Упражнения для устранение дисграфии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через коррекционно-развивающие логопедические занятия

3
0
Материал опубликован 16 November 2018 в группе

«Устранение дисграфии у обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам в условиях ФГОС НОО с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через коррекционно-развивающие логопедические занятия».

Главной целью моей работы является коррекция нарушений письменной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Исходя из основной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

Формирование функционального базиса чтения и письма;

Коррекция нарушения устной речи;

Развитие мотиваций к освоению письменной речи.

Для достижения поставленной цели и задач, своей работе опираюсь на методические рекомендации по преодолению дисграфии у детей с преимущественным нарушением устной речи кандидата педагогических наук, доцента Вартапетовой Г.М.

Упражнения на развитие внимания:

упражнения, направленные на увеличение объема внимания (игра «Пуговица»);

упражнение на словесном материале. Очень удобно проводить такое упражнение в группе, потому что оно включает элемент соревнования. Упражнение проводится с помощью компьютера. Детям предлагается по сигналу «Внимание!» фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть предъявляемый на короткое время материал и записать его. Кто записал больше 5 букв, тот выиграл.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. 1. Одновременное называние цифр в прямом порядке и букв алфавита. 2. Чтение предложений с сопровождением негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. В процессе занятий количество предложений увеличивается.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания. 1. «Усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания». Занятие проводится индивидуально и в группе. Перед началом работы детям сообщается задание: «Перед вами на листке ряд перепутанных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с первой линии, затем перйти к линии 2 и т.д. до конца». Количество линий постепенно увеличивается. Сначала дети следят пальчиком или карандашом, потом переходим на слежение глазами. Результаты ребенка записываются в индивидуальный бланк, который ведется постоянно и дает возможность сравнить полученное время с предыдущим. 2. «Усиление концентрации слухового внимания». Дети очень любят арифметические диктанты, смысл которого заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Дети решают задачи в уме, а результат записывают после команды. Например, даны два числа: 8 и 2… Сложите первое число и второе… и от полученного числа отнимите 3.. пишите! 3. Концентрация внимания и достаточно долгое удержание сосредоточенности достигается в играх-соревнованиях. Перед учащимися ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течении одной-двух минут показывают несколько из них. Затем их закрывают и предлагают ребятам подробно описать каждый предмет, его величину, цвет.

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов (память).

Упражнение1. «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно». Упражнение проводится в два этапа. На первом этапе используются графическое изображение понятия. Ребенку дается задание к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок.

Упражнение 2. «Фигуры». (тренировка зрительной памяти). Дети разбиваются на пары. По очереди раскладывают спички на столе и накрывают их листом бумаги, затем поднимаю его на несколько секунд и показывают друг другу полученную фигуру. Затем по памяти выкладывают «сфотографированную» фигуру и сравнивают с оригиналом.

Упражнение на осознанное восприятие.

Упражнение «Осознание визуального материала». На рисунке представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листком бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 секунд закрываем целиком всю страницу и дети рисуют по памяти предметы первой строки. Затем сравниваем, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее переходим к следующим строкам.

Для снятия излишнего напряжения проводится специальная гимнастика на развитие мелкой моторики пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Такая работа проводится регулярно на каждом занятии с использованием разнообразных игр и упражнений.

У нескольких детей имеется дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза и с ними проводится систематическая работа по развитию умения анализа и синтеза речевых единиц.

Развитие процессов языкового анализ а и синтеза.

Развитие анализа структуры предложения. С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении предлагаются следующие задания:

Определить границы предложения в тексте.

Составить предложения по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.

Составить предложение с определенным количеством слов. Увеличить количество слов в предложении.

Составить предложение из слов, данных в беспорядке.

Составить предложение по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях.

Составить предложение с определенным словом.

Составить графическую схему предложения.

Составить предложения по графической схеме.

Определить место слова в предложении. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Для усвоения навыков письма большое значение имеет умение разделять слово на составляющие его слоги. Слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом.

Исследование письма показало, что дети на письме пропускают гласные. Поэтому работу начинаем с деления слов на слоги, что способствует выделению гласных, при этом делается опора на гласные звуки.

С целью более эффективного формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные проводится предварительная работа по развитию дифференциации гласных и согласных, выделению гласных звуков из слова, которые различаются по способу артикуляции и характеру звучания.

Детям предлагаются слогиНазвать только гласный звук слога

Поднять букву, соответсвующую гласному звуку слога

различной структуры с различными гласными: ух, на, тра, ост. Предлагаются следующие задания:

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы (Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Н.М. Погосова, Д.Ю.Соколов и др.). Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной речи.

Коррекционная работа проводиться, чтобы научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения этих результатов на занятиях по развитию речи я использую речевые игры и упражнения направленные на:

- развитие дыхания и свободы речевого аппарата;

- умение владеть правильной артикуляцией;

- четкой дикцией;

- разнообразной интонацией;

- логикой;

- игры со словом, развивающие связную речь;

- творческую фантазию;

- умение сочинять небольшие рассказы и сказки;

- подбирать простейшие рифмы (Приложение № 2)

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправданно.

Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально-нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определенную роль, ребенок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь – интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенка своих мыслей.

В моей работе театрализацию сказок использую в целях формирования связной речи, совершенствование ее просодической стороны, а также развития образного и элементов логического мышления, памяти, воображения, тонкой ручной моторики дошкольников.

На своих занятиях я использую разные виды настольного театра:

- конусный театр;

- вязанные игрушки;

- резиновые игрушки;

- игрушки из дерева;

- театр на коробках;

- театр на стаканчиках;

- театр на стаканчиках;

- театр оригами;

- бумажные плоскостные персонажи на подставках. (Приложение № 3)

Работа с использованием настольного театра строится по принципу усложнения и включает три этапа.

На первом этапе разыгрываю с детьми знакомые сказки, короткие, с простым сюжетом. Это русские народные сказки «Рукавички», «Козлятки и волк», «Рукавичка» и другие. Язык этих сказок отличается выразительностью, богатыми и точными определениями, сравнениями, несложными формами прямой речи, повторяющимися фрагментами, что способствует лучшему усвоению содержания и запоминанию последовательности событий. (Приложение № 4)

Для второго этапа выбираю небольшие по объему сказки, с несложными, но, главное, незнакомыми или недостаточно знакомыми детям сюжетами, например, «Дорога на мельницу», В.Сутеев «Под грибом», «Кто сказал «мяу»?». К окончанию данного этапа дети становятся увереннее, раскрепощеннее, активнее в речевом плане. У них формируется устойчивый интерес к театрализованной игре, желание принимать активное участие в создании декораций и атрибутов, в инсценировке сказки. (Приложение № 5)

На третьем этапе провожу занятия, где дети самостоятельно инсценируют сказку, озвучивая всех ее героев, при необходимости получая помощь. Данный этап играет важную роль в развитии связной речи воспитанников, так как в процессе проведения индивидуальных занятий дети самостоятельно разыгрывают и озвучивают содержание сказки, отрабатывая при этом прежде всего монологическую форму речи. (Приложение № 6)

Для развития индивидуальных особенностей детей активно применяю гуманистически ориентированные коррекционно-игровые технологии, также здоровьесберегающие технологии. Они включают в себя дыхательную гимнастику, зрительную гимнастику, релаксацию, мимическую гимнастику, пальчиковую гимнастику, сказкотерапию, динамические паузы. Процесс коррекции речи строю не только на основе игры, но и на основе наглядно-практических, активных и продуктивных методов, что стимулирует развитие фонематического слуха, расширение и обогащение словаря, формирование связанной речи. Также в своей работе использую информационно – коммуникационные - использование презентаций.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации