12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шибанова Анна Сергеевна30
Россия, Вологодская обл., Вологда

БПОУ ВО «Вологодский педагогический колледж»


















Рабочая программа внеурочной деятельности

«Юный читатель»

для 1 класса
















Автор-составитель программы:

Шибанова Анна Сергеевна

студентка 4 «Б» группы












г. Вологда

2022 г.


Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Юный читатель» разработана на основе авторской программы «Почитай-ка» О. П. Шишковой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа реализуется в рамках общекультурного направление.

Программа внеурочной деятельности актуальна тем, что в современном мире дети стали мало читать, особенно классическую литературу. Внеурочные занятия по литературному чтению помогут прививать первоклассникам интерес и любовь к чтению и книгам. Данная программа предоставляет возможность учащимся познакомиться с множеством интересных произведений, подходящих им по возрасту и развитию, выходящих за рамки школьной программы, расширить целостное представление о родной литературе. Возможности литературного чтения вводят младшего школьника в общественную жизнь, помогают ему правильно общаться со сверстниками и взрослыми, помогают выражать свои мысли и чувства. Правильное восприятие текстов поможет первоклассникам научиться рассуждать и отстаивать свою точку зрения. Чтение способствует всестороннему развитию личности первоклассника, помогает овладеть словом. Особое внимание на занятиях уделяется заданиям, которые помогают детям правильно осмыслять текст, которые развивают устную речь учащихся. Литературное чтение способствует развитию грамотности, речи, пополняет словарный запас ребенка. Таким образом, данная программа является актуальной, так как застрагивает все сферы жизни ребенка, помогает ему стать грамотным и гармонически развитым школьником.

Цель: Развитие интереса к литературному чтению и воспитание бережного отношения к книге.

Задачи:

- совершенствование навыка чтения учащихся;

- развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

- расширение читательского кругозора;

- формирование первичных представлений о произведениях русских и зарубежных детских писателей;

- совершенствование читательских умений;

- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи читателей;

- развитие способности осознанно анализировать текст произведения.

Программа внеурочной деятельности «Юный читатель» предназначена для учащихся 1 класса (7 – 8лет).

«Литературное чтение» - один из основных предметов в учебой деятельности младших школьников, отставание от которого может повлиять на общее отношение к школе. Возможности литературного чтения помогают ученикам выражать свои мысли, развивают устную и письменную речь, способствуют обогащению словарного запаса. В ходе изучения предмета у обучающихся могут возникнуть различные трудности, так как время на урок ограничено. Внеурочная деятельность не имеет жестких временных рамок, и, к тому же, идет в дополнение основной программы.

Курс изучения программы рассчитан на один учебный год – 32 занятия; 1 час в неделю.

«Юный читатель» – внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются произведения русских и зарубежных писателей, стихотворения. Изучение данного курса дает условия для формирования ценностного отношения учащихся к литературному чтению, для воспитания культуры языка.

Объектом воспитания являются чтение и речь. В основное содержание пять разделов. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к сознательному чтению, анализу произведений. В содержание курса включены литературные игры, которые помогают привлечь внимание и развить интерес у школьников.

Содержание строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел предусматривает использование игровой и практической деятельности. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные, творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, посещение театра, библиотеки, инсценировки, встречи с интересными людьми. Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения.

В процессе изучения курса «Юный читатель» ученики получают знания об известных русских и зарубежных авторах, знакомятся с произведениями устного народного творчества, стихотворениями, сказками современных авторов, рассматривают книги и сборники книг. Учащиеся учатся читать правильно, думать и выражать свои мысли в устой форме. Осознанное чтение помогает учащимся понимать задумки автора, понимать смысл произведений.

Система вопросов и заданий, использование различных методов и форм дают возможность учащимся находить пути решения задач. На занятиях формируется бережное отношение к книгам, за счет работы с учебниками, словарями, сборниками.

Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о предмете «литературное чтение», полученные на уроке.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведениями – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор.


Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое мнение о происходящем.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией книги;

- учиться работать по плану;

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в книге;

- находить ответы на вопросы в книге;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки, инсценировка.

Средством формирования УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотек.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками, работать в паре;

Средством формирования служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Формы аттестации / контроля

спектакль, конкурсы, викторины, литературные игры, разгадывание загадок, ребусов, инсценирование.


















Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание программы

Раздел, тема занятия

Содержание

Формы организации и виды деятельности

Раздел 1. «Книга - наш друг и товарищ» (8 ч.)


Здравствуй, книга! (2 ч.)


Книга, части книги: оглавление.


.


Правила поведения в библиотеке

Знакомство с учебной книгой.

Правила пользования учебной книгой.

Игра «Что за книга живет в твоем портфеле?».

..

