Формирование орфографической зоркости у учащихся 5 класса пр работе с фразеологическими оборотами
Пояснительная записка к презентации
Здесь будет файл: /data/edu/files/t1453456500.pptx (Формирование орфографической зоркости у учащихся 5 класса)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Здесь будет файл: /data/edu/files/t1453456500.pptx (Формирование орфографической зоркости у учащихся 5 класса)
Предварительный просмотр презентации
Учитель русского языка и литературы Лебедь О. С. МБОУ СШ №13 имени Э.Д.Балтина г. Смоленск Формирование орфографической зоркости учащихся 5 класса при знакомстве с фразеологическими оборотами.
Допишите окончание Е или И у существительных 1-ого склонения и укажите падеж имен существительных: До последней капл… Капля по капл.. Висеть на ше… Гадать на кофейной гущ… По мановению волшебной палочки… Лезть из кож… Мороз по кож… Ниже всякой критик… Глядеть правд… в глаза Ходить по струнк… (ниточк…)
Диктант. Первая ласточка. Все народы стран умеренного климата считают ласточку вестницей весны. С давних пор есть выражение «первая ласточка». Это выражение указывает не только на приметы весны, но и на приближение чего-то радостного. Но люди заметили, что не всегда прилёт первой ласточки означает начало весны. Поэтому возникло и другое образное выражение: «Одна ласточка весны не делает».
Объясните смысл этих выражений: Сматывать удочки. Попасться на удочку . На живую нитку сшито. Плясать под чужую дудку. На всех парусах.
«Доскажите словечко»: Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: «Водой…» Мы исходили городок Буквально вдоль и … И так устали мы в дороге, Что еле … Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь… Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес,... Ребята слушать их не станут: От этой песни… (Ответы: …не разольешь; …поперек; …волочили ноги; … медвежью услугу; …кто по дрова; …уши вянут).
Подливать масла в огонь - усердствовать. Набрать в рот воды – подзадоривать. Из кожи вон лезть –заискивать. Сгонять семь потов – безмолвствовать. Ползать на брюхе – изматывать. Давать волю кулакам – обманывать. Волком быть – избивать. Открывать душу – жаловаться. Обводить вокруг пальца – рассказывать (откровенно). Валить с больной головы на здоровую – перекладывать вину. Исправьте ошибки: соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.
*Как это принято у змей, Кусают за ногу Гадюки, А потому При встрече с ней Берите, дети, ноги в руки! - Какой совет вы услышали? Как вы его поняли? *Нахмурилось небо (Наверно, не в духе!) Летают, летают Белые мухи!.. И носятся слухи, Что белые мухи Не только летают , Но даже не тают! -Отгадайте загадку: о чем говорится в этих строках?
*Таня нарисовала некоторые выражения, услышанные в разговоре взрослых. Смысл ей был не совсем понятен, поэтому она их нарисовала так, как поняла. Объясните, какие это фразеологизмы и когда они употребляются в речи. Составьте с ними предложения.
Писать как курица лапой (неразборчиво; так, что нельзя понять).
Взять быка за рога (начинать действовать решительно и сразу с самого главного).
Вставьте недостающие слова, подчеркните фразеологизмы. Глеб у доски повесил____. Краснеет до корней ____. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю___. О чем же думал он вчера, Когда баклуши ____ с утра? В какой ситуации оказался Глеб? Что помогает нам увидеть его состояние?
Вот иллюстрации к известным выражениям, которые художник понял буквально:
Сидеть под замком
Стоять на часах
Потерять голову
Камень на сердце (на шее)
Топить печь
Вылететь трубу в
Два сапога пара
Искать днём с огнём
Лезть в бутылку
Не в своей тарелке
Заметать следы
1) об очень большой тесноте в помещении; 2) о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок; 3) об удачливом, счастливом человеке; 4) о состоянии тоски, тревоги, беспокойства; 5) о том, к чему трудно придираться; 6) о полной тишине; 7) о том, кто сам чем-то не пользуется и другим не дает; 8) о первых признаках проявления чего-нибудь хорошего, радостного; 9) о том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении; 10) о забывчивости, плохой памяти. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
Ответы: Яблоку негде упасть. 2.Козел отпущения. 3.В рубашке родился. 4.На душе кошки скребут. 5.Комар носа не подточит. 6. Слышно, как муха пролетит. 7. Собака на сене. 8. Первая ласточка. 9. Сел в калошу.10. Голова как решето.
А теперь вспомните несколько постоянных сравнений. Подсказкой вам и на этот раз будут рисунки. 1) Проливной дождь, ливень; 2) быть в постоянных хлопотах, суетиться; 3) очень быстро бежать; 4) ничего не действует на кого-либо; 5) все видно очень ясно, отчетливо; 6) появляться быстро, в большом количестве; 7) очень много людей в тесном помещении; 8) рухнуть тяжело, всем телом; 9) дело идет с трудом, еле ладится; 10) тщательно, заботливо охранять что-либо; 11) хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать; 12) чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.
Похожие публикации