Формирование экологической культуры у студентов колледжа в рамках внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры у студентов колледжа
в рамках внеурочной деятельности.
Климова Е.Ю,, преподаватель ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» г.Мичуринск
Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочная деятельность призвана решать задачи воспитания и социализации студентов, она является одной из форм организации свободного времени и организуется для удовлетворения потребностей студентов в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности[1]. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого студента, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых студентов и педагогов. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- оптимизировать учебную нагрузку студентов;
- улучшить условия для развития личности;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности студентов.
Современный подход к содержанию и организации внеурочных занятий предусматривают внеурочную и внеклассную деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие здоровья молодёжи. Приоритетами развития общества и государства являются привитие привычек здорового образа жизни, культивирование экологической и общей культуры, культуры безопасного поведения молодого человека, а так же развитие патриотизма и любви к Отечеству.
Экологический туризм относится к тем видам деятельности, воспитательный потенциал которых практически неисчерпаем.
Современное общество, вооружённое техникой, развивающее технологии, производство, науку, использующее огромное количество энергии, несёт в себе мощную силу, воздействующую на Землю в целом и её ресурсы в частности. Это влияние зачастую не учитывает законов природы, а потому результаты взаимодействия человека и планеты могут быть непредсказуемыми. Люди не раз сталкивались с природными катастрофами, спровоцированными их деятельностью, а потому экологические вопросы сегодня более чем актуальны.
Экология как наука способна подсказать пути выхода из нарастающего кризиса. Именно она раскрывает законы связей, являющихся базой для устойчивости жизни. Но понимание людьми значимости отношений с природой, принципов их правильной организации невозможно без формирования и развития в обществе высокой экологической культуры.
Экологическая культура – это ещё и возможность использовать свои знания в повседневной деятельности. Недостаточно уметь оперировать тематической информацией, важно найти ей практическое применение. Соответственно, экологическая культура имеет две важные составляющие:
Экологическое сознание – совокупность мировоззренческих представлений, экологических позиций, отношения к окружающей среде, развитие подобных стратегий в работе и прочей деятельности, оказывающей воздействие на природные объекты.
Экологическое поведение – совокупность непосредственных поступков людей, имеющих какое-либо отношение к использованию ресурсов и влияющих на природное окружение. Работа по внедрению необходимых знаний в массы, пояснению масштабов проблемы ведётся уже на межгосударственном уровне. В частности, ООН, созданная для укрепления безопасности и мира, развития международного сотрудничества, одним из своих ведущих проектов называет программу «Экологическая культура». Воспитание экологической культуры студентов, как будущего страны, должно стоять на первом месте в деле нравственного воспитания молодежи[6].
Экологическое воспитание студентов предусматривает целенаправленное формирование экологического стиля мышления, необходимых экологических, юридических, нравственных и эстетических взглядов на природу и место в ней человека, научного понимания проблем экологизации материальной и духовной деятельности общества.
В работе со студентами можно выделить следующие направления, которые способствуют конкретизации основных задач:
- развитие интереса к вопросам взаимоотношений человека с природой;
- формирование экологического восприятия - умения слышать, видеть, обонять, осязать природу во всей ее гармоничной естественной и эстетической целостности;
- формирование философского понимания значения экологии для человека;
- развитие социально ценных мотивов личного отношения студентов к природе;
- вовлечение студентов в непосредственную работу по охране природы и среды обитания;
- осуществление экологического туризма
Среди большинства людей сложилось ошибочное представление о том, что охрана окружающей среды - это задача исключительно ученых, директоров промышленных предприятий и коммерческих кампаний.
На самом деле охрана окружающей среды начинается с развития экологической культуры каждого человека. Если люди не будут оставлять мусор в зонах природы, бездумно уничтожать растения и животных, а, по-возможности, даже восстанавливать природные богатства (убирать мусор, сажать деревья, и т.д.), то значительная часть экологических проблем будет решена [5]. Ведь, если смотреть в будущее, то директора предприятий, загрязняющих окружающую среду, и хозяева коммерческих кампаний, не желающих переходить на альтернативные источники энергии, вырастают из современных студентов. Поэтому экологическое воспитание - это задача всех образовательных структур, в том числе - и колледжей.
Наиболее благоприятный вид деятельности для экологического воспитания - это туризм, поскольку, непосредственно соприкасаясь с природой, человек учится ее любить и беречь. Однако туризм часто оказывает и разрушающее воздействие на природу из-за загрязнения мусором лесов, рек, возникновения пожаров от неграмотного поведения туристов.
Гораздо более безопасным для природы является экологический туризм, цель которого - не вредить природе. Он предполагает очень бережное отношение к природе и человеку в ней. Занятия экологическим туризмом помогают изменить сознание человека из чисто потребительского отношения к природе на познание природы, единение с ней и сотрудничество, что и является основой экологической культуры. [4].
В чем преимущества культурно-экологического туризма:
Возможность познакомиться с природой и достопримечательностями.
Во время походов обеспечивается нагрузка на различные группы мышц, которой очень не хватает при современных условиях жизни.
Общее укрепление и оздоровление участников.
Получение полезных навыков, которые могут пригодиться в дальнейшем.
Виды экологических туров зависят, прежде всего, от параметров, по которым происходит классификация[2] . В этом случае существует несколько вариантов:
1.Научный туризм. Он проходит по особым территориям, в том числе охраняемым, а одной из основных целей становится изучение местности.
2.Туры по истории природы. Позволяют получить полезную информацию и проводятся в образовательных целях.
