Статья «Роль дидактических игр в формировании учебной мотивации у детей с ОВЗ» (4 класс)
Роль дидактических игр в формировании учебной мотивации у детей с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).
Буковцова Е.Н.,
воспитатель гпд
Почетный работник общего образования РФ
г. Белгород
Общеобразовательная школа № 30
Дидактическая игра - эффективная форма проведения занятий в группе продленного дня в коррекционной школе, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались на основе интереса. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого занятия позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в занятие дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к усвоению ими новых знаний.
В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, предлагается различная классификация. Однако для детей ограниченными возможностями здоровья нет специальной классификации. Я предлагаю систематизировать игры по следующим группам:
1. Игры для развития коммуникативных способностей и речи.
2. Игры для формирования и развития эмоционально-волевой сферы.
3. Игры для развития познавательных интересов на основе содержания учебных предметов.
4. Игры для развития познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.
Воспитатель группы продленного дня работает в тесном взаимодействии с учителем начальных классов, который обучает детей группы. В связи с этим воспитатель подбирает из вышеперечисленных групп игр такие, которые будут способствовать либо обобщению материала, либо его закреплению. Для повышения эффективности работы необходимо помнить о некоторых особенностях использования дидактических игр в процессе закрепления и обобщения материала.
Особенности использования дидактических игр при закреплении материала. Для закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования воспитатель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков), педагог должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду.
Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний обучающихся. На этапе обобщения знаний целесообразно проводить занятия в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры. При обобщении темы «Нумерация чисел в пределах 20» можно предложить следующую ситуацию. Группа отправляется на луг ловить бабочек. Начинается игра «Поймай бабочку». Дидактическая цель: обобщение знаний о разрядном составе числа. Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.
Преобладающими направлениями деятельности являются:
- организация направляющего воздействия, внешний контроль в совместной деятельности детей с воспитателем группы продленного дня;
- способствование развитию самостоятельной деятельности детей при проведении игры.
Средства обучения
Ø Дидактический материал: художественные тексты, загадки, пословицы и поговорки для упражнений письменного и устного характера.
Ø Раздаточный материал – индивидуальные карточки с заданием.
Ø Элементы соревнования, постоянные небольшие задания:
«Кто подберет больше родственных слов с корнем …», «Кто за 5 минут придумает больше примеров на сложение».
Ø Языковые дидактические игры, имеющие значение для орфографии, - словарное лото, кроссворды, «колесо приставок», подбор слов с заданным сочетанием.
Таким образом, вся коррекционно-развивающая работа в группе продленного дня, основанная на использовании дидактических игр, сдвигается от научения к созданию условий, дающих детям возможность формировать учебную мотивацию на основе развития познавательного интереса.
Литература.
1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.: Школа-Пресс, 1994.- С. 416.
3. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956.- с. 453-480.
4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М.:Просвещение,1995.- 527с.
Дульнев Г.М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей.- М.: АПН РСФСР, 1960. - 588 с.
5. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. – Киев, 1985. - 327 с.
6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. - 112 с.
7. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебных заведений/Под ред. Б.П.Пузанова.- М.: Издат. центр «Академия», 1998.-160 с