Выступление «Внеурочная деятельность в рамках ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 11
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
(из опыта работы).
Учитель начальных классов
I квалификационная категория
Бакирова Л.Б.
Кизел, 2017г.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо
Тема самообразования: «Внеурочная деятельность в рамках ФГОС».
Цель самообразования: создать наиболее благоприятные условия для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Перечень вопросов по самообразованию:
*изучение литературы: стандарты 2 поколения, интернет ресурсы : И. Г. Андреева, Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И. Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.-2011.-№3.
*анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся.
* изучение педагогический опыт других преподавателей в данной теме.
Предполагаемый результат:
*разработка рабочей программы кружка «Здоровейка»;
*создание комплектов педагогических разработок;.
*формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к здоровью, способности к самооценке, умение планировать и контролировать свои действия.
* участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного МО учителей начальных классов. Обмен опытом с другими учителями.
Этапы работы над темой:
Диагностический - изучение литературы по данной проблеме и имеющегося опыта; определение цели и задач работы над темой.
Прогностический - разработка систем мер, направленных на решение проблемы; прогнозирование результатов.
Практический - внедрение опыта работы, оформление результатов работы по теме самообразования.
Подведение итогов - отслеживание результатов работы.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об образовании".
В последние годы возникла устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся на всех ступенях образования. По оценкам специалистов до 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% учащихся, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.
Занятия внеурочной деятельностью значительно требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями.
Исходя из диагностических и прогностических этапов, я вышла на проблему для своего класса в 2015 году и продолжаю ее сейчас.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.
Причиной резкого снижения уровня здоровья детей младшего школьного возраста являются:
- социальные потрясения;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- малоподвижный образ жизни;
- перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;
- неполноценное питание.
Свою внеурочную деятельность я организовываю по спортивно-оздоровительному направлению. В течение данного времени работаю по программе «Здоровейка».
Формирование здоровой личности с высоким уровнем физического, психического, нравственного и социального здоровья является целью кружка « Здоровейка».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
содействовать всестороннему развитию ребёнка средствами танцевальной хореографии и приобщение детей к танцам через участие в различных конкурсах и танцевальных мероприятиях.
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из 7 разделов:
«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма; (посещение плавательного бассейна
«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В своей работе использую разные формы и методы:
Беседы: « Полезные и вредные продукты», «Вредна ли жевательная резинка». «Гигиена правильной осанки», «Мой внешний вид – залог здоровья.
Круглые столы: «Мир моих увлечений», « Компьютер. Плюсы и минусы»,
Дни здоровья с родителями. Поездки на Иванов лог, спортивные соревнования.
Поездки в плавательный бассейн с обучением плаванию. Многие учащиеся боялись опуститься в воду, не умели плавать. Но благодаря еженедельным занятиям, учащиеся получили навык держания на воде, многие не боятся плавать на глубине, меньше болеют простудными заболеваниями.
Конкурсы рисунков (городские и школьные) на тему: «Скажем НЕТ вредным привычкам», «Мы - за здоровый образ жизни.
Во внеурочной деятельности моего класса так же рассматривается и второе направление – художественно - эстетическое.
По соглашению с родителями и культурно - спортивным центром, учащиеся моего класса посещают занятия хореографии. Что способствует развитию правильной осанки, легкой походке, снятию эмоционального напряжения. Умению держаться на сцене.
В 1 классе приходилось вести большую работу с родителями по посещению данного кружка в выходной день, т.к. одного раза в неделю было недостаточно. Но позже, дети еще с большим удовольствием стали посещать кружок. Потому, что уже на первом году занятий, они стали участниками школьных, муниципальных, танцевальных конкурсов, а так же принимали участие во всех городских праздниках. Были участниками 11 фестиваля искусств «Наш пермский край» им. Д. Б. Кабалевского, в номинации « Хореография», который проходил в Перми.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности учащимся удаётся:
сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья.
обеспечить высокий охват обучающихся класса регулярными занятиями физической культурой и спортом;
увеличить объём двигательной активности детей;
активизировать помощь родителей, общественности по сохранению и укреплению здоровья детей, продолжать принимать участие в различных хореографических конкурсах
Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна. Если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких- либо достижений. В этом году в конце учебного года планирую провести анкетирование среди родителей и учащихся с целью выяснения, что понравилось на данных занятиях, что можно спланировать на следующий год, на какие темы стоит больше обратить внимания. Провести с медицинским работником школы диагностику по простудным заболеваниям моего класса за 2 учебных года.
Список используемой литературы:
http://spsinturina.edurm.ru/index.php?catid=8:2011-05-03-10-27-22&id=25:2011-05-03-10-52-32&Itemid=2&option=com_content&view=article - Здоровье сберегающие технологии в начальной школе.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Обухова Л.А. «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы», М.: «ВАКО» 2007
Трефилова Раиса Поликарповна