Доклад на тему «Приёмы и методы, направленные на формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы»
Наше время - время свободы слова, как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделен человек - даром слова. Вот уже несколько столетий показателем образованности человека является его языковая культура. И не последняя роль в общей языковой культуре принадлежит грамотности. В последнее время грамотность людей вызывает особую тревогу. Исследования показали, что за две последних десятилетия общая грамотность населения снизилась на 30%. Можно себе представить, что будет по прошествии еще 20 лет. Рождественский писал: «Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая деятельность. И овладеть этой речевой деятельностью в полной мере можно только в упорном труде».
Известно что, основы грамотного письма закладываются в начальных классах. Что подразумевается под основами грамотного письма. Во-первых, дети должны усвоить все буквы и их начертание, т. е. алфавит и каллиграфию. Во-вторых, научиться обозначать буквами и их сочетаниями, все звуки речи, т. е. усвоить по графику. В-третьих, усвоить орфографию, т. е. научиться писать без ошибок.
Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма. Есть несколько определений орфограммы. Обобщая их, можно выделить следующие её признаки: во-первых, орфограмма - это написание, требующее проверки, та буква, то сочетание букв, та морфема, то позиция между словами, тот стык морфем, то место разделения слова при переносе на другую строку, которые нуждаются в проверке и в обосновании; во-вторых, в орфограмме всегда предполагается не более двух возможных вариантов написания, один из которых выбирает пишущий.
Термин орфограмма вошел в школьную практику сравнительно недавно. В учебнике по русскому языку 5 класса в разделе «Повторение изученного в начальных классах» вошло следующее определение орфограммы. В словах бывают буквы, выбор которых определяется правилом, т. е. орфограмма - это написание, которое не устанавливается на слух.
Взрослый грамотный человек обычно не видит орфограмм, хотя пишет без ошибок. Ребенок, обучающийся грамотному письму, должен научиться видеть орфограммы и работать над ними. Я хочу вам показать, насколько это трудно сделать.
ВПЕРЕДИ ШЕЛ СТАРЫЙ БОЛЬШОЙ ЁЖ, ЗА НИМ ШЛА ЕЖИХА.
В предложении из 9 слов - 15 орфограмм. И работают они в процессе обучения лишь в том случае, если школьник видит их, но их, орфограммы, нужно не только видеть, но и понимать их тип, знать способ проверки. По данным обследований, учащиеся начальных классов видят орфограмму не более чем в 40% случаев (обследование проводилось в конце 4 года обучения и учитывались лишь те орфограммы, которые уже знакомы школьникам. Значит 60% орфограмм дети просто не замечают, допускают при их написании ошибки.
Основной причиной допущения ошибок, является отсутствие орфографической зоркости, т. е. способности быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы.
В школьных классах дети должны усвоить 24 типа орфограмм. Что составляет третью часть всего числа орфограмм, изучаемых в средней школе.
Самая распространенная - безударные гласные в корне слов (проверяемые и непроверяемые). Для безошибочного написания этой орфограммы дети должны быстро и безошибочно определить место ударения в слове, различать ударные и безударные гласные, находить корень, подбирать родственные слова или формы родственных слов, выбирать из их числа проверочные слова. Составляется алгоритм. И для каждой орфограммы он свой. Малейшая неточность в значении правила и последовательности его применения или же замедленное применение приводит к ошибкам. Из-за боязни ошибок дети теряют веру в себя. На весь предмет, русский язык переносятся отрицательные эмоции. И никакие силы не заставят ребенка любить родной язык, быть внимательным к слову, а главное, он не сможет стать грамотным, образованным человеком. И вот желание того, чтобы дети испытывали радость на уроках русского языка, полюбили его, и заставило меня заняться проблемой развития орфографической зоркости. Итак, проблема есть, цель тоже есть (научить детей писать без ошибок). И здесь новая проблема. С чего и как начинать эту работу. И первое, что я решила сделать, найти ответы на вопросы: почему мои дети делают ошибки? Почему у них отсутствует орфографическая зоркость? Методически все вроде бы делаю правильно. Познакомились с правилом, а затем выполняем различные упражнения, направленные на закрепление этого правила, на выработку умений применять его. Дети знают правило, умеют его применять, доказывают написание орфограммы изучаемой в данный момент. Приступаем к изучению следующего правила: познакомились, выучили, закрепили, обобщили. Но когда начинаем писать под диктовку, дети опять и опять делают ошибки на те правила, которые мы так старательно изучали и которые ребята, кстати, хорошо знают. Изучив статьи , имеющуюся методическую литературу по проблемам, поняла, что в учебниках, по которым мы работаем, очень мало упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости. Почти все упражнения направлены на отработку приемов проверки орфограмм, а не на развитие умений их обнаруживать. В результате орфографическая зоркость формируется стихийно и имеет низкий уровень.
Прочные орфографические навыки - результат упорного настойчивого труда. Ключом в оптимизации процесса обучения является выбор метода. Он зависит от особенностей орфографического материала, от типа орфограмм, от возрастных возможностей детей, их языковой подготовленности, от психологических особенностей условия данного материала - опоры на зрительный и слуховой факторы. Важное место во всех методах принадлежит упражнениям, тренировке детей, без чего невозможно достичь прочности орфографических навыков.
