Программа элективного курса факультативного курса по русскому языку «Развитие орфографической зоркости»», 5 класс
Отдел образования администрации Невельского района Сахалинской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска
Невельского района Сахалинской области»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«СОШ с.Горнозаводска»
________________Ким Кен Сен
«_____»_____________2011г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса по русскому языку
«Развитие орфографической зоркости»
________________________________________________
(наименование учебного предмета/курса)
Основное общее образование
___________________________________________________________
(уровень, ступень образования)
2011-2012гг.
___________________________________________________________
(срок реализации программы)
С о с т а в л е н а:
Седых О.В., учитель русского языка и литературы
___________________________________________________________
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Горнозаводск
2011 г.
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения орфографии русского языка учащимися 5 класса в игровой и творческой форме, что существенным образом отличается от традиционного подхода. Занятия на факультативном курсе способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладеть нормами орфоэпии и культуры речи.
5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному; основной акцент здесь делается на орфографическую работу, где правило объясняется через фонетические и лексические закономерности, кроме этого, учащиеся знакомятся с информацией по истории происхождения букв, некоторых правил и т.д.
Главной целью курса является формирование орфографических навыков при изучении морфологии, лексики, фонетики, словообразования и морфемики через применение форм и методов обучения, способствующих творческому развитию личности обучающихся.
Цель реализуется через следующие задачи:
1. Развитие умения опознавать орфограммы в занимательной, доступной форме, искать варианты применения той или иной орфограммы;
2. Формирование орфографической зоркости при изучении различных разделов русского языка.
3. Формирование навыков вычленения морфемы, в которой скрыта орфограмма.
4. Воспитание любви к русскому языку, его особенностям через нестандартные формы работы.
Программа представляет систему занятий по развитию орфографической зоркости учащихся и имеет практическую направленность. Рассчитана на 34 учебных часа и включает в себя лекционный блок и практические занятия.
Учебно-тематическое планирование. 5 класс
№ п/п |
Наименование разделов, тем. |
Количество часов |
1 |
Введение. |
2 |
2 |
Алфавит. Буквы и слова. |
2 |
3 |
Фонема и её разновидности. |
8 |
4 |
«Ошибкоопасные» места |
5 |
5 |
Фонемные и нефонемные правила. |
8 |
6 |
Виды памяти |
4 |
7 |
Путешествие в страну Лексикологию |
4 |
8 |
Орфографический поединок |
1 |
Итого: |
34 |
Содержание программы
Введение (2ч.)
Открываем секреты. Дорога к письменности.
Алфавит. Буквы и слова. (2ч.)
Кто-кто в алфавите живёт? Игры с буквами и словами.
Фонема и её разновидности. (8ч.)
Меня зовут фонема. Как рождаются звуки? Звуки - смыслоразличители. Звонкие и глухие «одиночки». Буква – помощница. Таинственная фонема. Буква – подсказчица. Буквы – актёры.
«Ошибкоопасные места» (5ч.)
В путь за главным правилом. «Ошибкоопасные» места. Что такое орфографическая зоркость. Опасные согласные (проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова). На сцене гласные. Добрый «волшебник» ударение.
Фонемные и нефонемные правила. (8ч.)
Фонемные и нефонемные правила. Когда мягкий знак пишется, а когда нет. Ваши старые знакомые (правописание и, у, а после шипящих). «Нефонемное» правило (буквы ы, и после ц.) Как «оседлать» правило? Самоинструкция (алгоритм). Кто не может жить без не? Инструкция к «фонемным» правилам. Инструкция к «нефонемным правилам».
Виды памяти (4ч.)
Память и грамотность. Зрительная память. Двигательная память. Речедвигательная память (орфографическое проговаривание).
Путешествие в страну Лексикологию (4ч.)
Путешествие в страну Лексикологию. Друзья-синонимы. Антонимы — зачем они? Учись различать: омонимы, омографы, омофоны.
Орфографический поединок (1ч.)
Календарно – тематический план. 5класс (34 учебных часа)
№ п\п |
Содержание занятий |
Количество часов |
Дата |
Введение (2ч.) |
|||
1 |
Открываем секреты. Вводный урок. |
1 |
|
2 |
Дорога к письменности. |
1 |
|
Алфавит. Буквы и слова. (2ч.) |
|||
3 |
Кто-кто в алфавите живёт? |
1 |
|
4 |
Игры с буквами и словами. |
1 |
|
Фонема и её разновидности. (8ч.) |
|||
5 |
Меня зовут фонема. |
1 |
|
6 |
Как рождаются звуки? |
1 |
|
7 |
Звуки – смыслоразличители |
1 |
|
8 |
Звонкие и глухие «одиночки». |
1 |
|
9 |
Буква – помощница. |
1 |
|
10 |
Таинственная фонема. |
1 |
|
11 |
Буква-подсказчица. |
1 |
|
12 |
Буквы-актёры. |
1 |
|
«Ошибкоопасные места» (5ч.) |
|||
13 |
В путь за главным правилом. |
1 |
|
14 |
«Ошибкоопасные» места. |
1 |
|
15 |
Что такое орфографическая зоркость. |
1 |
|
16 |
Опасные согласные (проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова). |
1 |
|
17 |
На сцене гласные. Добрый «волшебник» ударение. |
1 |
|
Фонемные и нефонемные правила. (8ч.) |
|||
18 |
Фонемные и нефонемные правила. |
1 |
|
19 |
Когда мягкий знак пишется, а когда нет. |
1 |
|
20 |
Ваши старые знакомые (правописание и, у, а после шипящих). |
1 |
|
21 |
«Нефонемное» правило (буквы ы, и после ц.) |
1 |
|
22 |
Как «оседлать» правило? Самоинструкция (алгоритм). |
1 |
|
23 |
Кто не может жить без не? |
1 |
|
24 |
Инструкция к «фонемным» правилам. |
1 |
|
25 |
Инструкция к «нефонемным правилам». |
1 |
|
Виды памяти (4ч.) |
|||
26 |
Память и грамотность. |
1 |
|
27 |
Зрительная память. |
1 |
|
28 |
Двигательная память. |
1 |
|
29 |
Речедвигательная память (орфографическое проговаривание) |
1 |
|
Путешествие в страну Лексикологию (4ч.) |
|||
30 |
Путешествие в страну Лексикологию. |
1 |
|
31 |
Друзья-синонимы. |
1 |
|
32 |
Антонимы — зачем они? |
1 |
|
33 |
Учись различать: омонимы, омографы, омофоны. |
1 |
|
Орфографический поединок (1ч.) |
|||
34 |
Орфографический поединок. |
1 |
Список литературы, используемый для составления программы:
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
Гранник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 2001.
Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение, 2003.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.: Просвещение, 2004.
Разумовская Л.Н. Методика обучения орфографии в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
.