Педагогическая идея «Арт-терапия как средство познавательно-речевого и личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

14
2
Материал опубликован 25 February 2017 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ГКС (К) ОУ РМ «ИНСАРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»


 


 


 

Педагогическая идея

«Арт – терапия как средство познавательно – речевого и личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»


 


 

Воспитатель

Кожевникова Е.В
 

2015 год

Уважаемые члены жюри, участники и гости конкурса, разрешите представить вашему вниманию педагогическую идею, которая легла в основу моей работы: «Арт – терапия как средство познавательно – речевого и личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Актуальность проблемы:

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка воспитанников школы - интерната к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях. В связи с этим, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Важное место в учебно – воспитательном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает воспитанников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. В результате коррекционно – развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушением интеллекта.

Общеизвестным фактом является то, что характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности, т.е. эмоционально – волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно – перцептивная сфера ребенка. У умственно отсталых детей крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми обычными методами и приемами не всегда дает эффективные результаты. Поэтому необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующие их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт – терапия. Ознакомившись с различными методическими материалами по этой теме, я на протяжении года использую виды арт – терапии в работе со своими воспитанниками.

Теоретическая база:

Сегодня в мире накоплен определенный опыт применения достижения арт – терапии в образовательной среде. Арт – терапия считается одним из перспективных направлений в педагогической и социальной работе с детьми, основанном на интеграции изобразительной деятельности и терапии (термин «терапия» в педагогике рассматривается как сохранение психического здоровья ребенка).

Арт – терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества, где важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка.

Эффективность использования арт - терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами. В данном направлении мною изучены работы Алексеевой Майи Юрьевны, Лебедевой Людмилы Дмитриевны, Медведевой Елены Алексеевны, Левченко Ирины Юрьевны.В своих публикациях они подробно освещают воздействие разных средств искусства на  обучающихся, которые позволяют  с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений  осуществить коррекцию нарушений познавательно - речевых процессов и отклонений в личностном развитии.

Исследования, проведенные под руководством Лебедевой Людмилы Дмитриевны, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Практическая деятельность:

В группе, где я работаю, 10 девочек. У всех детей диагноз – олигофрения в степени умеренно – выраженной дебильности, что само по себе подразумевает недоразвитие познавательной сферы. У некоторых детей диагноз отягощен эмоционально – волевыми нарушениями. Все дети имеют проблемы с речью.

С целью создания оптимальных условий для познавательно – речевого и личностного развития детей предусматриваю специальные занятия, в которые внедряю арт – терапевтические методы. Их существует большое разнообразие. Кратко перечислю методы, которые я использую в своей работе.

Библиотерапия – коррекция посредством чтения и пересказа художественных книг. Я применяю следующие формы работы: посещение библиотеки и коллективное чтение книг, рассматривание книг и журналов, чтение с последующим пересказом, ознакомление с аудио - и видеокнигами, инсценировка литературных произведений, разгадывание загадок и логопедические игры.

Изотерапия– коррекция посредством изобразительной деятельности. Мною были проведены следующие занятия: «Золотая осень», «Бумажные фантазии».

Музыкотерапия – вид арт – терапии, где музыка используется в коррекционных целях.Например мною было проведено такое занятие: «Путешествие по морю».

Игровая терапия - метод коррекции посредством игры. Например мною было проведено такое занятие: «Путешествие в страну дорожных знаков».

Сказкотерапия– воздействие чтением сказок, вызывающим положительные эмоции. Например, занятие на тему «В гостях у жадных медвежат».

Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе). Например занятие «Сундучок со сказками».

Имаготерапия – терапия театральным искусством. Здесь я использую и пальчиковый театр, и инсценирование различных сказок, народных традиций. Например «Кудесы – день угощения домового».

Танцетерапия – терапия посредством танцевального искусства. Мною было проведено занятие «Поляна волшебных цветов», «Цветик - семицветик».

Каждое игровое занятие носит интегрированный характер и включает три части – вводную, основную и заключительную.

Вводная часть, целью которой является создание положительного настроя на совместную деятельность, общение. В своей работе я использую такие упражнения: «Здравствуй солнце золотое», «Здравствуй, я рад тебя видеть», «Рукопожатие», «Поздороваемся локтями».

Здесь же я использую кинезиологические упражнения. Цель: стимуляция интеллектуального развития. Упражнения: «Кулак. Ребро. Ладонь», «Слон», «Энергетическая зевота».