Посещение школьной библиотеки.

Путешествие по страницам книги А. Барто (1 ч.)


По страницам произведений А. Барто.

Рассматривание книг, иллюстраций.

Уголок юного поэта. Чтение стихотворений наизусть.


Детские книги с рассказами современных писателей (2 ч.)

Знакомство с К. Чуковским, С. Маршаком

Чтение произведений, определение темы и идеи.

Выставка детских книг.

Инсценирование картин – эпизодов из выбранной книги.

Книги о Родине и родной природе (2 ч.)

Знакомство с произведениями для детей

.

Игра – путешествие по родному краю.

Рассматривание

Чтение, выборочное и самостоятельное.

..

Практическая работа «Изобрази родной край»

Книги о братьях наших меньших (1 ч.)


Книги-сборники о животных.

Поговорим о писателях. Н. Некрасов, В. Бианки.

Викторина.

Слушание и рассматривание иллюстраций.

Поиск нужного произведения.

Выборочное чтение.

Игра «Какой герой мне больше подходит»

2. Раздел 2. «Час потехи» (5 ч.)

Фольклор для детей

Книги-сборники с произведениями устного народного творчества. Знакомство с особенностями произведений устного народного творчества

Экскурсия в школьную библиотеку.

Изучение книг устного народного творчества


Колыбельная и прибаутка как произведение УНТ.

Знакомство с малыми фольклорными жанрами

Чтение и анализ произведений.

Особенности малых фольклорных жанров.

Небылицы и потешки (2 ч.)

понятия «потешка», «небылица».

..

Самостоятельная творческая работа

Чтение и анализ малых фольклорных жанров.

..

Создание своей небылицы.

Практическая работа

Закрепление

Работа в группах «Сочини свое произведение УНТ»

3. Раздел 3 «Что такое хорошо и что такое плохо» (10 ч).

По страницам произведений К. Д. Ушинского (3 ч.)

Произведения К. Д. Ушинского для детей

..

Занятие-утренник «В гостях у автора»

Интеллектуальная игра/Конкурсно-игровая программа «Друзья К.Д.Ушинского»

Слушание. Выборочное чтение. Выборочный пересказ.

..


Викторина. Вопросы и интересные факты.

..



Разгадывание ребусов и пантомим.

Добро и зло (3 ч.)

Произведения Л. Н. Толстого.


..

Произведения С. Я. Маршака.


..

Изучение особенностей языка автора.

Рассматривание иллюстраций.

Литературное слушание.

..

Литературное слушание.

Выразительное чтение понравившегося отрывка.

..

Анализ произведений. Выявление отличительных особенностей.

Конкурс рисунков «Добро и зло в прочитанных произведениях».

У страха глаза велики (3 ч.)

Обращение к прочитанным на уроках литературного чтения произведениям С. Михалкова «Ошибка», «Прививка».

..

Особенности литературного языка автора.


..

Самостоятельная работа

Литературное обсуждение. Анализ произведений.

Лепка главных героев.

..




Чтение нового произведения. Литературная игра «Покажи главного героя так, чтобы другие поняли»

..

Мини сочинения «Чему нас учат герои произведений С. Михалкова».

Книги-сборники стихотворений для детей

Стихи о детях для детей. Книги-сборники, С. Михалкова, А. Барто.

Рассматривание сборников.

Литературная игра «Слушаем и читаем стихотворение».

Практикум «Найди нужное стихотворение в книге-сборнике»

4. Там чудеса… Сказки народов мира (9 ч.)

Народные сказки (2 ч.)

Знакомство с понятием. Русские народные сказки.


……

Сказки народов мира.

Просмотр отрывка сказки «Журавлиные перья»

Отгадывание загадок. Работа с известными русскими народными сказками.

Игра «Соедини половинки»

Инсценировка сказки «волк и семеро козлят». Выставка книг.

..

Обсуждение и анализ темы и идеи просмотренного отрывка.

Иллюстрирование героев.

Пантомима. Выставка книг.

Книги русских писателей-сказочников

Сборник сказочных историй А. Н. Толстого «Приключения Буратино».


Литературное слушание. Работа с ребусами.

Викторина.

Инсценирование.

Работа с палиндромами.

Книги зарубежных писателей

Зарубежные писатели.

Изучение произведений Ш. Перро.

Литературная игра «Герои книг Ш. Перро».


Практическая работа «Герои из природных материалов».


Дети – герои книг(3 ч.)

Дети – герои сказок. По мотивам русских народных сказок.

..

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Мушка», Н. Носов «Мишкина каша»).

Дети – герои стихотворений. (А. Барто, С. Михалков).


Литературная игра «Вспомни героя сказки»

Чтение и инсценорование.

..