Начинается работа по формированию орфографической зоркости с 1 класса. Известно, что в период обучения грамоте вся работа направлена не овладение детьми слоговым чтением и письмом. В это время навыки письма сильно отстают от чтения. Объясняется это тем, что дети приходят в школу, как правило, в какой-то степени подготовленными к чтению. Почти совсем нет детей, которые бы не знали букв, а навыком письма не владеет никто. Поэтому, когда начинается письмо под диктовку, сразу возникают затруднения. Дети забывают начертания письменных букв, часто пропускают гласные и согласные буквы, особенно в закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах с йотированными гласными Е, Ё, Ю, Я. И для преодоления этих трудностей, систематически, на каждом уроке чтения и письма, в букварный период проводим с детьми минутку перспективного чтения групп слогов, с нарастанием трудностей.
Начинаем чтение слогов с выделения гласного. Это фиксирует внимание детей на гласном в каждом слоге, на согласном в закрытых слогах и помогает им не пропускать буквы при письме. При письме гласные буквы не только называем, но и подчеркиваем. Анализ с выделением гласных продолжается и при записи предложений. Его можно проводить после того, как предложение написано при проверке или перед записью под диктовку. Таким образом, вырабатывается навык слогового письма без пропуска букв, четко, ясно вырисовывается перед глазами детей слог, его структура, что является основой для изучения правил. На каждом уроке письма и чтения работаем с карточками. Проводим звукобуквенный анализ, слоговой, составляем из букв, слогов слова, сопоставляем слова. Все эти вида работ развивают внимание детей, познавательные интересы и является подготовительными упражнениями для комментированного письма или управления являющимся процессом познания, обучения со стороны самих учащихся.
Комментированию дети обучаются поэтапно:
1. Вначале комментирует с записью на доске учитель, я дети одновременно пишут в тетрадях.
2. Затем комментирует ученик с записью на доске, а дети пишут в тетрадях.
3. Дети записывают предложения под комментирование учителя без записи на доске.
4. Комментирование предложения детьми с места.
Благодаря комментированному управлению мобилизуется внимание каждого ребенка на уроке. Все дети работают в едином ритме, в одном темпе с классом. Так с первых шагов обучения развивается орфографическая зоркость. При комментировании встречаются слова на еще не изученные правила. Предупреждению ошибок в этих случаях помогают таблицы, которые используются для чтения, объяснения трудностей, списывания
Правильное чтение слов влияет и на умение писать их под диктовку. Работа с таблицами продолжается до тех пор, пока не будут усвоены слова. С первого класса учимся писать с проговариванием по методике Тоцкого. Дети, которые произносят слова, согласно их правильному написанию делают при письме гораздо меньше ошибок, чем те, которые привыкли писать молча. В 1 классе применяются также различные виды диктантов, восстановление предложений. Дети учатся проверять написанное, исправлять ошибки, сверять с текстом при списывании.
В дальнейшем полученные знания развиваются и углубляются. Вводятся правила проверки безударных гласных, парных согласных. Дается понятие однокоренных слов, корня, проверочного слова, понятие предлогов, дети знакомятся со словами предметами, словами признаками, действиями и изн. мн. др. В результате вводятся правила-действия проверки орфограмм. На глазах учеников в момент объяснения рождается выводы, которые оформляются в виде таблиц, чертежей, рисунков, это опорные схемы или просто опоры.
Важное условие в работе со схемами-опорами. Они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты и используются до тех пор, пока ребята не усвоят материал. Ни один, даже самый слабый ученик не чувствует себя беспомощным.
Схема–опора-алгоритм, рассуждение и доказательство. Внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление. Благодаря опорам возросли и учебная активность детей и интерес к уроку.
В дальнейшем продолжается также работа с группами слов при помощи карточек. Например, слова с безударными гласными. Заданий можно придумать великое множество это и чтение слов с названием проверочного слова, списывание слов с карточек с подчеркиванием безударной гласной и написанием проверочного слова, устное проговаривание слов. Работу с карточками можно проводить и с классом и отдельными учениками. Их можно применять на любом этапе урока.
Со 2 класса ввожу композиционное письмо являющееся средством, обеспечивающим навыки грамотного и скоростного письма. Этот прием прививает творческое отношение к изучению языка, вызывает у детей активный интерес к материалу урока. На уроке отводилось 7-10 минут для предложений, где есть рифма или похожие, часто встречающиеся звуки. Некоторые экспозиции появляются многократно до тех пор, пока не появится автоматическое запоминание орфограмм.
Одним из приемов, направленных на развитие орфографической зоркости является и письмо по памяти. В ходе этого приема развивается память, отрабатывается, знание изученных орфограмм, также дети учатся видеть орфограммы еще не изученные. Таким образом, развивается языковое чувство. Начинаем мы с простых предложений, в 4 классе дети с удовольствием пишут небольшие стихотворения, отрывки.
Позволяют развивать орфографическую зоркость и некоторые виды диктантов, которые можно проводить в любом классе. Например, диктант: «Проверь себя». Дети пишут предложения под диктовку, а те буквы, в написании которых появляются сомнения, дети пропускают. После диктанта ребятам разрешается спросить, как нужно писать то или иное слово. И только после этого вставить нужную орфограмму.
Используются в работе различные виды диктантов: диктант с обоснованием, диктант с постукиванием, диктант «Найди слова».
Все эти диктанты должны быть небольшими по объему, состоящими из 3-4 предложений. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми написаниями. Научить ребенка писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
Для формирования грамотного письма очень важна установка самих детей на её выработку. Какие средства и приемы я использую для решения этой задачи. Важно чтобы дети осознали ближайшие цели обучения правописанию: сообщаю к каким итогам они придут к концу учебного года, полугодия, что дети должны усвоить по данной теме, стараюсь определить задачи каждого урока, а если возможно, то и упражнения. Нужно чтобы дети поняли социальную роль грамотного письма для успешного обучения в школе, для общения, получения профессии.