Учебно-методический материал «Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ»
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в большинстве случаев те или иные отклонения обусловлены неправильным воспитанием речи ребёнка в раннем детстве, или полным его отсутствием. И только лишь в некоторых случаях у детей отмечаются нарушения в строении или в движении артикуляционного аппарата.
Нужно прежде всего обращать внимание детей на то, что они неправильно произносят соответствующий звук, дать представление правильного произношения, при этом обратить их внимание на работу органов речи. Надо учитывать, что настояние правильно произнести звук по образцу, надеясь только на слух, может привести к закреплению неправильного положения органов речи и неправильному произношению звука. Например, возможно научить ребёнка произносить звук «Р» с вибрацией у щеки, а правильно будет у верхних альвеол. Чтобы этого не допустить, нужно, показать ребенку правильную артикуляцию звука. Важно очень развить у ребёнка умение следить за положением органов речи. Для ребёнка с ОВЗ важна отработка правильной артикуляции звука. Эта работа включает (как обязательное условие) показ и рассказ ученику о том, в каком положении находятся органы речи при произнесении отрабатываемого звука, так и долгая тренировка, до полной автоматизации. При показе артикуляции очень важно пользоваться зеркалом, с помощью которого ребенок может видеть положение органов речи у себя и у педагога, и тем самым контролировать свое произношение. Следует добиться, чтобы он сознательно воспроизводил требуемые движения речевых органов и в дальнейшем строго следил за их соблюдением.
В таких случаях как, малоподвижность и недостаточная управляемость речевых органов, применяют систему подготовительных артикуляционных упражнений (артикуляционную гимнастику), которые приведут к усвоению отдельных элементов артикуляции, необходимых для выработки навыков правильного произнесения звуков.
Подготовка артикуляционного аппарата – это одно из условий, необходимых для правильного произнесения звука.
Конкретизировав артикуляцию, следует дать послушать ребенку звучание постановочного звука при изолированном его воспроизведении и в словах, что даёт возможность прочного установления связи между артикуляционными и акустическими особенностями звука. Педагог первоначально выделяет отрабатываемый звук в словах, затем ребёнок самостоятельно учится различать его. Смысл данных упражнений является то, чтобы научить ребенка прислушиваться к своей речи и тем самым научиться контролировать свою речь на слух, сравнивать ее с речью окружающих его людей. Бывает иногда достаточно применить рекомендуемые выше упражнения, чтобы научить ребенка правильно произносить ранее дефектные звуки.
Не рекомендуется сразу приниматься за исправление произношения нескольких звуков.
После того, как будет освоено правильное произношение и различение нужного звука, умение выделять его из состава любого слова, только тогда можно перейти к изучению другого из смешиваемых звуков (например звук « С», а затем изучаем звук «Ш»), изначально нужно отрабатывать в произношении и звучании парный звук. Особое внимание обратить на сопоставление и различение фонетически сходных звуков, чтобы возникли правильные и прочные звуковые различения.
При постановке отсутствующего или неправильного звука ведётся такая работа:
ü постановка правильной артикуляции, когда ребёнок постигает умение правильно произносить изолированный звук и в простых слогах;
ü закрепление, введение звука в речь, это постепенное закрепление вновь приобретенного умения и дальнейшая его автоматизация.
Из всего выше изложенного следует, что формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ это кропотливая и повседневная работа учителя- логопеда.