быть предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный про-цесс, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивать максимально

возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществле-

нии учебной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕННОГО РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ

Временной режим образования обучающихся (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной ор-ганизации.

Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавли-вается образовательной организацией с учетом особых образовательных по-

требностей ребенка, отраженных в СИОП, его готовности к нахождению в

среде сверстников без родителей.

Учебный день включает в себя специально организованные занятия /

уроки, а также паузу, время прогулки и процесс выполнения повседневных

ритуалов (одевание, раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и

воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой

(внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продол-

жительность специально организованного занятия / урока с обучающимися

различна и зависит от возраста и психофизического состояния обучающихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МЕСТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Рабочее / учебное место обучающегося создается с учетом его индиви-

дуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

При организации учебного места учитываются возможности иособенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой

целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме

учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени. С учетом того, что обучающихся необходимо учить проводить свое свободное время, для этого в соответствующих местах предусматривается организация обучающей деятельности.

Особенности восприятия обучающихся диктуют необходимость использования большого объема наглядного (графического) материала, (в

случае, если у обучающихся имеется нарушение зрения, то используется

материал для тактильного восприятия), для размещения которого в поле

зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места:

ковролиновые и/или магнитные доски, фланелеграфы и др.

Содержание образования обучающихся включает задачи, связанные с

формированием навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием

пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной

деятельности согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для

формирования данных навыков являются мобильными и готовятся педагоги-

ческими работниками в соответствующих помещениях.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМФОРТНОГО ДОСТУПА РЕБЁНКА С ТМНР К ОБРАЗОВАНИЮ (АССИСТИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ).

Успешному образованию обучающихся во многом способствуют тех-нические средства, к которым относятся ассистирующие / вспомогательные

технологии. Для достижения ребенком большей самостоятельности в пере-

движении, коммуникации и облегчения его доступа к образованию необхо-

димо использовать вспомогательные средства и технологии с учетом степени

и диапазона имеющихся у него нарушений (опорно-двигательного аппарата,

сенсорной сферы, расстройства аутистического спектра и эмоционально-

волевой сферы).

К ассистирующим технологиям относятся:

· индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски,

ходунки, вертикализаторы и др.);

· подъемники;

· приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации;

· электронные адапторы, переключатели и др.

Помимо вспомогательных функций, позволяющих ребенку получить

адаптированный доступ к образованию, технические средства обучения

(включая специализированные компьютерные инструменты обучения) дают

возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучаю-

щихся, способствуют мотивации учебной деятельности, позволяют получить

качественные результат, даже когда возможности ребенка существенно огра-

ничены.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),

· алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами

для «глобального чтения»),

· электронные средства (устройства записи на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный

компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться

для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для

которых она становится доступной.

Освоение содержательной области «Математика» предполагаетиспользование разнообразного дидактического материала в виде:

· предметов различной формы, величины, цвета,

· изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,

· оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку,

группировку различных предметов, их соотнесения по определенным

признакам,

· программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью

которого выполняются упражнения по формированию доступных

математических представлений,

· калькуляторы и другие средства.

Формирование доступных представлений о мире и практикивзаимодействия с окружающим миромв рамках содержательной области«Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования,

интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный

контакт обучающихся с миром живой природы (растительным и животным).

В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей

к образовательной организации территории.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения содержательной области «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) происходит с использованием средств,расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт

обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции

обучающихся на окружающую действительность. Важно, чтобы вобразовательной организации имелся арсенал материалов и оборудования,

позволяющих обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Содержательная область«Человек» предполагает использование широкого спектра демонстративного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с жизнью общества.

Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги,фото альбомы), так и в электронном (воспроизведение записи с носителяэлектронной информации). По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь некоторые атрибуты представителей разных профессий (элементы костюмов, предметы, материалы).

Специальный учебный и дидактический материал необходим дляобразования обучающихся в области «Искусство». Освоение практики

изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного

творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц,кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.

На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен,барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснащение актовых залов воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.

Содержательная область «Физическая культура» должна обеспечивать обучающимся возможность физического самосовершенствования даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами) и др.

С учетом того, что подготовка обучающихся к трудовой деятельности в

рамках содержательной области «Технологии» начинается с формирования у

обучающихся элементарных действий с материалами и предметами, для обучения необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам

материалы, игрушки и прочие предметы. По мере накопления опыта предметно-практической деятельности диапазон формируемых действий постепенно расширяется, увеличивается время их выполнения и меняются их

качественные характеристики. Постепенно формируемые действия переходят

в разряд трудовых операций.

Для осуществления трудового обучения образовательной организации

требуются:

· различного назначения сырье (глина, шерсть, ткань, бумага и др. мате-риалы);

· заготовки (из дерева, металла, пластика) и другой расходный материал;

· материал для растениеводства (семена растений, рассада, комнатные

растения, почвенные смеси и др.) и ухода за животными;

· различные инструменты, соответствующие профилю труда, включая оборудование для трудовой подготовки в области сельского хозяйства, ткачества, элементарной деревообработки, полиграфии, в сфере предо-ставления услуг (бытовых, общепит, гостиничный сервис и др.);

· прочий учебно-дидактический материал, необходимый для трудовой подготовки в образовательной организации.

Кроме того, для обеспечения успешного овладения обучающимися технологическим процессом необходимо создать условия, способствующие выполнению доступных трудовых действий и получения качественного

продукта. Для этого с учетом индивидуальных возможностей обучающихся

создаются алгоритмы действий, расписания в виде ряда графических изображений. Для создания, обработки и распечатки графических изображений образовательной организации необходимого иметь записывающие устройства (например:LanguageMaster“BigMac”, “Stepbystep”,“GoTalk”, “MinTalker”и др.), а также компьютерные програмы

(например: PicTop) и синтезирующие речь устройства (например: AppleiPad)



№ п/п

Название педагогической технологии

Сущность технологии

Возможности использования в инклюзивном и интегрированном образовании


Личностно- ориентированные технологии:


1

Исследовательская (проблемно- поисковая)

Обучение детей через «Открытие»

Возможно использовать как раскрытие нового материала  на уроке, занятии.

2


Коммуникативная

Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

В виде коммуникативной игры

«Вопрос-ответ».






3

Имитационного моделирования (игровая)

Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений и поиск путей их решения.

Представление ситуаций в виде алгоритма действий с последующей отработкой необходимого навыка.

4


Психологическая

Самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.

 Выполнение работы с последующей самооценкой. Игра «Определи качество своей работы».

5


Деятельностная

Способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом.

Обучение по принципу общения, например, работа в группах или парах.

6


Рефлексивная

Осознание ребенком деятельности.

Закрепление материала и подведение итогов занятия.


7

Метод проектов

Интегрирование сведений из разных областей знаний и применение их на практике.

Стимулирование интереса ребят к определенным проблемам через игру, беседу.

Информационно-коммуникационные технологии:



8

Технологии дистанционного и он-лайн обучения

Использование средств дистанционного обучения: электронные системы тестирования, электронные стимуляторы, электронные тренажёры.

Наличие дистанционного оборудования у учащегося.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации