Формирование навыков музыкального исполнения на первых ступенях изучения игры на флейте

0
1
Материал опубликован Сегодня в 12:07

Презентация к открытому уроку 20.11.2023PPTX / 9.85 Мб

/data/files/r1729587971.pptx (Презентация к открытому уроку 20.11.2023)Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«СИВЕРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ И.И.ШВАРЦА»







УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ




На тему:

«Формирование навыков музыкального исполнения на первых ступенях изучения игры на флейте»



Дата проведения: 20 ноября 2023 г.



Преподаватель флейты:

Михайловский Олег Анатольевич



























гп Сиверский

2023 г.

План-конспект учебного занятия


Преподаватель: Михайловский Олег Анатольевич


Дата проведения: 20 ноября 2023 г.


Состав учебной группы: Вейго Филипп 1(8) класс 9 лет; Оглоблина Эрика 1(8) класс 7 лет


Тема учебного занятия:

«Формирование навыков музыкального исполнения на первых ступенях изучения игры на флейте».


Присутствовали: заместитель директора по УВР – Майорова Н.Ю.; заведующий музыкальным отделением – П.Б. Шагин; преподаватели: Ефремова Ю.В., Зеленов И.П, Мильцына О.А., Бабий В.И.; концертмейстеры: Вольмар Н.В., Бахарева Л.А., Н.И.Санникова


Цели занятия:

Познакомить обучающихся с основами музыкального исполнения на флейте, развить навыки игры и выразительность;

Формирование основных компетенций: исполнительских приемов, комплексного развития исполнительского аппарата, необходимых для художественного исполнения музыкальных произведений;

Развитие самостоятельности, творческого мышления, внутреннего слуха, свободы исполнительского аппарата;

Воспитание интереса к музыке, умение сосредоточенно, осмысленно работать над музыкальным произведением.


Задачи занятия:

Образовательные:

Сформировать основные исполнительские навыки игры на флейте на примере произведений разных эпох, разных композиторов.

Сформировать навыки концертного исполнения.

Сформировать представление о музыке разных эпох.

Воспитательные:

Воспитать любовь к музыке, развивать интерес к музыкальным занятиям, учить слушать и сопереживать, способствовать осмысленному восприятию музыки.

Воспитать самостоятельность в работе, развивать навык коммуникативной культуры поведения и общения.

Развивающие:

Развить музыкальные и творческие способности;

Развить эмоциональные и артистические качества;

Развить потребность в самостоятельном разучивании музыкальных произведений;

Развить проявление творческой инициативы;

Развить интеллект – память, внимание, воображение.


Форма занятия – Урок.


Форма организации занятия – Групповая.


Оборудование урока: выставочный зал – 40 кв.м., музыкальный инструмент – флейты, фортепиано, пюпитр, нотные издания, наглядный и раздаточный материал, ноутбук, интерактивная панель, столы, стулья для преподавателей и слушателей.


Методы и приёмы:

Объяснительно-иллюстративный;

Репродуктивный;

Словесный;

Наглядный;

Практический.


Содержание основного блока учебного занятия:

Развитие творческого потенциала средствами инструментального исполнительского искусства.


Планируемый результат:

Развить основные умения и навыки, развить творческие способности обучающейся, сформировать комплекс технического владения инструментом.

Структура урока


Организационная часть (5 минут):

Приветствие;

Объяснение целей и задач урока;

Краткий обзор темы: что такое музыкальное исполнение и его важность.


Знакомство с флейтой (10 минут)

Демонстрация флейты: части инструмента;

Объяснение основной техники захвата (правильная позиция рук);

Упражнения на дыхание: освоение техники глубокого дыхания и поддержания звука.


Основные ноты и первая мелодия (20 минут)

Объяснение первых нот: до, ре, ми.

Игровые упражнения на звукоизвлечение:

Играть каждую ноту по отдельности;

Соединять ноты в простую мелодию (например, «Песенка»).

Прослушивание каждой ноты для развития слуха: сравнение с эталоном.


Заключительная часть (5 минут):

Общая обратная связь: какие навыки удалось развить;

Определение целей на следующем уроке;

Домашнее задание.

Содержание урока


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Слово преподавателя:

(далее курсивом выделена прямая речь преподавателя или ученицы)

(Слайд 1.)

- Добрый день! Сегодня, в рамках аттестации, я провожу открытый урок на тему «Формирование навыков музыкального исполнения на первых ступенях изучения игры на флейте». Со мной сегодняшний урок проводят Вейго Филипп и Оглоблина Эрика. Они оба в этом году только поступили и начали свой путь в освоении флейты.

(Слайд 2.)