Основная часть. Сюда входят игры, дидактические упражнения, игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательно – речевых процессов, моторики и всей личности в целом. Это всевозможные ролевые игры, работа со скрытой картинкой, «Четвертый лишний», определение последовательности в серии картинок, обводка, штриховка, лепка, аппликация, рисование, чтение, театрализация…

Также это может быть психогимнастика и этюды. Цель: развитие мимики и пантомимики. Упражнения: «Изобрази хитрую лису, трусливого зайчика», «Тряпичная кукла и солдат», «В магазине зеркал».

Релаксационные упражнения, следуют за основной частью. Их цель: развитие умения расслабляться и распределять свои силы. Я использую следующие упражнения: «Путешествие на облаке», «Райский сад», «Радуга».

Заключительная часть занятия — это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из "мира свободы, фантазии и игры" в "мир реальности и обязанностей". Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями. Такому обсуждению помогают вопросы типа: «Что вы сегодня создали?», "Во что мы сегодня играли?", "Как мы сегодня играли?", "Что понравилось и что не понравилось, почему?" С целью сплочения детского коллектива задаю вопросы типа: "Хочешь ли ты кого-нибудь поблагодарить за помощь? За хорошую игру? За выдумку?" или "Кому хочешь сказать "спасибо" за сегодняшний день?". "Почему?", или "Кто хочет сказать хорошее слово?" и т.д.

Все занятия строятся при соблюдении основных методологических принципов:

развитие психических процессов через перестройку и развитие мотивационной среды ребенка;

использование наглядных, практических и словесных методов;

организация развивающей работы строится на основе индивидуального подхода;

игровая форма занятий с целью стимулирования заинтересованности;

доброжелательные отношения с детьми;

положительная эмоциональная оценка любого достижения детей;

развитие способности самостоятельной оценки своей работы.

Основная цель моих занятий – не научить ребенка рисовать или танцевать, а по мочь средствами арт – терапии справиться с проблемами, дать выход энергии. Поэтому при организации занятий основными задачами, которые я ставлю перед собой, являются:

развитие познавательно – речевой активности, через использование средств арт – терапии;

использование ресурсовизотерапии, песочной терапии для коррекции мелкой моторики детей;

использование ресурсовтанцетерапии для коррекции движений;

использование сказкотерапии, библиотерапии для решения целого ряда задач: обучения, воспитания, развития личности, коррекции речи, поведения;

расширение кругозора детей, привитие любви к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию;

развитие уверенности в себе;

гармонизация эмоционального состояния;

вовлечение в педагогический процесс каждого ребенка

способство сплочению детского коллектива.

Выводы и перспективы:

Наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что работа в данном направлении дает определенные результаты.Девочки стали лучше разговаривать, их речь стала более связной. В связи с этим дети стали активнее на занятиях. Девочки стали более спокойны, с удовольствием общаются друг с другом, делятся всем хорошим, что происходит с ними за день. Но пока это только ростки, необходимо продолжать эту работу ежедневно. О полной эффективности исправления недостатков говорить еще рано.

Поэтому реализация этой проблемы остается актуальной и работа в этом направлении мною будет продолжаться.

В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:

Продолжение разработки темы.

Создание общей системы работы, связанной с познавательно – речевым и личностным развитием детей, для дальнейшей их социализации в современной жизни.

В заключении хотелось бы отметить, что непременным условием успешности учебно – воспитательного процесса является любовь педагога к детям. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, принимаю его таким, какой он есть и постараюсь сделать его лучше настолько, насколько мне позволит моя любовь к нему, желание помочь ему максимально реализовать его скрытые возможности и педагогическое мастерство. Дети – самое удивительное и интересное в жизни. И совсем не беда, что ростки того, что приходится вкладывать в ум и сердце каждого всходят не сразу и не все вместе. Эти ростки нужно вовремя увидеть, не пройти мимо, не сломать нечаянно и тогда испытаешь глубокое удовлетворение от своего труда. Ребенок любознателен по своей натуре и я постараюсь, чтобы он оставался таким как можно дольше, тогда и научиться он сможет большему.

Литература:

Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.

Глазунова Л. И. Коррекция психоэмоционального состояния человека средствами музыки : учебно-методическое пособие / Л. И. Глазунова. – Белгород: БелГУ, 2004. – 116 с.

Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально – нравственного развития.- СПб.: Речь, 2002.

Колеошкина С. Н. Арт-терапевтические технологии учителя-логопеда // Школьный логопед. – 2007. – № 2.

Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

Лебедева Л.Д. Арт-терапия в системе педагогического образования / Личность: образование, воспитание, развитие. - Сб. статей и научных материалов. – Ульяновск: УлГПУ, 2002.

Лебедева, Л. Д. Арттерапевтические занятия в начальной школе / Л. Д. Лебедева // Образование. – 2001. -№ 1. – С. 116-127.

Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений - М. :Academia, 2001.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Отличная публикация!

18 March 2017

Похожие публикации