12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Седых Ольга Викторовна644 Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем. Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск Материал размещён в группе «Календарно- тематическое планирование » |
Программа элективного курса факультативного курса по русскому языку «Развитие орфографической зоркости»», 5 класс
Отдел образования администрации Невельского района Сахалинской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска
Невельского района Сахалинской области»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«СОШ с.Горнозаводска»
________________Ким Кен Сен
«_____»_____________2011г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса по русскому языку
«Развитие орфографической зоркости»
________________________________________________
(наименование учебного предмета/курса)
Основное общее образование
___________________________________________________________
(уровень, ступень образования)
2011-2012гг.
___________________________________________________________
(срок реализации программы)
С о с т а в л е н а:
Седых О.В., учитель русского языка и литературы
___________________________________________________________
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Горнозаводск
2011 г.
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения орфографии русского языка учащимися 5 класса в игровой и творческой форме, что существенным образом отличается от традиционного подхода. Занятия на факультативном курсе способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладеть нормами орфоэпии и культуры речи.
5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному; основной акцент здесь делается на орфографическую работу, где правило объясняется через фонетические и лексические закономерности, кроме этого, учащиеся знакомятся с информацией по истории происхождения букв, некоторых правил и т.д.
Главной целью курса является формирование орфографических навыков при изучении морфологии, лексики, фонетики, словообразования и морфемики через применение форм и методов обучения, способствующих творческому развитию личности обучающихся.
Цель реализуется через следующие задачи:
1. Развитие умения опознавать орфограммы в занимательной, доступной форме, искать варианты применения той или иной орфограммы;
2. Формирование орфографической зоркости при изучении различных разделов русского языка.
3. Формирование навыков вычленения морфемы, в которой скрыта орфограмма.
4. Воспитание любви к русскому языку, его особенностям через нестандартные формы работы.
Программа представляет систему занятий по развитию орфографической зоркости учащихся и имеет практическую направленность. Рассчитана на 34 учебных часа и включает в себя лекционный блок и практические занятия.
Учебно-тематическое планирование. 5 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем. | Количество часов |
1 | Введение. | 2 |
2 | Алфавит. Буквы и слова. | 2 |
3 | Фонема и её разновидности. | 8 |
4 | «Ошибкоопасные» места | 5 |
5 | Фонемные и нефонемные правила. | 8 |
6 | Виды памяти | 4 |
7 | Путешествие в страну Лексикологию | 4 |
8 | Орфографический поединок | 1 |
Итого: | 34 |
Содержание программы
Введение (2ч.)
Открываем секреты. Дорога к письменности.
Алфавит. Буквы и слова. (2ч.)
Кто-кто в алфавите живёт? Игры с буквами и словами.
Фонема и её разновидности. (8ч.)
Меня зовут фонема. Как рождаются звуки? Звуки - смыслоразличители. Звонкие и глухие «одиночки». Буква – помощница. Таинственная фонема. Буква – подсказчица. Буквы – актёры.
«Ошибкоопасные места» (5ч.)
В путь за главным правилом. «Ошибкоопасные» места. Что такое орфографическая зоркость. Опасные согласные (проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова). На сцене гласные. Добрый «волшебник» ударение.
Фонемные и нефонемные правила. (8ч.)
Фонемные и нефонемные правила. Когда мягкий знак пишется, а когда нет. Ваши старые знакомые (правописание и, у, а после шипящих). «Нефонемное» правило (буквы ы, и после ц.) Как «оседлать» правило? Самоинструкция (алгоритм). Кто не может жить без не? Инструкция к «фонемным» правилам. Инструкция к «нефонемным правилам».
Виды памяти (4ч.)
Память и грамотность. Зрительная память. Двигательная память. Речедвигательная память (орфографическое проговаривание).
Путешествие в страну Лексикологию (4ч.)
Путешествие в страну Лексикологию. Друзья-синонимы. Антонимы — зачем они? Учись различать: омонимы, омографы, омофоны.
Орфографический поединок (1ч.)
Календарно – тематический план. 5класс (34 учебных часа)
№ п\п | Содержание занятий | Количество часов | Дата |
Введение (2ч.) | |||
1 | Открываем секреты. Вводный урок. | 1 | |
2 | Дорога к письменности. | 1 | |
Алфавит. Буквы и слова. (2ч.) | |||
3 | Кто-кто в алфавите живёт? | 1 | |
4 | Игры с буквами и словами. | 1 | |
Фонема и её разновидности. (8ч.) | |||
5 | Меня зовут фонема. | 1 | |
6 | Как рождаются звуки? | 1 | |
7 | Звуки – смыслоразличители | 1 | |
8 | Звонкие и глухие «одиночки». | 1 | |
9 | Буква – помощница. | 1 | |
10 | Таинственная фонема. | 1 | |
11 | Буква-подсказчица. | 1 | |
12 | Буквы-актёры. | 1 | |
«Ошибкоопасные места» (5ч.) | |||
13 | В путь за главным правилом. | 1 | |
14 | «Ошибкоопасные» места. | 1 | |
15 | Что такое орфографическая зоркость. | 1 | |
16 | Опасные согласные (проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова). | 1 | |
17 | На сцене гласные. Добрый «волшебник» ударение. | 1 | |
Фонемные и нефонемные правила. (8ч.) | |||
18 | Фонемные и нефонемные правила. | 1 | |
19 | Когда мягкий знак пишется, а когда нет. | 1 | |
20 | Ваши старые знакомые (правописание и, у, а после шипящих). | 1 | |
21 | «Нефонемное» правило (буквы ы, и после ц.) | 1 | |
22 | Как «оседлать» правило? Самоинструкция (алгоритм). | 1 | |
23 | Кто не может жить без не? | 1 | |
24 | Инструкция к «фонемным» правилам. | 1 | |
25 | Инструкция к «нефонемным правилам». | 1 | |
Виды памяти (4ч.) | |||
26 | Память и грамотность. | 1 | |
27 | Зрительная память. | 1 | |
28 | Двигательная память. | 1 | |
29 | Речедвигательная память (орфографическое проговаривание) | 1 | |
Путешествие в страну Лексикологию (4ч.) | |||
30 | Путешествие в страну Лексикологию. | 1 | |
31 | Друзья-синонимы. | 1 | |
32 | Антонимы — зачем они? | 1 | |
33 | Учись различать: омонимы, омографы, омофоны. | 1 | |
Орфографический поединок (1ч.) | |||
34 | Орфографический поединок. | 1 |
Список литературы, используемый для составления программы:
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
Гранник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 2001.
Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение, 2003.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.: Просвещение, 2004.
Разумовская Л.Н. Методика обучения орфографии в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
.