Обсуждение данных рассказов, стихотворений. Чтение и выборочный пересказ. Иллюстрирование.

..

Обсуждение известных сказок, рассказов, стихотворений.

Работа с книгами, поиск нужной информации в них.

Литературная игра «Расскажи о любимом герое»

Творческий проект

Представление результатов

«Чему меня научили занятия в «Юном читателе».


Раздел 3. Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Особенности реализации

Формы аттестации

(контроля)

всего

теория

практика


Раздел 1.

«Книга – наш друг и товарищ»

8

3

5





Тема 1.

«Здравствуй, книга!»

2

1

1

Познавательная, игровая




Тема 2

«Путешествие по страницам книги А. Барто»

1

0.5

0.5

Познавательная, творческая

Стихотворения были заданы на уроке литературного чтения.



Тема 3

Детские книги с рассказами современных авторов

2

0.5

1.5

Познавательная,




Тема 4

Книги о родине и родной природе

2

0.5

1.5

Познавательная,




Тема 3.

«Книги о братьях наших меньших»

1

0.5

0.5

Познавательная, игровая


Творческая работа по разделу


Раздел 2.

«Час потехи»

5

1.5

3.5





Тема 1.

Фольклор для детей

1

0.5

0.5

Игровая, творческая

До проведения занятия-сказки дети получили названия сказок, которые можно инсценировать.

Творческая работа

«Сочини загадку»


Тема 2

Колыбельная и прибаутка как произведения УНТ

1

0.5

0.5

Познавательная,




Тема 3.

Небылицы и потешки

2

0.5

1.5

Познавательная, творческая

При создании небылицы у детей должно быть сформировано понимание определения произведений УНТ, знание особенностей малых фольклорных жанров, небылицы в том числе.



Практическая работа

1

0

1

творческая




Раздел 3.

Что такое хорошо и что такое плохо

10

2

8





Тема 1. По страницам рассказов К. Ушинского

3

0.5

2.5

Познавательная, игровая, творческая

Занятие–утренник проходит в форме викторины по произведениям К. Ушинского.

Заранее на уроках и дома дети читали и изучали эти произведения.



Тема 2.

Добро и зло

2

0.5

1.5

Познавательная, творческая

С частью произведений данных авторов дети знакомились ранее на уроках литературного чтения.

Конкурс рисунков проводится именно по произведениям двух данных авторов.



Тема 3.

У страха глаза велики

3

0.5

2.5

Познавательная, творческая




Тема 4.

Книги-сборники стихотворений для детей

2

0.5

1.5

Познавательная

Уделять внимание правильности работы с книгой-сборником.

Делать акцент на чтении стихотворений с паузами и остановками.

Практическая работа по разделу


Раздел 4.

Там чудеса… Сказки народов мира.

9

2.5

6.5





Тема 1.

Народные сказки

2

0.5

1.5

Познавательная, творческая, игровая

Пантомимы дети показывают самостоятельно, исходя из главной мысли сказки.



Тема 2.

Книги русских писателей-сказочников

1

0.5

0.5

Познавательная, игровая, творческая

Инсценирование проводится по историям, которые дети уже прочитали.

На представление приглашаются родители.

Творческая работа «Познакомимся с Буратино»


Тема 3.

Книги зарубежных писателей

1

0.5

0.5

Познавательная, творческая, игровая

Поделки ребята делают в парах, список материалов был назван родителям заранее.

Творческая выставка работ из природных материалов



Тема 4.

Дети герои книг

3

1

2

Познавательная, игровая.

Литературная игра проводится в форме викторины.

Темы итогового проекта дети узнают за 2 мес. до конца учебного года.



Творческий проект

2

0

2





Всего

32

8.5

23.5







Описание материально-технического обеспечения процесса

Литература:

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №343) с изменениями и дополнениями от 31.05.2021 г. – Текст: электронный // Гарант. ру. – URL: https://base.garant.ru/400907193/

Шишкова, О. П. Авторская программа «Почитай-ка» для внеурочной деятельности младших школьников (1 класс). - Текст: электронный // Видеоуроки. – URL: https://videouroki.net/razrabotki/rabochaia-proghramma-kruzhka-pochitai-ka-1-klass.html

А. Барто «Произведения для детей»

А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

Книги-сборники стихотворений для детей С. Михалкова, А. Барто

В. Осеева «Мушка»

Н. Носов «Мишкина Каша»

Русские народные сказки

Ш. Перро. Сказки

К. Чуковский «Произведения для детей»

С. Я. Маршак «произведения для детей»

Н. Некрасов, В. Бианки «Произведения о животных для детей»

Произведения устного народного творчества

Произведения К. Д. Ушинского для детей

Произведения Л. Н. Толстого для детей

С. Михалков «Прививка», «Ошибка».


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.