Целями этого урока являются:

1) Познакомить обучающихся с основами музыкального исполнения на флейте, развить навыки игры и выразительность;

2) Формирование основных компетенций: исполнительских приемов, комплексного развития исполнительского аппарата, необходимых для художественного исполнения музыкальных произведений;

3) Развитие самостоятельности, творческого мышления, внутреннего слуха, свободы исполнительского аппарата;

4) Воспитание интереса к музыке, умение сосредоточенно, осмысленно работать над музыкальным произведением.

(Слайд 3.)

Задачи занятия:

Образовательные:

1. Сформировать основные исполнительские навыки игры на флейте на примере произведений разных эпох, разных композиторов.

2. Сформировать навыки концертного исполнения.

3. Сформировать представление о музыке разных эпох.

Воспитательные:

1. Воспитать любовь к музыке, развивать интерес к музыкальным занятиям, учить слушать и сопереживать, способствовать осмысленному восприятию музыки.

2. Воспитать самостоятельность в работе, развивать навык коммуникативной культуры поведения и общения.

Развивающие:

1. Развить музыкальные и творческие способности;

2. Развить эмоциональные и артистические качества;

3. Развить потребность в самостоятельном разучивании музыкальных произведений;

4. Развить проявление творческой инициативы;

5. Развить интеллект – память, внимание, воображение.

(Слайд 4.)

Музыкальное исполнение на флейте — это процесс создания музыки с помощью такого прекрасного инструмента, как флейта, который включает в себя не только технические навыки игры, но и интерпретацию музыкального произведения, понимание его эмоционального содержания и стиля.

(Слайд 5.)

Важность музыкального исполнения на флейте:

Развитие технических навыков: Игра на флейте требует от музыканта хорошей координации, дыхательной техники и владения нотной грамотой. Эти навыки формируются через регулярные занятия и практику.

Эмоциональная выразительность: Музыкальное исполнение позволяет передавать эмоции и чувства, что делает музыку более живой и запоминающейся. Исполнитель интерпретирует произведение, добавляя в него свою индивидуальность.

Культурное обогащение: Флейта используется в различных музыкальных традициях по всему миру. Изучение игры на флейте помогает понять и оценить разнообразие музыкальных стилей и культур.

Социальные навыки: Игра в ансамбле или оркестре развивает навыки командной работы, коммуникации и взаимодействия с другими музыкантами.

Когнитивное развитие: Музыка способствует развитию памяти, концентрации и аналитических навыков. Исполнение на флейте требует от музыканта способности к многозадачности и быстрому принятию решений.

Личностный рост: Музыка помогает развивать уверенность в себе, дисциплину и настойчивость. Успехи в игре на флейте могут стать источником гордости и мотивации.

Таким образом, музыкальное исполнение на флейте не только обогащает личный опыт музыканта, но и способствует его всестороннему развитию.


ЗНАКОМСТВО С ФЛЕЙТОЙ

(Слайд 6.)

Флейта — это духовой музыкальный инструмент с богатым звучанием и уникальной конструкцией. При проведении демонстрации флейты важно акцентировать внимание на ее частях и их функциях. Вот основные элементы:

(Слайд 7.)

Беру флейту в руки и начинаю показывать ребятам ее основные части и объяснять для чего они нужны.

Вот основные элементы:

Трубка (тело флейты): Основная часть инструмента, состоящая из цилиндрической или конусной трубы. Она отвечает за создание звука. Обычно изготавливается из металла (например, серебра или никеля) или керамики.

Нажимные механизмы (клапаны): Клапаны (или «дверцы») расположены вдоль трубы. Они открываются и закрываются для изменения высоты тона. Знание о месте и функции каждого клапана помогает исполнителю эффективно управлять инструментом.

Мундштучная часть: Оконечная часть флейты, где музыкант начинает играть. Звукоизвлечение осуществляется при направлении воздуха на край мундштука. Этот участок критически важен, так как правильная техника игры здесь влияет на звучание.

Уплотнители: Герметичные прокладки, которые находятся под клапанами. Они обеспечивают, чтобы при закрытии клапанов не проходил воздух, что необходимо для получения чистого звука.

Регуляторы (рычаги): Механизмы, управляющие открытием и закрытием клапанов. Они могут быть связаны между собой для облегчения работы исполнителя при игре.

Конус (если применимо): В некоторых флейтах, например, в деревянных, может быть конусовидная форма, что влияет на звуковые характеристики и имеет значение для более опытных музыкантов.

Важность демонстрации флейты

При демонстрации флейты важно подчеркнуть, как каждая часть инструмента влияет на звук и технику игры. Это помогает начинающим музыкантам понять не только конструкцию, но и основы исполнения. Кроме того, такая демонстрация способствует развитию интереса к инструменту и повышению мотивации в обучении.

