Формирование навыков осознанного чтения в рамках внеурочной деятельности «Первоклассный читатель»

1
0
Материал опубликован 12 January 2020

Формирование навыков осознанного чтения

в рамках внеурочной деятельности «Первоклассный читатель»


Шалагина Елена Александровна, учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1

города Новоалтайска Алтайского края»


Каждый учитель начальных классов знает, что работа с новым “набором учеников” начинается с чистого листа. В 2018-2019 учебном году набрала очередной первый класс. Столкнулась с тем, что дети не умеют рассказывать прочитанное, истории из своей жизни, свои наблюдения – очень трудна эта задача для половины учеников класса. В школу пришли все читающими (в разной степени), но желания читать не было, чаще читали, потому, что так надо, и задают домой. А ведь ФГОС требует от выпускников начальной школы “…построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу), участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа), использование простейших логических выражений. Элементарное обоснование высказанного суждения. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию)”

t1578819874aa.jpgЕщё в 2012 году на сайте Некоммерческой Автономной Организации “Центр Развития Молодёжи” (http://cerm.ru) прочитала о программе “Первоклассная газета”, и так как с предыдущими выпускниками начальной школы уже работала по этому курсу, то с выбором внеурочной деятельности не было проблем. Первоклассная газета - это еженедельный листок, который раздаётся ученикам один раз в неделю. Ребёнок знакомится с материалом Газеты, изучает предложенные статьи и выполняет увлекательные задания. Задания предполагают разный формат ответа и направлены на формирование различных аспектов читательской компетентности. Это мотивирует ученика и повышает его интерес – задания не надоедают. Вместе с газетой ребёнок не только расширяет свой кругозор, но и учится эффективно работать с информацией, приобретает информационные умения, получает удовольствие от учения. Одна подписка содержит 30 тематических выпусков. “Первоклассная газета” приучает к чтению, расширяет кругозор, формирует читательскую грамотность, реализует идею “Учение с увлечением”. Каждый номер Газеты содержит занимательный материал, цветные иллюстрации и задания. Газета способна увлечь не только детей, но и их родителей. Работать с Газетой детям весело и интересно.


Первый год работали по облегчённому курсу (только с газетой). Работу с Газетой проводили в группе. Дети учились работать с разными формами представления информации: небольшие, привлекательные по содержанию тексты, сопровождаемые графическими изображениями, формировали интерес ученика к чтению. Согласно методическим рекомендациям, использовали полученные сведения на уроках, в играх. Полученные умения в работе с текстом, использовали при чтении Газеты.

В 2019–2020 учебном году работаем по полному курсу (пособие “Первоклассная газета”; конкурсы “ЭМУ”; пособие “Комплексные работы”). Подписку на Газету оформили все ученики класса. В расписании был выделен день для работы с Газетой. Удобнее работать с информацией, когда у каждого ребёнка есть свой экземпляр Газеты (темп работы, личные интересы учащихся…). У детей появился интерес к газете, так как она построена на базе интересного внепрограммного материала, темы актуальны, полезны. Регулярная работа с Газетой помогала детям в формировании информационной компетентности. Учащиеся овладевали приёмами эффективного чтения, навыками поиска информации. На вдумчивое чтение их настраивали занимательные задания, связанные с прочитанной информацией. Газеты у детей хранились дома в файловых папках, потихоньку скапливались в семье и коллекционировались детьми. Правильность выполнения работ не оценивалась, не ставились отметки – чтение “Первоклассной газеты” доставляло учащимся только положительные эмоции.

Подписка собрана так, что сложные и простые номера чередуются. Кроме этого, чередуются разные рубрики. За трудными темами идут лёгкие. Более длинные тексты появляются в поздних номерах. Выдаю номера по порядку. Использую в своей работе различные структуры проведения занятий. Это – вводное занятие, обучение, активная работа, самоподготовка, особые занятия, мониторинговые занятия (комплексная работа), итоговое мероприятие (игра, КВН, викторина).

«Первоклассная газета» даёт возможность:

Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.

Расширить кругозор школьников.

Укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.

Развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску.

Способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.

Мониторинговые занятия провожу, используя рабочую тетрадь «Комплексные работы». Новой формой проверочных работ в начальной школе при реализации стандартов второго поколения определена комплексная работа, позволяющая оценить уровень достижения метапредметных результатов у младших школьников по двум междисциплинарным программам: “Чтение: работа с информацией” и “Программа формирования универсальных учебных действий”. Комплексная работа отличается от других видов проверочных работ по структуре, она включает текст и несколько заданий на межпредметной основе. Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Поэтому в задачных формулировках указаны разные виды деятельности учащихся: прочитай, запиши, допиши, вставь, отметь, соедини и другие.

Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение всей работы. Минимальный критерий в 50% от максимального балла означает, что ученик имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. У такого ученика можно прогнозировать возникновение трудностей в изучении отдельных предметов в основной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными универсальными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Первую комплексную работу выполняли в конце первого класса – результат огорчил всех: детей, родителей, меня. На родительском собрании приняли решение закупить комплексные работы на сайте Центра в интернет – магазине и систематически выполнять тренировочные задания.

За второй год обучения учащимися уже выполнено 3 комплексных работы. Все результаты занесены в специальный электронный журнал, созданный разработчиками. Как только внесены данные по каждому ученику, так готов анализ выполненной работы:

результаты выполнения по классу;

диаграмма;

аналитический отчёт (список учащихся, показавших результаты средние, выше среднего и ниже среднего);

динамика по детям.

Процент выполнения заданий по классу улучшается в каждой группе метапредметных результатов по мере написания комплексных работ. Формирование навыков осознанного чтения продолжается.

«Первоклассная газета» и тетрадь «Комплексные работы» - методический инструмент для педагога. Желаю учителям начальных классов творческого применения данных учебных пособий в своей работе.

Литература:

Программа курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения “Первоклассная газета” (авт. Гордеева А.В., Пинженин П.С.);

Комплексные контрольные работы (1-2 классы);

Методические рекомендации к комплексным работам (1-2 классы);

Электронный журнал для комплексных контрольных работ (1-2 классы).

t1578819874ab.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.