3.Программы с приключениями, которые проходят максимально активно.
4.Обычные туры с посещением наиболее интересных мест, с целью знакомства с ними и осмотра
Развитие данного направления в нашей стране происходит не так быстро, как хотелось бы[3]. Этому есть несколько причин:
1.Нет достаточно компаний, которые бы работали в данной сфере.
2.Сейчас экотуризм особенно не рекламируется. Вкладываются средства в продвижение стандартных туров по привычным направлениям, тогда как такой вариант остается на втором плане.
3.Только начинает создаваться инфраструктура, не все интересные зоны имеют базы для размещения туристов.
4.Недостаточно инвестиций. Владельцы капиталов вкладывают средства в развитие привычных курортных зон, чтобы с большой вероятность получить доход. Очень сложно убедить инвесторов предоставить деньги на проект создания баз для посещения уникальных природных объектов.
5.Люди в нашей стране только начинают интересоваться этим направлением, но постепенно спрос повышается.
6.Очень немногие компании сейчас занимаются подготовкой маршрутов экологического туризма и создают новые программы.
Большие возможности открываются для экотуризма на территории Тамбовской области. В целях становления и развития туристической индустрии в области была принята «Концепция развития туризма на территории Тамбовской области до 2035 года».
В соответствии с Проектом Концепции развития туризма на территории Тамбовской области до 2035 года туристская специализация муниципальных образований Тамбовской области с учётом имеющихся ресурсов представлена следующим образом:
‒ культурно-познавательный туризм характерен для всех муниципальных образований Тамбовской области;
‒ событийный туризм наиболее развит в городах: Тамбове, Мичуринске, Рассказово, Уварово; Мичуринском, Мучкапском, Тамбовском, Сосновском, Уваровском районах;
‒ религиозный (паломнический) туризм в наибольшей степени развит в городах: Тамбове, Моршанске, Мичуринске, Сосновском районе;
‒ сельский и экологический туризм представлен в Инжавинском, Тамбовском, Знаменском районах, а также в той или иной степени в других муниципальных районах области;
Обладая богатой историей, культурными и спортивными традициями, живописными природными ландшафтами область имеет возможность развития приоритетных направлений туризма: культурно-познавательного, спортивного, событийного и аграрного, в том числе и экологического туризма: разработка туристических маршрутов с целью посещения памятников природы, природных охраняемых зон.
Студенты Промышленно-технологического колледжа так же интересуются возможностями экотуризма на территории города Мичуринска и Мичуринского района. Были проанализированы разнообразные источники информации, карты города и Мичуринского района и предложены варианты наиболее интересных для посещения экотуристами памятников природы краевого и местного значения. На основе этого материала было разработано несколько маршрутов посещения.
Маршрут 1. Садово-парковый памятник «Основной питомник имени И. В. Мичурина» - памятник природы «Дуб черешчатый» (на территории Основного питомника имени И.В.Мичурина) – памятник природы «Дуб черешчатый» (на территории Парка и отдыха г. Мичуринска).
Данный маршрут можно осуществить, не выезжая из города: начать маршрут лучше с центра города, там, где находится городской парк культуры и отдыха, по адресу ул. Советская 355А, время работы: вторник-воскресенье 10.00-22.00. На территории парка находится памятник природы «Дуб черешчатый».
Следующая точка маршрута садово-парковый памятник «Основной питомник имени И. В. Мичурина» находится на улице Основной Питомник в восточной части города, на берегу реки Лесной Воронеж. Для прохождения пешего маршрута необходимо по Украинской улице, спуститься к реке Лесной Воронеж, пройти на левый берег реки по пешеходному мосту. Общественным транспортом можно добраться на автобусах№№3, 4 до остановки «Питомник», пройти к реке Лесной Воронеж, перейти по пешеходному мосту. Режим работы: ежедневно с 9.00 до 17.00, выходной - понедельник. Окончанием маршрута можно считать памятник природы «Дуб черешчатый», который находится на территории Основного питомника И.В.Мичурина.
Маршрут 2 Урляпово городище – Урляпов вал – Урляпов перелаз. Данный маршрут начинается с памятника природы регионального значения Урляпово городище, который расположен на территории муниципального образования "Мичуринский район" на расстоянии 1,1 км западнее с. Новое Хмелевое. Добраться туда лучше всего автотранспортом, используя данные навигатора или автобусом маршрута № 125 Мичуринск – Новоникольское или автобусом Мичуринск – Хмелевое, но этот способ наименее удобен, т.к. выйдя из автобуса необходимо пешком добраться до объектов: «Урляпов вал» и «Урляпов перелаз».
Таким образом, экологическое воспитание студентов предусматривает целенаправленное формирование экологического стиля мышления, необходимых экологических, нравственных и эстетических взглядов на природу и место в ней человека, научного понимания проблем экологизации материальной и духовной деятельности общества.
Список литературы
Закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции)
Бочкарева Т.В. Экотуризм: анализ существующего международного опыта / [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/ bochkareva.htm.
Здоров А. Б. Экономика туризма / А. Б. Здоров. — М.: Финансы и статистика, 2017. — 268 с.
Зорин И. В. Энциклопедия туризма: Справочник / И. В. Зорин, B. А. Квартальнов. — М.: Финансы и статистика, 2017. — 368 с.
Ким С.Г., Бахлайтнер. Социология туризма или о социологии путешествий / РЖ. Серия 11.Социология. 2016, № 3.– с.90-97.
Степанова Е.Н. Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии: сб. метод, разработок. [Текст]/ Е.Н.Степанова. – М., 2018г.