(Слайд 8.)

Правильная техника захвата флейты является основой для успешного исполнения и комфорта при игре.

Во время объяснения правильности захвата помогаю каждому из учеников с постановкой рук.

Вот основные аспекты, которые следует учитывать:

Положение рук

Левая рука:

Расположите левую руку на верхней части флейты.

Указательный палец должен находиться на первом отверстии, средний палец — на втором, а безымянный палец — на третьем.

Пальцы должны быть слегка изогнуты, чтобы обеспечить легкий доступ к отверстиям.

Правая рука:

Правая рука располагается на нижней части флейты.

Указательный палец должен находиться на первом отверстии, средний — на втором, безымянный — на третьем, а мизинец — на нижнем механизме (если он есть).

Пальцы также должны быть изогнуты, чтобы обеспечить легкость в движении.

Угол наклона

Держите флейту под углом примерно 45 градусов к телу. Это позволяет свободно дышать и удобно управлять инструментом.

Расслабленность

Важно, чтобы руки и пальцы были расслаблены. Напряжение может привести к усталости и затруднениям в игре. Регулярно проверяйте, чтобы Ваши руки не были напряжены.

Контакт с инструментом

Убедитесь, что Ваши пальцы касаются отверстий, но не слишком сильно. Легкое прикосновение достаточно для закрытия отверстий и создания чистого звука.

Практика

Регулярные упражнения на захват помогут развить мышечную память и улучшить координацию. Начните с простых гамм и переходите к более сложным пассажам.

Правильная техника захвата флейты — это ключ к успешному музыкальному исполнению. Уделяя внимание положению рук и расслабленности, Вы сможете улучшить свою игру и наслаждаться процессом обучения.

(Слайд 9.)

Одним из важнейших элементов игры на флейте – является правильное дыхание. Для его развития существует много упражнений, некоторые из которых мы сейчас с учениками вам покажем.

Делаем с ребятами упражнения на дыхание.

Вот несколько упражнений на дыхание, которые помогут развить дыхательную технику для игры на флейте:

1. Упражнение «Долгий выдох»

Сделайте глубокий вдох через нос и медленно выдыхайте через рот, произнося звук «сссс». Старайтесь, чтобы выдох был равномерным и продолжительным.

Цель: Увеличить объем легких и развить контроль над выдохом.

2. Упражнение «Счёт на выдохе»

Вдохните глубоко, затем выдыхайте, считая до 10. Постепенно увеличивайте счёт до 15 или 20. (устраиваю обучающимся конкурс на самый долгий счет).

Цель: Развить устойчивость дыхания и контроль над выдохом.

3. Упражнение «Короткие вдохи и длинные выдохи»

Сделайте короткий вдох (1-2 секунды), затем выдыхайте медленно (5-10 секунд). Повторите несколько раз.

Цель: Научиться быстро набирать воздух и контролировать длительность выдоха.

4. Упражнение «Звуки на выдохе»

Вдохните и на выдохе произнесите звуки "а", "и", "у", "э", стараясь удерживать звук как можно дольше и равномернее.

Цель: Развить контроль над дыханием и улучшить звучание.

5. Упражнение «Скорость дыхания»

Вдохните и выдыхайте через рот, постепенно увеличивая скорость выдоха, как будто Вы дышите в свисток. Начните с медленного выдоха и постепенно ускоряйтесь.

Цель: Развить скорость и контроль дыхания.

Эти упражнения помогут Вам улучшить дыхательную технику, что является ключевым аспектом игры на флейте. Регулярная практика этих упражнений сделает Ваше исполнение более уверенным и выразительным.


ОСНОВНЫЕ НОТЫ И ПЕРВАЯ МЕЛОДИЯ

(Слайд 10.)

На начальном этапе изучения игры на флейте важно познакомиться с основными нотами, которые станут основой для дальнейшего обучения. В этом разделе мы обсудим ноты «До», «Ре» и «Ми», их размещение на инструменте и особенности исполнения.

1. Нота «До» (C)

Нота До — это первая нота в нашей последовательности.

Для извлечения звука ноты «До» необходимо зажать пробку 1 (первая ручка, обозначенная одним отверстием) и перекрыть один из нижних пальцев.

Обратите внимание на подходящую технику дыхания, чтобы обеспечить ровный и устойчивый звук.

Практикуем с учениками вместе сыграть ноту «До».

2. Нота «Ре» (D)

Нота Ре — вторая нота после До.

Чтобы сыграть ноту «Ре», зажимаем пробку 1 и добавляем пробку 2 (вторая ручка), оставляя одну (нижнюю) пальцевую отверстие открытым.

Убедитесь, что Ваши губы и язык находятся в правильной позиции для получения чистого звука.

Практикуем с учениками вместе сыграть ноту «Ре».

3. Нота «Ми» (E)

Нота Ми — третья нота в последовательности.

Для извлечения звука ноты «Ми» нужно зажать пробку 1, пробку 2 и пробку 3 (третья ручка), оставляя нижние пальцевые отверстия открытыми.

Практикуем с учениками вместе сыграть ноту «Ми».

Практикуйте плавные переходы между нотами «До», «Ре» и «Ми», чтобы развить хорошую координацию.

Играем сначала вместе переходы, потом ученики каждый по отдельности.

Практические советы:

Регулярная практика: Повторяйте каждую ноту, уделяя внимание дыханию и свободному движению рук.

Слушайте свои звуки: Попробуйте записывать свои упражнения и анализировать звучание.

Устранение напряжения: Убедитесь, что Ваши руки и губы расслаблены во время игры, чтобы избежать лишнего напряжения.

Эти первые ноты являются важной основой для дальнейшего развития музыкальных навыков на флейте. Постепенное и методичное освоение поможет Вам уверенно двигаться к более сложным техникам и произведениям.



(Слайд 11.)

Теперь мы с ребятами немного поиграем, чтобы наши звуки издавались легко и потом сложились в песенку.

Поочередно с каждым ребенком выполняем упреждения, начиная с Эрики

Упражнение «Дыхательные шарики»

Цель: Развить контроль над дыханием.

Представьте, что Вы надуваете воздушные шарики. Сделайте вдох, а затем медленно выдохните через флейту, создавая равномерный звук. Старайтесь удерживать звук ровным, как будто надуваете шарик, не позволяя ему «сдуться».

Помогаю Эрике правильно держать дыхание.

Упражнение «Звуковые волны»

Цель: Научиться управлять динамикой.

Играйте ноту «Ми» и постепенно увеличивайте громкость до максимума, а затем снова уменьшайте. Повторяйте это несколько раз, стараясь соблюдать плавный переход между громкостью.

Стараюсь помочь Филиппу достигнуть максимальной громкости.

Упражнение «Птички на ветке»

Цель: Освоение четкости звука.

Играйте короткие ноты «До», «Ре» и «Ми», представляя, что каждая нота — это птичка, которая приземляется на веточку. Старайтесь, чтобы каждая «птичка» звучала четко и ясно.

Сначала показываю сам, потом прошу детей по очереди повторить.

Упражнение «Воздушные пузыри»

Цель: Обучение расслаблению при звукоизвлечении.

Сделайте вдох, а затем, представляя, что Вы создаете воздушные пузыри, меха выдыхайте звук. Пытайтесь поддерживать лёгкость и расслабленность в руках и плечах.

Упражнение «Играем в прятки»

Цель: Комбинация дыхания и звукоизвлечения.

Играйте одну и ту же ноту, но варьируйте между замедленным и быстрым звукоизвлечением. Например, медленный звук (1 секунда) и быстрый (попытайтесь быстро «поймать» звук, но избегайте напряжения).

Эти упражнения помогут Вам развить навыки звукоизвлечения и улучшить техническую сторону игры на флейте. Не забудьте о регулярной практике и вслушивании в свой звук!

Теперь сыграем с детьми простую песенку «Антошка».

В заключении исполняю детям гамму, чтобы они услышали, как должны звучать нотки.


4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

(Слайд 12.)

Формирование навыков музыкального исполнения на первых ступенях изучения игры на флейте требует терпения и практики. Участие в занятия помогает укреплять технические навыки и развивать музыкальное сознание.

Какие же навыки сегодня удалось развить ребятам:

(обучающиеся перечисляют сами)

Музыкальность;

Артистичность;

Эмоциональность;

Дыхание;

Слух;

Память

Внимание;

Воображение.


(Слайд 13.)

В заключении урока даю ребятам домашнее задание:

Повторить изученные ноты и мелодию;

Сделайте дома упражнение на диафрагмальное дыхание - Лягте на спину, положив одну руку на грудь, а другую на живот. Вдыхайте через нос, стараясь поднимать только живот, а не грудь.

Подготовить короткий музыкальный фрагмент для следующего урока, который будет исполняться уже в группе.


(Слайд 14.)

Наш урок подошел к концу, ребята сильно старались и хорошо потрудились, считаю, что за урок заслуженная оценка – «Отлично».




Преподаватель флейты МБУДО

«Сиверская ДШИ им. И.И.Шварца»

О.А. Михайловский



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Содержательный и полезный ресурс! Хотелось бы ознакомиться со списком источников.

Сегодня в 12:16

Похожие публикации