Формирование правовой ответственности через работу школьного объединения «Юный правовед»
Формирование правовой ответственности через работу
школьного объединения «Юный правовед».
учитель «Основ социальной жизни» М.В.Ковтонюк,
МАОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»
г.Березники, Пермский край
ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ
О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ,
ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ
ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ
В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ!
Подростковый возраст является наиболее оптимальным для формирования правового самосознания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Среди проблем, связанных с повышением эффективности воспитания учащихся нашей школы, важное место занимают вопросы формирования правового сознания и правовой культуры обучающихся. В нашей школе на учете в группе Риска состоит 54 человека, в СОП 23 семьи обучающихся. Есть случаи задержки несовершеннолетних в стадии алкогольного опьянения, а также краж.
Следовательно, проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время достаточно актуальна. Противоправные деяния отчетливо проявляются как в детской, так и в подростковой среде. Именно поэтому система правового воспитания и обучения необходима на всех ступенях образования.Воспитание правовой культуры является одним из принципов, на которых основывается государственная политика в сфере образования (Статья №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Нашей стране необходимо молодое поколение, обладающее высокой нравственной и правовой культурой, имеющее такие сформированные личностные качества, как глубокое уважение к закону, ответственность, прочность моральных убеждений. У большинства обучающихся наблюдается недостаточно сформированная общественная позиция. Ребята затрудняются самостоятельно принимать решение и следовать своему выбору. Недостаточно развитый интерес к различным аспектам жизнедеятельности приводит к проблемам адаптации в незнакомом коллективе. А также волнение вызывает незрелость у части учащихся нравственного сознания и поведения. Что приводит, в свою очередь, к частым нарушениям правил поведения в школе и за ее пределами.
Следовательно, чтобы научить обучающихся грамотно пользоваться юридической информацией нужно придать ей практическую направленность правового обучения. Одной из таких форм стало создание в 2020 году школьного объединения «Юный правовед», который работает в сотрудничестве с правовыми структурами, инспекторами по делам несовершеннолетних, с представителями городского суда.
Объединение имеет название, эмблему, девиз, форму. Для повышения необходимого уровня юридической грамотности обучающихся и формирования активной гражданской позиции личности реализуется курс внеурочной деятельности "Юный правовед", который носит системный характер и предполагает постепенное усложнение и расширение правовой подготовки на каждом этапе взросления ребенка.Для того, чтобы вызвать интерес к праву и решить поставленные задачи, используются активные и интерактивные методы: групповая работа, моделирование, индивидуальные и групповые проекты, ролевые игры, «мозговой» штурм и т. д. Эти методы не только повышают интерес обучающихся, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, выработку гражданских навыков и приверженность демократическим ценностям.
Ш кольное объединение «Юный правовед» помогает осуществлять деятельность по правовому воспитанию в старших классах нашей школы.
Информационная деятельность реализуется в оформлении информационных точек по правовым вопросам: «Права человека», «Законы в твоей жизни», «Подросток и закон», «Твой выбор», «Жестокость, равнодушие и сочувствие», что позволяет найти ответы на интересующие правовые вопросы. Разработка и распространение листовок, буклетов, памяток по правовому просвещению как среди обучающихся, так и среди родителей.
Пропагандистская деятельность осуществляется в организации разъяснительной работы по правовым знаниям, помощь в проведение бесед, викторин, кинолекториев, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, устных журналов, участие в создании и использовании наглядной агитации и методической базы для изучения правовых знаний, профилактике вредных привычек и правонарушений, пропаганде здорового образа жизни.
З а 2 года деятельности нашего объединения традиционными стали: проведение недели посвященной Всемирному дню прав ребенка, к дню прав человека, викторины на правовые темы, конкурсы знатоков права, беседы «Проступок, правонарушение, преступление», диалоги «Правомерное и неправомерное поведение», правовые консультации «От безответственности до преступления один шаг», которые проводят представители Березниковского городского суда, правовые игры «Мой взгляд», ролевые игры.
Проводим профилактические мероприятия по предупреждению антиобщественного поведения учащихся, профилактике наркомании, алкоголизма и табакозавимости, формированию здорового образа жизни. Разработали и реализовали проекты на тему «Осторожно, коронавирус», «Наше здоровье зависит от нас», «Мы за чистые легкие». Обучающиеся с интересом участвовали в ролевой игре «Суд над сигаретой», снимали и видеообращение по профилактике гриппа и ОРВ.
«Незнание закона не освобождает от ответственности» под таким слоганом разработан и реализуется проект «Адвокат для ребят», в рамках этого проекта участники объединения проводят правовые 5 минутки, организовывают информационные точки. Разрабатывают и вручают памятки и буклеты по правовой культуре «Административная ответственность несовершеннолетних», «Закон существует для человечества», «Внимание, каникулы», «Права ребенка и ответственность родителей» и т.д.
Наша школа в этом году приняла участие во Всероссийской неделе по профилактике безнадзорности и правонарушений в подростковом возрасте, в краевом проекте «ЗОЖ-ЗАРЯДИ ЖИЗНЬЮ», где были освещены вопросы по позитивной профилактике употребления ПАВ, ранних сексуальных связей среди подростков, формированию ЗОЖ среди учащихся с ОВЗ. Приняли участие и во Всероссийской правовом диктанте.
Результат работы школьного объединения «Юный правовед по формированию гражданско-правового сознания – это понимание обучающимися необходимости уважать закон, осознавать ценность права, неразделимость прав и обязанностей. Информацию о работе нашего объединения можно найти в ВК школы.
Конечно, выявить уровень сформированности правовых знаний непросто, но мы можем это почувствовать, понять в процессе общения с детьми на уроках и во внеклассных мероприятиях, где ученики, будучи активными участниками процесса познания, высказывают свое отношение к правовым ситуациям. Это дает возможность осознать практическую направленность полученных знаний, способствует дальнейшей социализации.