Статья «Роль дидактических игр в формировании учебной мотивации у детей с ОВЗ» (4 класс)

0
0
Материал опубликован 11 May 2018

       Роль дидактических игр в формировании учебной мотивации у детей с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность).

 

Буковцова Е.Н.,

воспитатель гпд

 

                                                                     Почетный работник общего образования РФ 

 

 

 

г. Белгород

Общеобразовательная школа  № 30

  

           Дидактическая игра - эффективная форма проведения занятий в группе продленного дня в коррекционной школе, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались на основе интереса. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого занятия позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в занятие дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к усвоению ими новых знаний.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, предлагается различная классификация. Однако для детей ограниченными возможностями здоровья нет специальной классификации. Я предлагаю систематизировать игры по следующим группам:

1. Игры для развития коммуникативных способностей и речи.

          2. Игры для формирования и развития эмоционально-волевой сферы.

          3.  Игры для развития познавательных интересов на основе содержания  учебных предметов.

          4. Игры для развития познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.

         Воспитатель группы продленного дня работает в тесном взаимодействии с учителем начальных классов, который обучает детей группы. В связи с этим воспитатель подбирает из вышеперечисленных групп игр такие, которые будут способствовать либо обобщению материала, либо его закреплению. Для повышения эффективности работы необходимо помнить о некоторых особенностях использования дидактических игр в процессе закрепления и обобщения материала.

Особенности  использования дидактических игр при закреплении материала. Для закрепления нового материала важно применять игры  на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования воспитатель в таблице  на доске звёздочками отмечает дружную работу команд. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков), педагог должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду.

Для закрепления состава чисел можно предложить игру “Контролёры”. Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка. Содержание игры: воспитатель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй  - другой команды. По сигналу воспитателя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу воспитателя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы и называется состав числа. Воспитатель говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и три”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.

Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний обучающихся. На этапе обобщения знаний целесообразно проводить занятия в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры. При обобщении темы «Нумерация чисел в пределах 20» можно предложить следующую ситуацию. Группа отправляется на луг ловить бабочек. Начинается игра «Поймай бабочку». Дидактическая цель: обобщение знаний о разрядном составе числа. Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один  из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.

   Преобладающими направлениями деятельности являются:

- организация направляющего воздействия, внешний контроль в совместной  деятельности детей с воспитателем группы продленного дня;

- способствование развитию самостоятельной деятельности детей при проведении игры.

Средства обучения

Ø                 Дидактический материал: художественные тексты, загадки, пословицы и поговорки для упражнений письменного и устного характера.

Ø                 Раздаточный материал – индивидуальные карточки с заданием.

Ø                 Элементы соревнования, постоянные небольшие задания:

«Кто подберет больше родственных слов с корнем …», «Кто за 5 минут придумает больше примеров на сложение».

Ø                 Языковые дидактические игры, имеющие значение для орфографии, - словарное лото, кроссворды, «колесо приставок», подбор слов с заданным сочетанием.

Таким образом, вся коррекционно-развивающая работа в группе продленного дня, основанная на использовании дидактических игр,  сдвигается от научения к созданию условий, дающих детям возможность формировать учебную мотивацию на основе развития познавательного интереса.

 

Литература.

1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика, 1986.- 176 с.

2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.      – М.: Школа-Пресс, 1994.- С. 416.

3. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956.- с. 453-480.

4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М.:Просвещение,1995.- 527с.

Дульнев Г.М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей.- М.: АПН РСФСР, 1960. - 588 с.

5. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. – Киев, 1985. - 327 с.

6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. - 112 с.

7. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебных заведений/Под ред. Б.П.Пузанова.- М.: Издат. центр «Академия», 1998.-160 с

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации