Учебно-методический материал «Роль наглядности в формировании представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Роль наглядности в формировании представлений
у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Курочкина Наталья Евгеньевна,
учитель-дефектолог МДОБУ детский сад № 24 г. Белорецк
У дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития) не возникает активный познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира, ориентировочно-исследовательская деятельность не развивается без специально организованных условий воспитания. У детей данной категории часто механическое усвоение конкретных знаний не создает условий для подлинного развития ребенка. Это, в свою очередь, приводит к возникновению у детей безразличного отношения к окружающему миру, отсутствию познавательной активности, формированию пассивной позиции к восприятию всего окружающего. На этом фоне усугубляются проявления неадекватного поведения с людьми. Таким образом, страдает развитие всей когнитивной сферы ребенка.
Именно поэтому важным моментом в формировании образов - представлений детей является развитие познавательной активности, внимания, восприятия, памяти, мышления, речи и воображения.
В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей. Сенсорное воспитание в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий — действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов. Другой важной стороной организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойстве и отношений, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными.
Ведущую роль в развитии представлений детей с ОВЗ играют анализаторы. На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа - представления.
Важно помнить, что с детьми с ОВЗ надо работать, не теряя с ними визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка.
Поэтому наглядность выступает ведущим средством формирования представлений дошкольников и служит решению следующих коррекционно-развивающих задач.
1 этап коррекционной работы:
Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
Учить детей дифференцировать легко вычленяемые зрительно и тактильно-двигательно характеристики предметов.
Учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи).
Формировать у детей поисковые способы ориентировки — пробы при решении игровых и практических задач.
Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности — в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
2 этап коррекционной работы:
Учить детей выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков. Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства. Продолжать формировать поисковые способы ориентировки - пробы, примеривание при решении практических или игровых задач.
Формировать у детей целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах.
Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой).
3 этап коррекционной работы:
Учить детей соотносить предметы, изображенные на картинке, с реальными предметами и игрушками.
Развивать у детей координацию руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно — ощупывать, зрительно-двигательно — обводить по контуру.
Продолжать учить детей дифференцировать изображения по образцу (цвет, форма, величина, количество).
Учить детей пониманию того, что окружающие их предметы имеют различные свойства: цвет, форму, величину, качества поверхности..
Учить детей группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков.
Формировать у детей целостное представление о предметах.
С целью систематизации и обобщения материала можно использовать следующий алгоритм игровых заданий:
развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов;
восприятие формы;
восприятие величины;
восприятие цвета;
восприятие количественных характеристик;
восприятие пространственных отношений и ориентировка на плоскости и в пространстве.
Таким образом, использование специально подобранных наглядных материалов помогает в полной мере решать задачи коррекционно-педагогической работы по формированию детских представлений направлено на развитие ориентировочной деятельности, формирование познавательной активности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. В практической деятельности ребенок проявляет свое отношение к окружающему миру, осваивает его. Задачей педагога является активизация эмоционального отношения детей к самостоятельным предметным и предметно-игровым действиям. Для ее решения педагог использует совместные действия с ребенком, действия по подражанию, речевое сопровождение взрослым самостоятельных действий ребенка с их положительной оценкой, что позволяет добиваться положительной динамики в развитии детей с ОВЗ.
Варианты игровых заданий
С карточками и игрушками. Например, «Скажи, сколько», «Что лишнее», «Что нарисовано», «Чем отличается», «Что убрали», «Что изменилось», «Найди пару», «Найди похожую», «Распредели игрушки в «домики», «Столько- сколько», «Сделай поровну» т.д.
Выкладывание последовательности из мелких игрушек, фигурок, карточек, картинок, подбор геометрических форм.
Систематизация и сопоставление игрушек, карточек или фигур (по форме, объему, цвету, оттенку, количеству, пространственному расположению) и т.д.