12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Седых Ольга Викторовна644
Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем.
Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск
2

Программа элективного курса факультативного курса по русскому языку «Развитие орфографической зоркости»», 5 класс

Отдел образования администрации Невельского района Сахалинской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска

Невельского района Сахалинской области»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«СОШ с.Горнозаводска»

________________Ким Кен Сен

«_____»_____________2011г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Факультативного курса по русскому языку

«Развитие орфографической зоркости»

________________________________________________

(наименование учебного предмета/курса)

Основное общее образование

___________________________________________________________

(уровень, ступень образования)

2011-2012гг.

___________________________________________________________

(срок реализации программы)

С о с т а в л е н а:

 

Седых О.В., учитель русского языка и литературы

___________________________________________________________

кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

с. Горнозаводск

2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий курс предназначен для более подробного изучения орфографии русского языка учащимися 5 класса в игровой и творческой форме, что существенным образом отличается от традиционного подхода. Занятия на факультативном курсе способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладеть нормами орфоэпии и культуры речи.

5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному; основной акцент здесь делается на орфографическую работу, где правило объясняется через фонетические и лексические закономерности, кроме этого, учащиеся знакомятся с информацией по истории происхождения букв, некоторых правил и т.д.

Главной целью курса является формирование орфографических навыков при изучении морфологии, лексики, фонетики, словообразования и морфемики через применение форм и методов обучения, способствующих творческому развитию личности обучающихся.

Цель реализуется через следующие задачи:

1. Развитие умения опознавать орфограммы в занимательной, доступной форме, искать варианты применения той или иной орфограммы;

2. Формирование орфографической зоркости при изучении различных разделов русского языка.

3. Формирование навыков вычленения морфемы, в которой скрыта орфограмма.

4. Воспитание любви к русскому языку, его особенностям через нестандартные формы работы.

Программа представляет систему занятий по развитию орфографической зоркости учащихся и имеет практическую направленность. Рассчитана на 34 учебных часа и включает в себя лекционный блок и практические занятия.

Учебно-тематическое планирование. 5 класс

п/п

Наименование разделов, тем.

Количество часов

1

Введение.

2

2

Алфавит. Буквы и слова.

2

3

Фонема и её разновидности.

8

4

«Ошибкоопасные» места

5

5

Фонемные и нефонемные правила.

8

6

Виды памяти

4

7

Путешествие в страну Лексикологию

4

8

Орфографический поединок

1

 

Итого:

34

Содержание программы

Введение (2ч.)

Открываем секреты. Дорога к письменности.

Алфавит. Буквы и слова. (2ч.)

Кто-кто в алфавите живёт? Игры с буквами и словами.

Фонема и её разновидности. (8ч.)

Меня зовут фонема. Как рождаются звуки? Звуки - смыслоразличители. Звонкие и глухие «одиночки». Буква – помощница. Таинственная фонема. Буква – подсказчица. Буквы – актёры.

«Ошибкоопасные места» (5ч.)

В путь за главным правилом. «Ошибкоопасные» места. Что такое орфографическая зоркость. Опасные согласные (проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова). На сцене гласные. Добрый «волшебник» ударение.

Фонемные и нефонемные правила. (8ч.)

Фонемные и нефонемные правила. Когда мягкий знак пишется, а когда нет. Ваши старые знакомые (правописание и, у, а после шипящих). «Нефонемное» правило (буквы ы, и после ц.) Как «оседлать» правило? Самоинструкция (алгоритм). Кто не может жить без не? Инструкция к «фонемным» правилам. Инструкция к «нефонемным правилам».

Виды памяти (4ч.)

Память и грамотность. Зрительная память. Двигательная память. Речедвигательная память (орфографическое проговаривание).

Путешествие в страну Лексикологию (4ч.)

Путешествие в страну Лексикологию. Друзья-синонимы. Антонимы — зачем они? Учись различать: омонимы, омографы, омофоны.

Орфографический поединок (1ч.)

Календарно – тематический план. 5класс (34 учебных часа)

п\п

Содержание занятий

Количество часов

Дата

 

Введение (2ч.)

   

1

Открываем секреты. Вводный урок.

1

 

2

Дорога к письменности.

1

 
 

Алфавит. Буквы и слова. (2ч.)

   

3

Кто-кто в алфавите живёт?

1

 

4

Игры с буквами и словами.

1

 
 

Фонема и её разновидности. (8ч.)

   

5

Меня зовут фонема.

1

 

6

Как рождаются звуки?

1

 

7

Звуки – смыслоразличители

1

 

8

Звонкие и глухие «одиночки».

1

 

9

Буква – помощница.

1

 

10

Таинственная фонема.

1

 

11

Буква-подсказчица.

1

 

12

Буквы-актёры.

1

 
 

«Ошибкоопасные места» (5ч.)

   

13

В путь за главным правилом.

1

 

14

«Ошибкоопасные» места.

1

 

15

Что такое орфографическая зоркость.

1

 

16

Опасные согласные (проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова).

1

 

17

На сцене гласные. Добрый «волшебник» ударение.

1

 
 

Фонемные и нефонемные правила. (8ч.)

   

18

Фонемные и нефонемные правила.

1

 

19

Когда мягкий знак пишется, а когда нет.

1

 

20

Ваши старые знакомые (правописание и, у, а после шипящих).

1

 

21

«Нефонемное» правило (буквы ы, и после ц.)

1

 

22

Как «оседлать» правило? Самоинструкция (алгоритм).

1

 

23

Кто не может жить без не?

1

 

24

Инструкция к «фонемным» правилам.

1

 

25

Инструкция к «нефонемным правилам».

1

 
 

Виды памяти (4ч.)

   

26

Память и грамотность.

1

 

27

Зрительная память.

1

 

28

Двигательная память.

1

 

29

Речедвигательная память (орфографическое проговаривание)

1

 
 

Путешествие в страну Лексикологию (4ч.)

   

30

Путешествие в страну Лексикологию.

1

 

31

Друзья-синонимы.

1

 

32

Антонимы — зачем они?

1

 

33

Учись различать: омонимы, омографы, омофоны.

1

 
 

Орфографический поединок (1ч.)

   

34

Орфографический поединок.

1

 

Список литературы, используемый для составления программы:

Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2005.

Гранник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 2001.

Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение, 2003.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.: Просвещение, 2004.

Разумовская Л.Н. Методика обучения орфографии в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2003.

.


 

Опубликовано в группе «Календарно- тематическое планирование »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.